Архив
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Посвящается работникам железной дороги

1080 9 декабря 2019 | Общество

Посвящается работникам железной дороги

Весной 1949 года началось строительство новой железнодорожной магистрали Сталинск – Абакан. Новая дорога должна была соединить Кузбасс с Восточной Сибирью кратчайшим путем. Трасса призвана была обеспечить пассажирские и транзитные перевозки из районов Средней Азии, Казахстана и Кузбасса в Восточную Сибирь, на Дальний Восток и обратно. Уже и название у будущей трассы было Южсиб, по аналогии с Транссибом. Новая линия имела и важное оборонное значение как дорога, обеспечивающая выход грузов воинского назначения из юговосточных районов СССР к дальневосточным рубежам, где в канун войны с Германией была сосредоточена мощная Квантунская группировка войск агрессивно настроенной Японии. Трасса была практически разведана ещё до войны и в её начале. Руководил изыскательскими работами Александр Михайлович Кошурников, чье имя потом будут связывать с трассой Абакан – Тайшет, на изысканиях которой он героически погиб. Сначала строительство велось небольшими силами. Дорогу предстояло пробить сквозь отроги Абаканского хребта, поднимающегося к облакам. Но и изыскатели, и строители были уверены, что преодолеют все трудности. И началась трудовая эпопея. Рассчитанная на четыре года, она растянулась на девять лет. Уже в декабре 1949 года стальные рельсы новой магистрали прошли по ковыльной степи до Аскиза и там разделились. Одна колея пошла на железоносную Абазу, вторая устремилась к Кузбассу. Но настоящая работа началась с середины 1952 года после смены руководителя. Переделывали то, что уже было сделано. Наращивали земляное полотно, строили жилье. Первую станцию на Южсибе назвали станцией Хоных, в переводе с хакасского - «жизнь», «рассвет». В 1954 году по трассе пошел лес на Ачинск еще через станцию Оросительный. Путь на Кузбасс преграждал хребет, сквозь который пробивали Нанхчульский тоннель. Из 2360 метров было проложено всего около 200. Чтобы не задерживать строительство, технику перебросили через перевал и повели дальше рельсы, построили поселок на станции Бискамжа. Повели путь на Тею, к Тейскому руднику. Но тоннель продолжали пробивать. Главной заботой инженера тоннельного отряда Емельянова было механизировать весь процесс. Через перевал провели высоковольтную линию. Зимой размораживали землю для ям под опоры по трое суток, а таких ям было 100. Специалистов не хватало, приходилось готовить их на месте. И в марте 1957 года в Нанхчульском тоннеле проложили рельсы. В то же время от Сталинска звеносбойщики, путеукладчики, мостостроители, механизаторы, взрывники трудились упорно и радостно, приближая день, когда новокузнецкие строители должны были встретиться с абаканскими. Километр за километром росла железная дорога. Ни на минуту не прекращали работу МАЗы и Язы. Люди, работая вдали от станций и разъездов, переносили непогоду, неблагоустроенность быта и день за днем отвоевывали у скал новые участки будущего пути. И в декабре 1957 года строители мостопоезда №419 постройкой моста через реку Шора завершили соединение двух направлений дороги. Луч прожектора, установленного на старом кедре, выхватил из темноты мост через Шору. В его свете – люди, склонившиеся над рельсами, последний из 375 километров. Последний костыль «серебряный» вогнал старый путеец Спиридон Маркович Беркус. Ветка от Аскиза до Абазы построена была еще в 1950-м, но почти не эксплуатировалась. 5 декабря 1957 года бригада паровоза ЭМ 707-42 в составе машиниста Ивана Григорьевича Кинаша, помощника Василия Степановича Силованова и кочегара Леонида Ивановича Чекулина привела первый состав с абазинской рудой на Кузнецкий металлургический комбинат. Начальник «Сталинскстройпути» Денисов торжественно передал этот состав главному инженеру комбината Бородулину. Правда, впереди было еще много работы. Строились вагонное депо на станции Аскиз, паровозные депо на станциях Бискамжа и Междуреченск, водокачки, многочисленные служебные помещения, объекты соцкультбыта, жилье, школы. Строительные управления «Абаканстройпуть» и «Сталинскстройпуть» выполнили объем работ на 950 миллионов рублей, уложили 420 километров пути. Было построено 33 станции. В 19 снегообвальных районах установили 8250 бетонных надолбов, укрепили полотно, идущее вдоль своенравных таежных рек. 1 декабря 1959 года магистраль Сталинск – Абакан с веткой Аскиз - Абаза принята в эксплуатацию. Приняты в эксплуатацию локомотивное депо в Междуреченске, локомотивное и вагонное депо в Аскизе, оборотное депо в Бискамже, Аскизская дистанция пути, дистанция сигнализации и связи, объекты электросилового хозяйства и водоснабжения, другие предприятия. Остались в истории жизнь в бараках, поставленных прямо на болоте, в таежной глуши, и самозабвенный тяжелейший труд при 30-градусном морозе и 40-градусной жаре. Осталась дорога, и пошли по ней поезда, повезли хлеб, руду, уголь и лес, сотни тысяч тонн разных грузов. Большинство работающих на новой дороге сами её и строили, и каждый мог с полным правом сказать: «Это моя дорога».

 Н.Ажимова, заведующая детским садом №200 ОАО «РЖД», с.Балыкса

От редакции: Материал о торжестве, посвященном 60-летию со дня ввода железнодорожной ветки Сталинск (Новокузнецк) - Абакан, в с.Балыкса читайте в следующем номере.

Комментировать  

Фотогалерея