2185 15 сентября 2017 | Общество
Проблема неиспользования земель сельскохозяйственного назначения стоит на протяжении многих лет. С каждым годом ситуация усугубляется по причине зарастания сельхозугодий древесно-кустарниковой растительностью. Одним из путей решения данного вопроса является принудительное изъятие неиспользуемых земель сельхозназначения с целью их продажи добросовестному правообладателю, желающему заниматься сельскохозяйственным производством.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельхозназначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским и Земельным кодексами РФ и Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст.6ФЗ).
Земельный участок из земель сельхозназначения может быть изъят у его собственника принудительно в судебном порядке в случае, если он используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельхозназначения или значительное ухудшение экологической обстановки.
Также земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника в судебном порядке в случае, если в течение трёх и более лет со дня возникновения права собственности участок не используется для сельхозпроизводства или иной сельскохозяйственной деятельности (в указанный срок не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения земельного участка). Срок освоения неиспользуемого участка не может составлять более чем два года. Следовательно, максимальный срок неиспользования земельного участка, по истечении которого он может быть изъят у правообладателя, в том числе и у собственника, составляет не менее 5 лет (при условии, если правообладатель в течение 2 лет, предусмотренных на освоение, предпринял меры, направленные на введение участка в оборот).
Таким образом, принудительное изъятие земельного участка из земель сельхозназначения у его собственника по основаниям, предусмотренным Законом об обороте земель, может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования или неиспользования земельного участка после назначения административного наказания.
Неиспользуемые земельные участки чаще других подвергаются захламлению ТБО, поэтому Земельным законодательством РФ также предусмотрено принудительное изъятие участка, если площадь захламления составляет 0,5 га и более. В этом случае изъятие возможно так же, как и при неиспользовании земельного участка, с обязательным соблюдением трех условий:
- привлечение к административной ответственности за допущенное правонарушение;
- обязательное предупреждение о возможном принудительном изъятии в судебном порядке;
- наличие факта неисполнения предписания о ликвидации свалки ТБО в течение установленного срока.
Орган государственного земельного надзора проводит плановое или внеплановое административное обследование земельного участка. По его результатам составляется акт обследования. При наличии нарушений собственнику выдается предписание об их устранении. Одновременно назначается административное наказание в виде штрафа за неиспользование земельного участка. Его размер для граждан составляет от 0,3% до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3000 руб. (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ).
Принудительное изъятие земельного участка сельхозназначения может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания. Подтверждением факта неустранения ненадлежащего использования земельного участка является назначение административного наказания в виде штрафа за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор. Размер штрафа для граждан составляет от 10 до 20 тыс. рублей (п. 25 ст. 19.5 КоАП РФ).
В случае неустранения правонарушений в срок орган государственного земельного надзора направляет материалы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, по результатам их рассмотрения вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и его продаже с публичных торгов.
М.Межекова,
специалист-эксперт межмуниципального отдела Управления
Росреестра по РХ