Архив
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Традиции исполнения алыптыг нымахов

735 28 октября 2022 | Асхыс Чайааны

Традиции исполнения алыптыг нымахов

В последнее время наблюдается такая картина: люди начали избавляться от книг. Мол, лишний груз при ремонте или побелке, пыль собирают. Во-вторых, зачем они, если в Интернете все есть. Приобрел электронную книгу, скачал что нужно – и живи припеваючи.
И все же… Есть люди, которые продолжают покупать книги. Чтение книги – это то, что ничем не заменишь. Знакомство с Миром хонгорского (хакасского) фольклора В.Я. и И.И.Бутанаевых вызвало желание поделиться с прочитанным. Да простит меня Виктор Яковлевич: при всем моем уважении к нему и преклонении перед его научными трудами позволю себе не употреблять понятие «Хонгорай», ибо такое самоназвание не вошло в привычку.

 

Народ сохранил язык в устной форме

Сначала небольшой экскурс. Древнетюркская письменность, появившаяся на три столетия раньше древнерусской, то есть в VII веке, во времена татаро-монгольского ига исчезла вместе с другими достижениями высокоразвитой культуры Древнехакасского государства. И лишь в 1926 году вновь появилась у хакасов письменность. Наш народ сохранил свой язык в изустной форме благодаря фольклору и прежде всего героическому эпосу. В нем – вся мудрость народа, его чаяния.

А мы не подхватили традицию

Много ли мы знаем о традициях сказительного мастерства. Скорее всего уместна будет пословица «Век живи – век учись».
Хакасские богатырские сказания уходят своими корнями в скифскую эпоху и выступают важным и иногда единственным источником для исследования исторического прошлого бесписьменных народов, каким оказался и наш народ.
В.В.Радлов, первый из ученых записавший тексты сказаний абаканских татар, отметил, что у хакасов «чрезвычайно высоко развита эпическая поэзия – стихотворные сказки и героический эпос». Он пишет: «Своими сказками абаканские татары создали себе идеальный мир, занимающий очень важное место в их духовной жизни».
«Вообще в сказаниях о богатырях и их подвигах найдется немало интересных фактов для разъяснения истории народа, его религиозных верований, нравов и обычаев», – а это уже пишет наш замечательный Н.Ф.Катанов, без которого невозможно представить хакасский фольклор.
Большая заслуга в изучении героического эпоса сотрудников ХакНИИЯЛИ В.И.Доможакова, Д.И.Чанкова, Т.Г.Тачеевой, У.Н.Курбижековой, В.Е.Майногашевой, П.А.Троякова, В.Я.Бутанаева. Авторам представляемой книги – В.Я. и И.И.Бутанаевым– представилась возможность записать тексты алыптыu нымахов от таких прекрасных знатоков хакасского фольклора, как С.П.Кадышев, П.Янгулов, Е.П.Миягашев, П.А.Доможаков, Н.Е.Чустеев, Е.Н.Кулагашева, А.В.Курбижекова, Е.Н.Чустеев, В.С.Тюмереков, Е.Арчимаев, П.Райков, И.Л.Коков, Б.Сарлин, Д.Сабуров, В.П.Кыштымова.
К сожалению, молодое поколение не подхватило традицию исполнительского мастерства, и знатоков героического эпоса в настоящее время нет. Книги – единственный источник, где сохранилось это бесценное богатство.

Алыпы на защите Родины и семьи

Главные герои героических сказаний – алыпы. Смысл их жизни – защита свободы своей Родины от чужих ханов и подземных чудовищ, сохранении и охране общественного уклада, создании семьи и продолжении рода человеческого. Таким образом, что было идеальным для народа? Свободная Родина, мир, согласие, семья, дети.

Столько знать наизусть?

Объем алыптыu нымахов – от 1,5 – 2 тыс. до 10-15 тыс.строк.
Это какой феноменальной памятью нужно было обладать, чтобы знать наизусть такой объем! Некоторые сказания были настолько велики, что затягивались на несколько суток. Но сюжет алыптыu нымахов не должен был превышать жизни трех поколений богатырей, иначе, считалось, исполнитель подвергает опасности свою судьбу. Называлось сказание, как правило, по имени богатыря первого поколения.

Почему только ночью?

Алыптыu нымахи всегда исполняются ночью: с вечера до утра, потому что днем сказитель и душа эпического героя могут сбиться с пути и заблудиться. Если сказителя захватил рассвет, то закрывали дымовое отверстие юрты или окна дома, чтобы он мог закончить произведение.

Помогало напутствие

Перед началом сказания рапсода усаживали на белую кошму на почетной стороне юрты. Когда рапсод начинал свое повествование, слушатели благословляли его напутствием: «Пусть будет сказание наполнено многочисленными битвами, пусть будет дорога богатыря захватывающей, пусть в пусти его будут различные волшебные преграды и многочисленные приключения.

Если посетит нымах ээзi

Эпические произведения, согласно поверьям, имели духов-хозяев-нымах ээзi. Если нымах ээзi соизволит появиться там, где сказывается сказание, то у рапсода наступает необыкновенное вдохновение, легко льется его речь, громче звучит чатхан.

Все снилось?

 Знаменитый потомственный сказитель П.В.Курбижеков впервые свой алыптыu нымах «Алаты – хан на красно-пегом коне» исполнил в 10-летнем возрасте. Удивленная мать спросила его, откуда он знает этот алыптыu  нымах. Петр признался, что слышал во сне. Оказывается, это сказание принадлежало ее отцу, мастеру слова Демишу Кульбустееву, умершему еще до рождения внука.
У Петра Курбижекова отец Тайса и дед Егор были профессиональными сказителями. Более сорока алыптыu нымахов П.Курбижеков познал во сне. Считалось, что великие рапсоды видят во сне души богатырей, и таким образом рождаются новые героические сказания.

А мы так сможем?

Каждый профессиональный сказитель имел в своем репертуаре от 10 до 20 и более произведений. От хайджи М.К.Доброва записано 12 сказаний, от С.П.Кадышева – 13, от П.В.Курбижекова – 19, от И.Л.Кокова – 16.
Ни в коем случае не прерывать и не искажать!
К исполнению алыптыu нымахов относились очень серьезно, шутки здесь были неуместны. Любое сказание нельзя было прерывать на полпути. Считалось, если сказитель не доводит сказание до конца, то души богатырей, т.е.предков-аuалар, рассердятся на него. Надо обязательно вернуть эпических героев в родные кочевья, иначе они будут бродить по свету неприкаянными. Хакасы верили, что исполнители могут погибнуть, если исказят содержание сказаний, а тем более, не закончив, прервут их. Это считалось большим грехом.
-Дух-хозяин (нымах ээзi) неотступно следит за исполнительским мастерством рапсодов. Рассказывают, что исполнитель Ульчугачев, живший в аале Чулдагы, имел обыкновение не доводить сказания до конца. Скопилось много незавершенных поэм, а сам он, состарившись, умер. Но дух-хозяин не отпустил должника. На третий день после его смерти он поднял сказителя из гроба и заставил в течение 40 дней исполнить все неоконченные произведения. «Меня не отпускает хозяин сказаний – нымах ээзi, – обратился Ульчугачев к людям, – дайте мне чатхан, дайте вина». Наутро сорокового дня он закончил все алыптыu нымахи, после чего спокойно отправился на тот свет.

С помощью хая с горными духами?

Исполнение алыптыu  нымахов сопровождалось горловым пением – хай. Это особое звукоизвлечение, производимое при помощи сжатия гортани и нешироко открытым ртом. Хай придает торжественность, важность и грусть повествователю. Первоначально он носил сакральный смысл и служил средством общения с горными духами – таu ээзi, от которых, согласно поверьям, произошли наши предки. Горные духи незримо собирались рядом со сказителями и наслаждались гортанными звуками.

Расплата за дар?

 Хайджи могли стать только особо одаренные, обладающие хорошей памятью люди. Традиционно ими были только мужчины. У тюрков Саяно-Алтая они считались людьми с несчастной долей. Они  зачастую оставались без семьи, без дома и без богатства.

Зато какое уважение!

 Хайджи пользовались большим уважением в обществе и часто приглашались в гости по всей Хакасии. В некоторых родах они не платили податей. Иногда провинившихся хайджи выпускали даже из мест заключения –хариб при степных думах, чтобы послушать их на праздниках, на конских состязаниях и т.д.

Ээлiг хайджи

Сказители с даром исполнительского мастерства самого высокого уровня назывались ээлiг хайxы (букв. «обладающие духом-хозяином пения»). Когда они исполняли свои произведения, якобы, слушать их собирались различные духи – хозяева гор, тайги и рек. Однажды во время поэтического повествования П.В.Курбижеков не совершил необходимого кропления аракой духу-хозяину сказания. Душа эпического богатыря разгневалась и скрутила сердце хайджи. Он потерял поэтический дар и оказался на смертном одре.
Быть хайджи опасно?
 Если хайджи от усталости, подавленного состояния или из-за каприза не хотел исполнять сказания и играть на чатхане, то пришедшие его слушать горные духи, разозлившись, могли отомстить сказителю и погубить его душу.

У чатхана тоже есть ээзi?

 Героические сказания исполняются под аккомпанемент чатхана или хомыса. После изготовления чатхана проводили праздник – чатхан тойы, посвященный начинающему хайджи и его новому инструменту.
Происхождение музыкальных инструментов связывается с иным миром. Бытовало мнение, что  у чатхана и хомыса есть ээзi (хозяин).

А девушкам нельзя

 Девушкам не разрешалось учиться играть на чатхане или хомысе, иначе свекровь будет сварливая, как струны этих инструментов. Замужним женщинам  тоже запрещалось брать в руки музыкальные инструменты и тем более исполнять хаем какие-либо произведения. Иначе они могут потерять и семью, и здоровье и проживут жизнь, полную страданий. В то же время у хакасов не существовало сказаний, предназначенных только для мужчин или только для женщин.
В ХХ веке под влиянием изменившихся условий жизни женщинам стали разрешать исполнение сказаний, но без пения и сопровождения музыкальных инструментов. В более прогрессивных семьях этот обычай игнорируется, и мы знаем некоторых женщин, как, например, П.Сулекова, О.Кулагашева, Е.Сагалакова, которые могли ублажать слушателей горловым пением.

Кто важнее: чатхан или сказитель?

 Хайджи перед началом игры окропляли вином свой музыкальный инструмент, ибо последний считался важнее сказителя. Затем он обносил чашу три раза вокруг изголовья чатхана и только потом пригублял напиток. Кропление вином достигает духов-хранителей музыкальных инструментов и эпических богатырей, которые пьянеют вместе с хайджи. Если умирал родственник, то сказителю в течение года нельзя было прикасаться к чатхану, таким образом соблюдался траур.

Хайджи сильнее шамана?

 Шаманские духи-тёси (тj стер), так же как и горные хозяева очень любят слушать сказания и горловое пение-хай. Если случалось, что шаман начал камлание, а в другом месте в это же время исполнялось героическое сказание, то они не являлись на вызов шамана. Хай притягивает шаманских тёсей. Если поет хайджи, шаман не сможет камлать. Тёси садятся на инструмент и слушают пение сказителя. Считается, что пути у богатырей сказаний и шаманских духов общие.
Во время исполнения героических сказаний души богатырей на своем пути могут встретиться с тёсями камлающего в этот момент шамана. Согласно субординации, хайджи останавливал сказание, кропил вином, ублажая духов, и, только пропустив тёсей, продолжал путь богатыря. Если он не остановился, то духи заслушаются сказания и шаман не выполнит обряд камлания, а это было чревато местью со стороны шамана.

Рапсод или шаман? Шаман или рапсод?

 Многие великие хайджи становились шаманами, ибо способность к горловому пению они часто получали от горных хозяев. С другой стороны, великие шаманы умели петь горлом-хаем. Горные духи во время посвящения заводили сказителя к себе во дворец, где находились шаманские атрибуты и музыкальные инструменты. Хайджи, выбравшие путь рапсода, выбирал чатхан или хомыс. Если он выбирал шаманский костюм, то становился шаманом.

Почему среди сагайцев мало хайджи?

Умение петь горлом дает хай ээзi – дух – хозяин хая. Хакасские мифы утверждают, что хай ээзi пришел в Хакасию из Тувы. Сначала он поселился среди сагайцев в междуречье Большой и Малой Еси. Перекрестки рек и дорог – любимое место духов-покровителей музыки. Первый встречный, отдыхавший в тени кургана, так испугался вида хай ээзi, похожего на громадного быка, сидящего на громадной лошади, что от отвращения невольно произнес «татай» - «магическое заклинание от нечисти». Хай ээзi, обидевшись, сказал: «Ты произнес заклинание «татай» и поэтому народное счастье «чон талааны» пройдет мимо сагайцев. Но здесь я оставлю только маленькую толику искусства горлового пения и счастье для скота «мал худы». Остальной талант пения я унесу в междуречье Июсов». По дороге он остановился в верховьях Мрассу и Томь, передав искусство горлового пения шорцам.

На перекрестке дорог

 Чтобы научиться горловому пению и игре на музыкальных инструментах, нужно отправиться безлунной ночью на перекресток трех дорог, где любят собираться духи – покровители музыки и песен. Сидя на этом месте, держа в руках чатхан или хомыс, нужно в течение трех ночей подряд петь и играть. Если человек не научится за это время, то надо продолжить старания до девяти ночей. Тогда появится хай ээзi и вручит храбрецу дар игры и пения.
И-ик!
 Во время исполнения алыптыu нымахов сказители обязательно должны чувствовать поддержку слушателей, выражающуюся в возгласах подбадривания – jjк, иик. От такой поддержки рапсод приходит в состояние вдохновения.

Только в одном доме!

Исполнение эпического сказания должно начинаться и заканчиваться в одном и том же доме. После завершения алыптыu нымаха для сказителя и собравшихся людей хозяева обязательно должны были устроить нымах тойы – пиршество. В таком случае, верили, сказочный богатырь принесет хозяевам счастье.

Одинаковый пай всем

 Исполнение героического эпоса имело промыслово-магические и ритуальные функции. По народным традициям, в тайгу охотники специально брали сказителя для удачной охоты, ибо горные хозяева любят слушать горловое пение и звучание музыкальных инструментов. Сказание исполняли в течение первых трех ночей. Если на третий день горловое пение окрепнет и будет отдаваться эхом, значит это подпевают горные духи. Значит, будет удача! В тайге сказитель мог не охотиться. Он готовил пищу, убирал охотничий балаган. В завершение также в течение трех ночей сказитель играл и исполнял нымах. После охоты происходил равный раздел добычи между всеми, в т.ч. и сказитель получал одинаковый пай.

Крестик на горле

 Гортанное пение и звуки чатхана притягивали к себе и души умерших людей, поэтому сказителей приглашали на поминки. В течение поминальной ночи исполнялись богатырские поэмы. Хайджи у себя под горлом и на чатхане чертил угольком крестик, чтобы душа умершего не притянула к себе голос хайджи. За исполнение героических произведений во время поминок на сороковой день сказителю дарили в подарок что-либо из одежды умершего.
Таковы были традиции исполнения алыптыu нымахов.
Галина Боргоякова

Газета "Аскизский труженик", 2012 г.

 

Комментировать  

Фотогалерея