Архив
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Все началось с музыки

2089 25 декабря 2017 | Наши люди

Все началось с музыки

1972-й год. На экраны страны выходит фильм режиссера Бараса Халзанова «Кочующий фронт». В нем заняты такие именитые актеры, как Юрий Соломин, Леонид Кулагин, Наталья Кустинская, Асанбек Умуралиев, Петр Глебов. Но что интригует, так это хакасская фамилия Бурнаков в титрах кинофильма. Кто же этот таинственный незнакомец?
На самом деле он знаком многим в нашем районе, но как первого из хакасов, снявшегося в полнометражном художественном фильме, его знают, думаю, лишь близкие ему люди. Николай Павлович Бурнаков родился в 1949 году в Верхней Тёе, что близ Усть-Чуля, долгие годы проживал с семьей в Кызласе, последние пятнадцать лет - житель Аскиза. 
Как же вышло, что паренек из далекой таёжной деревушки попал в актерский состав кинофильма, снятого на Свердловской киностудии? А всё началось…  с музыки. Каждый человек уникален, не похож на других, каждый несет в себе целый мир. Мир Николая Павловича наполнен музыкой, неразрывно связан с ней. Любовь к ней он, по-видимому, получил в наследство от отца Павла Васильевича - искусного чатханиста и балалаечника.
Но начать надо всё-таки с раннего детства, кусочек которого остался в его памяти таким эпизодом: «Играю я на песке с машинкой, тут соседские ребятишки прибегают и зовут: пойдем в школу, там конфеты дают». Кто бы отказался от такого заманчивого предложения? Вот и Коля поспешил со всеми, не зная, что на дворе стоит 1 сентября. Так он и очутился в свои неполные шесть лет в числе учеников. Гранит науки оказался мальцу по зубам, и учительница оставила его в классе, тем самым, наверное, задав тон всей дальнейшей жизни: жить немного с опережением, успевать больше других. И потому он был первым в истории Абаканского музучилища тринадцатилетним студентом. 
А прежде была успешная учеба в Усть-Чульской школе, жизнь в интернате. 
- Уроки музыки вел Анатолий Сергеевич Инкижеков, красивые, мощные, с мелодичным переливом звуки его аккордеона буквально пленили меня. Он ставил с нами и танцевальные номера, помню, как мы в сомбреро выходили на латиноамериканский танец, как отплясывали «Яблочко». Там я научился играть на слух на всех инструментах, которые только попадались под руку, но больше всего уважал баян и гармошку. Вообще, звук гармони с детства бередил мне душу, где ни услышу – иду  как на зов какой.
Мальчуган-шестиклассник, он был уже, как говорится, первым парнем на деревне – гармонистом, без которого не проходили танцы. Молодежи, которая приходила его звать в клуб, он, конечно, мог отказать, но не своей маме, говорившей: «Ну иди, сынок, сыграй, уважь людей».
Видя талант мальчика к музыке, после 8 класса его из школы направили в музыкальное училище. А там после первого же прослушивания вынесли решительный вердикт: «Наш человек!» и зачислили в ряды студентов по классу баяна. Жизненная дорога будто сама стелилась под ноги, и он, не колеблясь, шел по ней.
С деньгами было трудновато, родители в совхозе ведь не так много зарабатывали, и сельский парень, привыкший не опускать рук, решил найти работу и обратился прямиком в драмтеатр. Ходу до него было два шага от училища, но тут, скорее, творческая натура дала себя знать. В театре симпатичного фактурного парня сразу приняли артистом в хакасскую труппу, где он потом проработал два года. Играл в спектаклях «В ночь лунного затмения», «Айдон» и других на одной сцене с актерами старой легендарной плеяды. Надо сказать, что судьба не раз сводила его с известными, увлеченными своим делом людьми. Служба в армии в 1969 году на острове Диксон подарила встречу с прославленным земляком Брониславом Семеновичем Майнагашевым, в то время начальником Штаба морских операций Западного сектора Арктики. Слова «Вас ищет адмирал» запечатлелись в его памяти.  
Опыт сценической игры пригодился Николаю Павловичу впоследствии во время киносъемок. А все случилось так.
- После армии поступил в институт культуры в Улан-Удэ, - рассказывает он. - Однажды решил пропустить занятие по физкультуре - лыжную подготовку. Дело в том, что раньше лыжи не имели специальной обуви и просто привязывались к имеющейся. Для этой цели лучше всего годились валенки, а у меня из обуви только замшевые ботинки, и мне их стало жалко. Ну а ребята, жившие со мной в комнате, последовали моему примеру. Дождавшись ухода сокурсников на занятие, мы вышли в коридор, а навстречу нам какие-то люди, среди них женщина в шали, которая вдруг показывает на меня и радостно восклицает: «Вот он, вот он!». Женщина оказалась помощником режиссера, подбиравшим актеров на роли в «Кочующем фронте». 
По какой такой счастливой случайности их пути пересеклись, сузившись до размеров институтского коридора, теперь уже никто не скажет. Но главное случилось: его нашли, сфотографировали в анфас, в профиль и велели ждать.
- Вскоре вызвали на кинопробы в Свердловск, кроме меня, на эту роль пробовались узбек и бурят, - продолжает Николай Павлович. - Дорогу оплатили, думаю, поеду, хоть одним глазком погляжу, как кино снимают, а меня взяли и на роль утвердили. Фильм снимали целый год, то в Свердловске, то в Читинской области. Действие происходит в годы гражданской войны. В Енисейской губернии, в глубоком тылу колчаковских войск, три десятка сёл провозглашают партизанскую Советскую Баджейскую республику. Когда противостоять на равных регулярным белым войскам стало невозможно, командир партизан Петр Щетинкин (Петр Глебов) решает перейти границу с Монголией. Я играл молодого монгольского парня Сундуй Сурэна, сына военного министра. Моим отцом по фильму был Асанбек Умуралиев - народный артист Киргизской ССР. Сын воюет в числе красных, а отец сомневается, не зная кого поддержать. Чтобы склонить военного министра на свою сторону, командир посылает Сундуй Сурэна. Объединившись с монгольскими войсками, партизаны одерживают победу.
С тех пор прошло 45 лет, за которые научно-технический прогресс шагнул вперед так, что просто уму непостижимо. Но в начале 70-х во многих домах ещё телевизора не было, поэтому очень популярны были походы в кинотеатры. Представьте, что творилось, когда, отснявшись в очередных эпизодах, Николай возвращался на учебу в институт: на парня глядели, как на приземлившегося космонавта, да что студенты, иные преподаватели зачеты ставили, поинтересовавшись лишь штрихами его биографии. Для сокурсников возвращение Николая и вовсе было праздником, студенты – народ небогатый, а тут актерский гонорар!
И мог бы Николай Бурнаков пойти и дальше по актерской стезе – талантом не обделен и возможности жизнь предоставляла: и тогда, когда режиссер Хакасского драмтеатра Эльза Михайловна Кокова хотела отправить его в Ленинград сразу на второй курс, и тогда, когда в киностудии предлагали помощь в переводе на учебу в Свердловск с прицелом на будущее сотрудничество, и когда Станислав Ростоцкий звал в Москву, обещая квартиру на Старом Арбате. Ничем не прельстили, серьезному по характеру юноше жизнь артиста пришлась не по нраву. На первом месте для него всегда была музыка - музыка родных гор, тайги, степей. И он, теперь уже семейный человек, обосновался в Кызласе. 
- Работал художественным руководителем Дома культуры, - говорит Николай Павлович, - одновременно преподавал в музыкальной школе, обучая юных баянистов, и вёл уроки пения в средней школе. Это было время агитбригад, творческих отчетов совхозов, на которых с нашими кызласскими самодеятельными артистами на равных соперничали, наверное, только усть-камыштинцы со своим отменным баянистом Степаном Павловичем Чезыбаевым. Создали в Кызласе хор трехголосный, женский ансамбль «Торuайах», которому было присвоено звание «Народный». Ансамбль считался образцово-показательным, и нам даже хотели устроить концертное турне по республике, но как бы учителя, медики, доярки - участницы ансамбля, оставили свои рабочие места?
Живя в Аскизе, Николай Павлович работал с ансамблями «Алтын хыл» в поселке Аскиз и «Подснежник» в Бельтирском, занимался музыкой с детьми в пансионе. Его заслуги на музыкальном поприще отмечены на самом высоком уровне – нагрудным знаком Министерства культуры Российской Федерации "За достижения в культуре". 
- Ну теперь-то на пенсии под аккомпанемент моего баяна больше солирует наша собачка Лаки, - улыбается мой собеседник. - Беру в руки баян - она тут как тут. Удивительно, но у тойтерьеров, оказывается, проявляются способности к пению, когда они часто слышат музыку.
- «Кочующий фронт» ведь был не единственным фильмом, в котором Вы снялись?
- Да, в 1977 году вызвали в Москву, искали человека на роль главаря бандитов в фильме «Конец императора тайги». Посмотрели, сказали: не подойдет - лицо революционера и предложили роль красного командира. Фильм снимали в Карасуке Орджоникидзевского района, а те эпизоды, что с пацаненком на голубятне, которого сыграл Виталий Канзычаков, бывший директором театра «Читiген», - в тёйской деревушке Маӊнығас, тогда ещё она не была заброшена. До съемок прилетали на вертолете, кружили в поисках подходящего домика, выбрали дом старика Василия Кичеева.
Славится талантами-самородками благословенная тейская земля. Сколько людей с музыкальным, поэтическим, художественным талантом дала она Хакасии! И один из них тот самый Бурнаков, которого можно назвать в числе первых хакасских киноактеров.
Светлана Чертыкова

 

Комментировать  

Фотогалерея