Рубрики

Война детскими глазами

2820 7 апреля 2017 | Наши люди

Война детскими глазами

У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие во время Великой Отечественной войны девчонки и мальчишки надолго запомнили все те ужасы, которые им пришлось испытать.

Ольге Ивановне Зуевой, ветерану посёлка Вершина Тёи, в 1941году было семь лет, но она помнит все как было: «Мы гостили летом 41-го года у бабушки под Ленинградом со старшим братом, куда приехали из Вологды. Началась война и деревня попала в зону оккупации, видели немцев и полицаев. Самое страшное воспоминание – это бомбёжки, которые были каждую ночь: всё горит, всё бегут, кричат, плачут. Прятались где только можно: зимой – в погребе, летом – в лесу. Наутро, когда рассветёт, картина была страшная. Немцы не разрешали убирать тела погибших, за попытку похоронить убивали на месте. Фашисты сбрасывали трупы в ямы и заравнивали землей. Тех, кто не подчинялся, вешали. Они висели для устрашения. Зимой качались от ветра и стукались друг о друга, летом стоял невыносимый запах. Особенно страшно было, когда приезжали «чёрные шинели». Так в деревне звали эсесовцев. Маленьких старались спрятать. Молодых угоняли в Германию, было столько рёва!».

Ольга Ивановна вспоминает, что многие умирали от голода: люди опухали, ноги становились как стеклянные. Детям отдавали последнее, и ей с братом удалось выжить. Домой в Вологду мать забрала их, только когда сняли блокаду Ленинграда. Дома тоже было несладко. В большой семье, где она была второй, было ещё четверо младших. Можно только представить, какие лишения испытывали маленькие дети!

День Победы запомнился небывалой радостью. Паровозный гудок извещал о приближении поезда, и ребятишки вместе со всеми бежали на вокзал. Играл духовой оркестр, вернувшихся с фронта встречали все жители города, каждый ждал своих родных. Были солдаты на костылях и раненые, их увозили по домам на телегах. Люди обнимались и плакали. Так продолжалось несколько месяцев. Осенью радость пришла и в их дом – вернулся с войны отец: «Помню, что хромал, наверное, были ранения, я не знаю. В 53-ем его уже не стало. Мать ушла следом за отцом, ей было всего 46 лет, здоровье подорвала война. Младших детей пришлось отдать в детский дом. После войны помню пленных немцев, которые работали в городе на стройках под охраной часовых и собак. Были очень жалкие, оборванные, голодные. Мальчишки бросали в них камнями».

Трудовая биография Ольги Ивановны большая и интересная. Довелось плавать на Тихом океане, на рыболовном судне, жила в Карелии, где похоронила свою первую новорожденную дочку. Но основная часть жизни связана с Вершиной Тёи, где она живёт уже больше полувека. Свои первые впечатления от знакомства с рудным посёлком помнит хорошо: «Я день и ночь рёвом ревела. Очень боялась взрывов, которые проводились в карьере. Они напоминали войну. Пугали огромные снега – окна первого этажа в деревянном бараке были завалены. Потом привыкла и вот уже 54-ый год я живу в Тёе. Куда бы ни уезжала, тянет сюда, домой».

Вспоминая молодые годы, Ольга Ивановна гордится тем, что причастна к строительству посёлка, так как 12,5 лет отработала на бетонном заводе, на бетономешалке: «Посёлок в 60-е годы как раз строился. Так что все дома стоят на моём цементе».

А лично я помню О.И. Зуеву, как замечательную, улыбчивую работницу профилактория, которая в грязелечебнице помогала восстанавливать здоровье работникам Тёйского рудника. Этой профессии она отдала три десятка лет своей жизни и всегда была в числе лучших. На заслуженный отдых ушла только в 70 лет!

Глядя на неё, не поверишь, что эта женщина уже разменяла девятый десяток своей трудной, интересной и временами трагической жизни. Она по-прежнему радуется каждому прожитому дню, старается помочь тем ветеранам, кто уже не в силах выходить из дома: покупает продукты, носит газеты. Главным итогом своей жизни считает детей и внуков и надеется дожить до правнуков. Ольга Ивановна очень переживает о сегодняшних событиях на Украине, которые напоминают ей военные годы: «Вот это всё я видела наяву. Но там были немцы, фашисты. Но тут-то свой своего убивает! Господи, как такое возможно!».

Дай Бог Ольге Ивановне и всем живущим среди нас детям войны многих лет полноценной жизни, здоровья, любви и уважения окружающих!

Ирина Фильчук

Фото из семейного альбома О.И. Зуевой

Комментировать  

Другие новости