Рубрики

Второй той в жизни человека

1521 24 июня 2021 | Асхыс Чайааны

Второй той в жизни человека

Свадебная церемония, наряду с рождением и уходом в другой мир, является одним из важнейших событий жизненного круга. Потому что семья создается для продолжения рода, а значит, народа.

Свадьба у хакасов состояла из нескольких этапов: сас тойы, когда заплетали две косы невесте, затем чарас (мировая), еще один чарас, где договаривались о свадьбе и сама свадьба (той). Эти этапы соблюдаются и в современном обществе.

Существовали запреты, которых придерживаются и сейчас. Это:

- запрет жениться на родственниках своего рода до 15 колена (считается, что кровь обновляется за это время, однако по женской линии таких запретов не было, поскольку женская кровь обновляется быстрее);

- братья не могли жениться на родных сестрах;

- два брата не женились в один год и две сестры не выходили замуж в один год;

-до тех пор пока старший брат не женился, младший не мог обзавестись семьей - в противном случае старший брат будет несчастным;

- девушка не могла выйти замуж в том году, когда женился ее брат; но если сначала сестра вышла замуж, то брат мог обзавестись семьей в этом же году.

Сейчас очень модным стали гражданские браки. В них есть, конечно же, и свои плюсы. Вопросы брака в современном обществе решаются самими молодыми людьми. Родителей не спрашивают. А раньше брак был завязыванием отношений между двумя коллективами. Из-за этого разводы были очень редки.

Если сейчас существуют законные, то есть скрепленные в ЗАГСе печатями, и гражданские браки, то раньше можно было выделить разные формы браков у хакасов.

1) Сговор «чахсынаy алысханы» (обмен по-хорошему): сватали малолетних (иногда даже еще не родившихся) детей, которые при достижении совершеннолетия становились супругами.

2) Умыкание (воровство невесты): невеста, как правило, была совершеннолетней.

3) Еще более архаичная форма – дарение розового фламинго: парень, убивший фламинго, имел право сватать любую девушку.

4) Левират: когда вдова выходила замуж за младшего деверя; сорорат: когда вдовец женился на младшей сестре умершей жены - в целях сохранения имущества в пределах семейно-родовой группы.

Раньше девушку принято было похищать, даже если между молодыми бывала договоренность насчет места и времени увоза девушки. Когда обнаруживалась пропажа, отец девушки снаряжал погоню из крепких парней. Когда приезжала погоня, родители жениха выходили навстречу с угощением, говорили приветственную речь, признавали свою вину.

Дочь отвечает:

– Позым килгем.

Получив от дочери такой ответ, отец успокаивается и заводит разговор о калыме. Полученный калым сразу отец невесты распределял между сыновьями и братьями, которые, в свою очередь, должны были внести свою долю в приданое. Происходила своеобразная покупка невесты. Поэтому поводу есть хакасская пословица: «Саап алза – ceт полар, садып алза – хат полар» (Если надоишь – будет молоко, если купишь – будет жена).

На следующий день (а сейчас, как правило, в этот же день) проводится праздник Сас той (праздник заплетания волос) в доме родителей жениха.

Сас тойы

Сас тойы – обрядовая часть заключается в следующем: девичьи волосы заплетаются в две косы – прическу замужней женщины. Волосы были показателем социального статуса женщины: замужняя носила две косы, девушки – много косичек, старые девы – три косички, родившие ребенка без мужа (сурас) – одну косу, и это считалось большим позором.

Праздник сас тойы возглавляют жены старших братьев жениха, или его старшая сестра, или жена дяди по матери). Расплетавшая косички называется посаженной матерью и отвечает за все основные ритуалы, связанные с невестой.

Невесту садят посередине комнаты. С правой стороны косу заплетает старшая невестка (посаженная мать), с левой – младшая (свояченица). С макушки жениха выдергивается клок волос и вплетается в косы невесты. Считается, что тем самым дух мужчины будет оберегать жену. Волосы заплетаются не как обычно, а вниз (тискер), то есть против часовой стрелки. Концы кос завязываются нитками. После заплетания кос на голову невесты надевают платок.

После обряда заплетания кос мать жениха накидывает хакасский платок на плечи жениха и невесты и подводит к печке для поклонения богине огня. Молодые кланяются три  раза, а мать произносит благопожения в честь невесты.

Затем молодых садят за стол, и все гости тоже садятся для угощения.

Раньше существовал еще один обряд во время сас тойы. Мать жениха брала правую переднюю берцовую кость забитого скота и водила над головой невесты.

Потом берцовую кость брал дядя жениха по материнской линии и бросал в сторону молодых людей.

Тот, кто поймает ее и сможет удержать у себя, так как  другие будут пытаться отобрать, вскоре удачно женится. Ему благопожелания.

После сас тойы родственники жениха едут к родителям невесты на мировую (чарас). Тексты тахпахов взяты из статьи учителя Есинской школы В.С.Тинниковой.

Чарас

Сейчас на мировую ездят и сами родители жениха, и родственники как со стороны отца, так и с матери. Раньше принято было ездить дяде жениха по отцовской линии и его жене или же отцу жениха.

Перешагнув порог дома, мужчина просил разрешения пройти

Пока не разрешат пройти, не проходят в дом. Только после этого достают свой тулуп (гостинцы) и накрывают на стол. Начинается трапеза. Приходилось видеть разные варианты: иногда весь стол накрывали родственники жениха, или же совместными усилиями. Водку обычно берут на мировую 4 или 6 бутылок. Гостям не принято засиживаться долго и допивать все: посидели – пора и честь знать.

Как правило, на мировую ездят два раза. В первый раз, чтоб познакомиться и породниться, а во второй раз – договариваться о свадьбе. На этот раз уже едут оба родителя жениха и вновь с угощениями.

Завершающий этап – это сама свадьба (той).

Той

Сейчас свадьбы стараются проводить в одном месте, причем не в доме, а в ресторанах, кафе, столовых. Думается, это удобно для всех: родителям не нужно ломать голову, как накрыть стол и кто будет обслуживать во время застолья (всем хочется повеселиться, а не бегать с тарелками туда-сюда); гостям – что места много и не нужно никуда торопиться. Без тамады сейчас это уже не свадьба.  Без живой музыки – тоже. Все зависит от кармана и размера кошелька.

Правда, некоторые родители строго придерживаются старинного обычая проводить свадьбу сначала в доме жениха, а потом невесты. И все это в один день. Только разгуляешься – нужно ехать. В итоге ни здесь не догуляли, ни там не разгулялись. Раньше-то как было? Свадьба в доме жениха гулялась несколько дней, потом только, спустя время, везли невесту в дом ее родителей. Тогда по-другому и не могло быть.

На всех этапах свадьбы играли на музыкальных инструментах, исполняли традиционные танцы, устраивали спортивные состязания.

Во время заключительного этапа свадебных мероприятий, то есть в доме невесты, жениху устраивали комплекс испытаний, который он должен был с честью пройти. Некоторые из них устраиваются и сейчас: например, расколоть чурку с первого удара. Проверяли жениха в качестве хозяина, охотника, животновода: стрельба из лука, арканивание лошади, разделывание туши барана без топора, обгладывание кости, езда на коне и другие.

Если свадьба проводится в одном месте, то испытания, как правило, проводятся во время выкупа невесты.

Обязательно должно быть поклонение родителям в доме невесты. Здесь же ставили жениха на колени и три раза ударяли по спине кнутом или ремнем. Смысл обряда в том, чтобы родство было крепкое. Право бить предоставлялось дяде невесты па материнской линии (тайы).

 Можно во время выкупа невесты запросить от жениха калым. Сумма обычно бывает небольшая, чаще всего запрашивается в шуточной форме.

Входит в обычай проведение торжественной части свадьбы по старинным национальным традициям в музее «Хуртуях Тас». Церемония в музее включает поклонение Великой каменной матери и угощение молодоженов молоком из рук родителей.

Все остальное что у русских, что у хакасов проходит одинаково: украшение свадебного кортежа, посещение памятных мест, мемориала, «горы любви», перенесение на руках невесты через мост, разбивание бутылок шампанского (нелепость!), крики «Горько!», с недавних пор – «Кисло!» (стимулирование к поцелуям свидетеля и свидетельницы – ???) и всевозможные игры, конкурсы. Появилось нововведение – вешать замок на перила моста, а ключ от него бросать в воду, – якобы, этот ритуал спасает от неверности. Что уж говорить, весело сейчас проходят свадьбы. Не то что раньше: наелись, напились – и все.

Галина Боргоякова

Газета "Аскизский труженик"    2011 г.

Комментировать  

Другие новости