Рубрики

В Хакасии зафиксирован новый вид «профессиональных жалобщиков»

228 1 июня 2022 | Происшествия

В Хакасии зафиксирован новый вид «профессиональных жалобщиков»

Некие «общественные инспектора» требуют проверить и наказать муниципальных заказчиков

Новый игрок на рынке «профессиональных жалобщиков» появился недавно в Хакасии*. С начала 2022 года в региональное антимонопольное Управление поступило 14 обращений с требованием провести проверку и наказать государственных и муниципальных заказчиков Хакасии.

Как действуют самоназвавшиеся «общественные инспектора», на кого и на что конкретно жалуются, что делать учреждениям республики, чтобы оградить себя от штрафов по таким заявлениям, рассказала Ксения Лебедева, руководитель Хакасского УФАС России:

- В последнее время к нам регулярно стали поступать заявления от некой «общественной организации», зарегистрированной в Москве и именующейся «Общественный контроль». Заявитель жалуется в основном на медицинские учреждения нашей республики. А именно – на ошибки и нарушения при проведении закупочных процедур.

Жалобы поступили на Республиканский перинатальный центр, Республиканскую больницу им. Г.Я.Ремишевской, Республиканский кожвендиспансер, Республиканский Центр крови, Республиканский Центр профилактики и борьбы со СПИДом, Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер, Абаканскую клиническую межрайонную больницу, Бейскую, Боградскую районные, Абазинскую, Сорскую городские больницы и на главный вуз республики.

- Заявитель анализирует закупки прошлого и нынешнего года, проведенные учреждениями республики. Это и поставка лекарственных препаратов, оборудования, питьевой воды, соли, бумажных полотенец, и оказание услуг по теплоснабжению, водоотведению, телефонной связи, франкированию писем, т.д.

В спектре внимания ООО «Общественный контроль» - системные, повторяющиеся нарушения в закупочной деятельности заказчиков. Речь о:

- нарушении сроков размещения документов в Единой информационной системе (в частности, контрактов, их изменений, информации об исполнении);

- отсутствии информации о начислении штрафов и неустоек за ненадлежащее исполнение контракта как в ЕИС, так и в проектах контрактов;

- нарушении сроков приемки товаров заказчиком и несвоевременное размещение информации об этом в ЕИС;

- неустановление либо нарушение сроков и порядка оплаты с поставщиком.

- По закону, заказчик обязан опубликовать в ЕИС контракт в течение 5 дней с момента его подписания сторонами. Срок оплаты за товары или оказанные услуги составляет не более 15 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке и не более 30 дней при поэтапной оплате. В случае просрочек поставки товаров/оказания услуг заказчик обязан потребовать неустойку/штраф.

Для справки. Механизм действия «профессиональных жалобщиков»: они внимательно следят за данными на электронной площадке закупок, скрупулезно изучают все аукционные документы, отслеживают все шаги заказчиков – от размещения извещения о закупке до подписания контракта и размещения информации об его исполнении/неисполнении. Отлично зная действующее законодательство и оперативно следя за его изменениями, «жалобщики» находят «огрехи» в документах – чаще всего муниципальных -  заказчиков. Пишут обращение в ФАС. Антимонопольная служба проводит проверку, результат – возбуждение административного дела, проще говоря – штрафа для виновных должностных лиц, как правило, сельских, районных администраций.

«Профессиональные жалобщики» обычно действуют так: звонят заказчикам и просят оплатить им «отзыв жалобы в УФАС». Новый же жалобщик из Москвы действует иначе – после обращения в антимонопольную службу звонит, опять же, наказанному с его легкой руки заказчику и предлагает свои услуги – «проверять на будущее, чтобы все документы были в порядке».

- К сожалению, есть еще в нашей республике, да и в стране в целом, государственные и муниципальные заказчики, которые оплачивают эти «отзывы жалоб» либо «услуги «общественных инспекторов». Однако следует знать: даже при отзыве жалобы антимонопольщики все равно проводят внеплановую проверку документации заказчика, так что административной ответственности избежать не удастся. Что касается оплаты услуг – можно самим следить за изменениями в законах о закупках, консультироваться у специалистов ФАС. Общий совет всем заказчикам – соблюдайте все требования законодательства, не слушайте и не подчиняйтесь сомнительным предложениям «жалобщиков», в трудных случаях консультируйтесь с нами, мы открыты для всех в пределах своей компетенции. 

*УФАС в других регионах начали получать его обращения с 2015 года. 7 лет жалобщик «добирался» до нашей республики.

колаж и Пресс релиз  Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия

Комментировать  

Другие новости