Рубрики

Шаманы и знахари

998 1 сентября 2022 | Общество, Культура, Асхыс Чайааны

Шаманы и знахари

Шаманы

В Год нематериальной культуры народов России поговорим о шаманах и знахарях и вновь обратимся к книге кандидата исторических наук Л.В.Горбатова «Хакасская народная медицина». Мной движет желание познакомить с богатым и интересным содержанием книги как можно большее количество читателей, поскольку тираж в 500 экземпляров не всем позволит иметь её под рукой.

Один из тех, изучавших этнографию енисейских татаров, К.Ельницкий, в 1908 году писал: «Болезни у них лечат знахари и шаманы. Первые запасают травы и другие лечебные вещества и продают их больным, причём наставляют, как их употреблять; вторые же лекарств не дают, а только шаманят». Нужно отметить, что именно шаманское мировоззрение и яркие, производящие впечатление обряды, в том числе лечебные, больше всего привлекали внимание учёных-исследователей.

Так кто такой шаман (по-хакасски хам)? В общих чертах все мы вроде как знаем, но есть и такие моменты, которые можно узнать только из книги. По традиционным представлениям, шаман – это посредник между людьми и духами небесного, среднего и подземного миров. В функции шаманов входило служение народу: обнаружение причин болезни и лечение, отвращение разного рода несчастий, предсказание будущего, обеспечение удачного промысла, нахождение пропаж и сопровождение души умершего в загробный мир. Это были очень грамотные и просвещённые люди. Благодаря своему эмпирическому опыту, он хорошо знал традиционную космогонию, хронологию, географию трёх миров, зримое и незримое их население, духов родовой территории, сакральную анатомию и физиологию людей и животных, пульсовую и гадательную диагностику, символы и приметы, мог оказывать мощное психическое воздействие на людей. Он должен был знать многочисленные требы подношения или жертвоприношения.

Шамана на служение избирали горные духи. Поскольку они понимали только рифмованную речь, шаман должен был помнить огромное количество ритуальных правил и текстов, чувствовать строй и ритм, обладать развитым интуитивным стихосложением, без которого общение с духами было невозможно. В старые времена шаман для услаждения слуха горных духов сочинял им красивые по форме и содержанию алғысы – «благодарности, благопожелания», полные величественных описаний природы, перечислений географических объектов и так далее. Так шаман держит с духом улуғ чоох – «великий разговор» в стихах, всячески преувеличивая его достоинства и ублажая. Про это у Н.Ф.Катанова (1896) сообщено: «В шаманских стихах о каждом духе говорится: 1) где он живёт и где любит отдыхать; 2) на каком коне ездит, каким кнутом погоняет коня и в каком море поит своего коня; 3) на какой постели он спит и каким одеялом укрывается; 4) в какой костюм он одевается и какую шапку носит; 5) чему покровительствует и помогает; 6) какие приносятся ему жертвы, и какие кони, коровы, овцы ему посвящаются; 7) куда он ездит и где кормит своего коня. Если шаман не выполнит этой программы, то его старания не всегда будут удачны, так как дух недостаточно будет уговорён и умилостивлен. Плохие шаманы – это те, которые не умеют умилостивлять духов.

Шаман отчасти был схож с хайджи – хакасским сказителем. Хайджи также был избираем горным духом – хай ээзi, получал от него способность к горловому пению, однако он не испытывался шаманской болезнью, не имел личной незримой «гвардии» и не обладал способностью управлять духами. Он был только талантливым исполнителем героических сказаний, завораживающим слушателей своим голосом и игрой. Всем духам было одинаково приятно слушать и шаманов, и хайджи, но у первых тексты были короткие, тогда как вторые могли сказывать, не останавливаясь, часами, произнося по несколько тысяч строк. Был случай, когда умер известный хайджи Курбижеков (1910-1966), в его дом пришли тағ ээзi и чуть ли не с плачем прощались с телом умершего, распугав собравшихся местных жителей, пришедших проводить певца в последний путь. Духи прощались со словами, что лучшего певца, чем Курбижеков, больше, наверное, не услышат. Говорят, если где-то пел хайджи, то шаман в этом селении не мог камлать, поскольку посланные им духи, заслушавшись, не выполняли задания.

Разговоры о том, что горные духи могут прийти к людям, - это не выдумки. Слышала рассказ одного пожилого человека, жившего в небольшой деревушке у подножия гор, как однажды в тёмное время суток во время его болезни к ним домой пришли прилично одетые трое мужчин, поздоровались, как положено, потом открыли тетрадь и, посмотрев в список людей, сказали: «Тебя нет в списках». И вышли. И только после их ухода он вспомнил, что входная дверь изнутри была закрыта на крючок. Так и есть: закрыта. И тогда он понял, что горные духи приходили за ним, но, оказалось, рано, поскольку в их списках его имени не было – значит, ещё поживёт. Вот такие вот дела. Горных людей, как мы знаем, можно узнать по отсутствию бровей.

Шаманы отличались по уровню квалификации, зависящей, видимо, от генетической одарённости, умения погружаться во время камлания в мир, видимый только ему, общения там с духами и возможности активно ими управлять, совершая дальние путешествия. Исходя из этого, в народе сложилась определённая иерархия шаманов. На её вершине находится улуғ хам – «великий шаман; высшей категории шаман», имеющий до девяти бубнов, особую одежду, множество духов. У него хватало силы в своих запредельных путешествиях достигать самых отдалённых мест планеты, лечить самые сложные заболевания, получать жизненную силу (хут) будущего ребёнка от самой богини Ымай-iҷе, предотвращать эпидемии и эпизоотии. Ниже по уровню находился пулғос хам – букв. «шаман-мешалка, крутящая голову», а по смыслу «создающий суету». У него был один бубен или даже его имитация вроде деревянной сковороды, простое одеяние. Возможности такого шамана были менее значительны. Часто он состоял помощником при великом шамане. Ещё ниже по значимости был чаланҷых – букв. «нанимающийся», от чаланарға – «наниматься», мелкий незначительный шаман, не прошедший обучение. Он не имел бубна и одеяния и не всегда мог управлять своими духами.

В отличие от сложившихся представлений далеко не каждый шаман был способен заниматься лечением. В старое время среди них наблюдалось разделение по видам деятельности, в которой тот или иной шаман был наиболее авторитетен, хотя было возможно совмещение нескольких специализаций. Хам тӧлкеҷi – «шаман-предсказатель» - занимался гаданием на лопатке, камнях и внутренностях животных. В функции хам пiлiгҷi, или чарғыҷы – «шаман знающий», или «шаман-судья» - входило распределение родового добра и определение точного кандидата на наказание или восхваление в случае спорных моментов. Он определял, кому быть следующим старостой аала или главой рода. Хам кӧрiгҷi – «шаман смотрящий, ясновидящий» - обычно это был мужчина, состоящий при войске и предсказывающий развитие событий. Особой специализацией ясновидящего был iстi-харынны пiлҷең кiзi – «знаток внутренностей человека». Он был способен указать место, где скрывается болезнь. Делалось это при помощи серебряной монеты, положенной в чашу с водой или молочной водкой. Нередко кӧрiгҷi подсказывал, к кому из шаманов или знахарей надо пойти, чтобы получить помощь. Большой редкостью был тигiрҷе чӧрҷең хам – «ходящий по небу шаман», который мог говорить со звёздами и планетами, предвидеть будущее как одного человека, так и целой страны. Но в большей степени, чем другие, хам имҷiл – «шаман-знахарь» мог совершать «служение над больным». Он брался лечить любые внутренние, психические или эпидемические заболевания, с которыми не в состоянии был справиться знахарь.

В народе сильно боялись «пожирающих шаманов» - чеек хамнар. Их имена старались не произносить вслух, опасаясь привлечь их злобный дух, который, явившись, мог забрать душу человека. Считается, что чеек хам, в отличие от обычных шаманов, не избирается горными духами, а происходит непосредственно от самого главы нижнего мира Эрлик–хана. Поэтому он не страдает шаманской болезнью (ӧлiп, тiрiлбинче), но, умерев, не возрождается снова, как это происходит с обычными шаманами. Также он обладает более воинственными духами-помощниками, которыми не всегда может управлять. Из рассказов хакасов можно понять, что чеек хам был более жадным, безжалостным, стремящимся к наживе, чем другие.

Если человек умирал после шаманского обряда, то в народе говорили, что его съел сам шаман. Когда он шаманил, то для обретения сил путешествовать ему требовалась душа человека, которую он ловил по дороге. И тогда во время камлания у него изо рта шла кровь. Когда чеек хама уличали в подлой деятельности, над ним совершали самосуд, лишая силы: его насильно троекратно пропускали сквозь обруч железного тагана, надевали на голову уздечку, таврили линией или крестом, царапая до крови кремнем на лбу или бедре, смачивали кровью кусочек ткани и сжигали её в огне.

Эффективность шаманского лечения признавалась в народе весьма высокой. Даже в случае смерти больного люди, видя, как выкладывался шаман, не осуждали его, утверждая, что он невиновен в случившемся, а виновны духи, которые завладели больным и никак не захотели отпустить. Люди свято верили своим шаманам, которые были надеждой и опорой старого общества.

Знахари

Знахарство было семейным занятием, унаследованным от предков. Посвящения в профессию давались тайно и крайне редко передавались человеку другого рода. После того, как знахарь начинал понимать, что его рука уже не обладает той силой, которая нужна для его деятельности, начинался отбор претендентов. Выбор легче было проводить среди своих, поскольку знахарь знал и особенности характера претендента, и его физические качества. Если данные выбранного человека были подходящими и у него было желание заниматься целительством, начинался процесс обучения, включающий диагностику по пульсу, знание трав, лекарственных и магических веществ, практических приёмов. С этого момента все процедуры учитель и ученик проводили вместе. Старший мастер поправлял руки младшего до тех пор, пока не наступала уверенность, что тот обрёл необходимые навыки и может работать самостоятельно. Всегда перед началом лечения знахарь обращался к духам предков, делая им подношения (обряд сӧӧк-сӧӧк – букв. «кости-кости») в надежде, что они направят его руку и мысли в правильном направлении.

Знахари специализировались по следующим направлениям: знаток лекарственных трав и других лечебных снадобий; повитуха; мастер перерезания пуповины; вправляющий животы; вправляющий кости; собирающий кости; человек, заговаривающий ячмень на глазах; человек, лечащий поглаживанием и теплом своих рук; человек, очищающий кровь, - кровопускатель, и другим.

Существует ещё категория знахарей – сыбырағҷы – «шептуны, колдуны». Это люди, имеющие неопределённый источник силы, не прошедшие шаманскую болезнь и не получившие посвящения. Поэтому их сила может как помочь, так и навредить человеку. Они знают и используют в своей практике какие-то молитвы, которые могли слышать от шаманов. Тех, кто действует во вред людям, наговаривая молитвы на еду или воду, или одежду, называют харғағҷы – «проклинатель».

В дорожной сумке знахаря можно было обнаружить «чистый» нож, сделанный из метеоритного железа, использовавшийся только для лечения, применяемый для лечения колик; широкую металлическую ложку для растапливания воска; огниво для лечения пиодермита – «летучего огня»; серебряное шило для прокалывания нарывов; верёвку из конопли для лечения головных болей и болей суставов; верёвку из крапивы от рожистых воспалений; змеиный выползок для родовспоможения; осколки стекла для перерезания сосудов и вен; черёмуховые палочки, сосновую щепу, ости колосков, душничку, чабрец, можжевельник, мел и другое.

Особенно широко знахари использовали различные массажные приёмы, к примеру, глубокий массаж внутренних органов живота.

Таким образом, и шаманы, и знахари являются носителями традиционного мировоззрения нашего народа, они стояли на страже здоровья народа. К сожалению, события начала XX столетия способствовали исчезновению многих знаний, которыми они владели.

Галина Боргоякова

Комментировать  

Другие новости