1003 11 ноября 2019 | Общество, Наши люди
С того момента, как Виталий Баранов сделал свой первый запрос о судьбе прадеда, солдата Великой Отечественной войны Никанора Петровича Баранова, прошло уже тридцать лет. С тех пор в жизни нашего сегодняшнего героя многое поменялось, но одно осталось неизменным: он по-прежнему делает запросы. Теперь уже для жителей Аскизского района. А еще работает в архивах и ищет родственников тех, чьи останки и личные вещи обнаружили на полях сражений поисковики из других регионов. Мы попросили Виталия рассказать об этой работе и ее сложностях.
– Однажды была история, когда мы просто не знали что делать, – рассказывает Виталий Баранов. – Началась она с того, что со мной связались ребята-поисковики, которые сообщили, что нашли медальон бойца и даже установили его погибшего владельца: фамилию, имя, отчество, год призыва, населенный пункт, откуда человек ушел на войну. Я включился в поиски родственников, и спустя какое-то время оказалось, что из Монока, откуда боец призывался, на фронт ушли сразу два человека. Два полных тезки. С интервалом в несколько месяцев! Совпадал даже год рождения этих людей. На тот момент я с таким не сталкивался вообще. У одного погибшего бойца родственники жили в Абакане, у другого – в Канске. И что самое интересное, эти семьи даже не были знакомы.
Помог в итоге сам медальон, точнее, информация, которая в нем содержалась. Это было имя-отчество жены солдата. Если у бойца была семья, это указывалось на информационном бланке, который вкладывался внутрь медальона. Так удалось установить, что родственники погибшего живут в Абакане.
– А как они Вас нашли? Я имею в виду тех, кто занимается поиском останков солдат Великой Отечественной войны в лесах и на полях сражений. Все-таки Вы живете совсем в другом регионе.
– Через социальные сети. Большая часть работы по поиску информации о погибших на фронте бойцах и их родственниках сегодня ведется через интернет, это очень удобно. Сейчас мы сотрудничаем с ребятами из Красноярска, Волгоградской, Ленинградской, Смоленской областей. Я отвечаю всем, кто мне пишет.
– Можете рассказать, как приходят в поиск? Вашу историю мы знаем: вы искали прадеда, потом проконсультировали знакомых, как это делать, помогли им с запросами в архивы, потом начали ездить в архивы лично, об этом узнали другие люди и тоже попросили помочь... А те, с кем Вы сотрудничаете в других регионах, что это за люди?
– Если честно, мы никогда не обсуждали, кто и как пришел в поиск. У каждого свой путь и своя история. Я знаю только одно: война не обошла стороной ни одну семью. Все мы – внуки и правнуки солдат Великой Отечественной. И то, что мы делаем – это стремление сохранить память о тех, кто нам дорог. Вот это по-настоящему важно.
– Вы рассказали очень интересную историю о том, как медальон бойца, найденный много лет спустя после его последнего боя, помог в розыске родственников этого человека. Наверное, для наших читателей стоит пояснить, что такие медальоны выдавались людям для того, чтобы в случае смерти идентифицировать погибших. Но я слышала, что солдаты часто не заполняли бланки из-за бытовавшего суеверия: заполнишь – не вернешься с войны. По слухам, некоторые бойцы даже выбрасывали свои медальоны, чтобы не накликать смерть...
– Я не буду спорить, возможно, такие суеверия были, и кто-то действительно так делал. Но не в массовом порядке. Дело в том, что к тому моменту, как медальоны находили, многие бланки от времени просто выцветали. Мне ребята-поисковики рассказывали, что они как-то решили попробовать просканировать несколько бланков, которые на первый взгляд казались пустыми. И когда они это сделали, поняли, что данные есть и сегодня прочесть их можно.
– А рассказать про алгоритм поиска информации о погибшем на фронте солдате можете? Может быть, кто-то из наших читателей давно хотел отыскать и посетить место захоронения деда или прадеда, но просто не знал, как это сделать...
– Конечно, могу. Запоминайте. У любого поиска всегда есть отправная точка – первоначальная информация. Иногда это целый набор сведений, собранный по крупинкам, иногда всего одна крупинка. Например, фамилия, имя, отчество солдата, год его рождения и призыва. А если в семье сохранились какие-то фронтовые письма, то номер полевой почты. Вы, может быть, не знаете, но у каждой части, батальона, полка и даже госпиталя и дивизии была своя полевая почта, помеченная определенным номером. И расшифровав его, можно выяснить, где именно человек воевал. Причем сделать это можно самостоятельно, при помощи ресурсов всемирной сети.
Есть совершенно замечательный сайт «Солдат.ру» – один из первых сайтов для поиска погибших на фронте родных, появившийся еще на заре российского интернета. Это частный проект, он был создан одним из энтузиастов, решившим внести свой личный человеческий вклад в дело поиска пропавших без вести на полях сражений Второй мировой. И создал сайт, позволяющий расшифровать номер полевой почты. Что немаловажно, пользоваться ресурсом можно абсолютно бесплатно.
Правда, сейчас я все чаще обращаюсь к сайту министерства обороны, который носит название «Память народа». Он хорош тем, что начинать можно с малого: фамилии, имени, отчества. И еще тем, что поиск выдает разные варианты написания фамилий. Кроме того, это просто крупнейший в стране портал с подлинными документами о Великой Отечественной войне. Только в этом году там появился один миллион новых записей с информацией о погибших и военнопленных.
Если вы боитесь, что не сможете самостоятельно разобраться, как правильно пользоваться сайтом, очень рекомендую найти и почитать статью «Российской газеты» под названием «Поиск человека», созданную журналистами издания в рамках проекта «Звезды Победы». Она тоже доступна в сети для всех желающих и хорошо описывает не только алгоритмы поиска, но и возможности, открывающиеся перед тем, кто осуществляет поиск.
Например, зная, где и кем служил ваш дед или прадед и в каких боевых операциях принимал участие, можно получить максимум информации о том, как они проходили. На сайте есть все: схемы, описание расположения частей, исторические карты. В разделе «Документы частей» можно прочесть боевые донесения, приказы, распоряжения, директивы и указания, и даже рапорты и журналы боевых действий.
Или, допустим, вы ввели в поисковую строку сайта фамилию, имя, отчество деда или прадеда, просмотрели информацию о солдатах со схожими именами и поняли, что нашли своего фронтовика и дополнительные данные по нему: его год рождения, каким военкоматом он был призван, его звание, номер архивной карточки, а возможно, даже боевые награды. Возникает вопрос: что делать дальше? И тут нам снова приходят на помощь возможности всемирной сети.
Не поленитесь, найдите сайт Управления по увековечению памяти погибших и напишите на адрес электронной почты этого управления письмо. Выглядеть оно может следующим образом: вы представляетесь, оставляете свои координаты, описываете все, что знаете о погибшем фронтовике, и заканчиваете текст словами: «прошу оказать содействие в поиске места его захоронения и увековечения его имени в месте захоронения». Отправляете письмо и ждете.
Иногда ждать приходится долго. Например, если человек погиб за границей, Управление по увековечению памяти перенаправляет запрос в посольство, которое ведет всю дальнейшую работу, и ожидание может растянуться на три-четыре года. Но ответ все равно придет, можете не сомневаться. Мой личный опыт это подтверждает.
Кстати, если в ответе будет информация о том, где погиб ваш родной фронтовик и где он захоронен, но окажется, что его имени все еще нет на обелиске, вы можете обратиться в Управление еще раз. Просто делайте то, что можете, и имена родных обязательно появятся на обелисках.
Мария Кидяева.
Фото из архива
В.Баранова