Рубрики

Счастливая Дина

2890 13 октября 2017 | Наши люди

Счастливая Дина

14 октября исполнится 80 лет Дине Давыдовне Галимовой, главному экономисту ООО «Аскизский племенной». В этой должности Дина Давыдовна трудится  более сорока лет, а весь ее стаж перешагнул уже за 60-летнюю отметку.
Но главное вовсе не в количестве отработанных лет, а в качестве труда этого специалиста. Про таких, как Дина Давыдовна, говорят: профессионал от Бога. Для того, чтобы рассказать о делах предприятия, ей не нужно поднимать документы. Все необходимые цифры и факты у нее в голове. Причем не только сегодняшние. С абсолютной точностью она ответит, какая прибыль была в хозяйстве 30 и 40 лет назад, сколько надаивали молока в расчете на одну корову и сколько пшеницы и овса получали с гектара пашни. В бумажки заглянет лишь тогда, когда речь пойдет об итогах труда конкретных работников. А уж какой в ее документах порядок и говорить не стоит.
Бывало, в других совхозах экономисты в ответ на вопрос журналиста только плечами пожимали: откуда, мол, такую информацию взять, не подводим мы таких итогов. А у Дины Давыдовны на любой вопрос есть конкретная цифра, все всегда подведено и подсчитано: получайте информацию, пишите, прославляйте тружеников хозяйства. Недаром все эти годы она бессменный и активнейший селькор районной газеты.
Кроме того, в ее общественные обязанности входило проведение экономической учебы работников хозяйства. Она постоянно избиралась в состав профсоюзного комитета и женсовета. Пока дети учились в школе, активно работала в родительском комитете. Политинформатор и агитатор, организатор всевозможных соцсоревнований, праздников и мероприятий, бессменная участница художественной самодеятельности Усть-Камыштинского Дома культуры. А еще жена, мама, потом бабушка и прабабушка, отличнейшая хозяйка в доме¸ на подворье и в  огороде. Где, спросите, черпает для всего этого силы? В любви.
Наша общая знакомая как-то сказала: «Дина Давыдовна родилась в день Покрова Пресвятой Богородицы. А в святые праздники рождаются особенные люди». И, действительно, жизнь щедро одарила ее умом и талантом, здоровьем и красотой. Но самым главным подарком стала Любовь. Всепоглощающая, единственная на всю жизнь.
Умница и красавица с редким для Сибири, нежным, как легкий перезвон колокольчика, именем Дина, она была старшей дочерью в семье ссыльного еврея Давыда Леонтьевича Хаймовича. Мама Манефа Андреевна, дочь офицера Российской имперской армии с азиатскими корнями, воспитывала детей в большой любви, но в строгости  и  благородных традициях. Научила всему, что нужно женщине для жизни и семьи.
Наверное, повинуясь навстречу уготованной небесами судьбе, выросшая в городе Дина всею душой стремилась к сельской жизни. Профессию выбрала соответствующую – агронома. Родители были категорически против, по их мнению, девушка вовсе не подходила для сельской жизни. Послушная дочь не стала ни перечить, ни хитрить. Поступила в техническое училище при комбайновом заводе. Но судьбу-то не обойдешь. Жить Дина устроилась вместе с подружками-одноклассницами, поступившими в сельхозинститут. Учебный год у будущих агрономов начался с отработки на уборке урожая в совхозе, где они познакомились с второкурсниками с факультета зоотехнии. Сельхозработы закончились, а дружба продолжилась. 20 ноября ребята заглянули к девчонкам в гости. Среди них выделялся один – высокий, стройный, кареглазый.
- У вас тут есть незнакомые, -  дерзко глядя Дине в глаза, произнес он, - и не хотят знакомиться.
Девчонки, еще не понимая, свидетелями сколь важного события они стали, начали наперебой знакомить Владимира с Диной. Это была любовь с первого взгляда. Она зажгла сердца, свела с ума, соединила две судьбы в одну на всю оставшуюся жизнь. И была она такой трепетной, нежной и бережной, что говорить о ней хочется шёпотом. Чтобы не вспугнуть, не расплескать сокровенное. Через 10 дней он впервые поцеловал ее в щечку, а еще через год с небольшим они поженились.
В материальном плане молодая семья жила достаточно трудно, как, впрочем, и большинство простых людей того времени. Но любовь компенсировала все. Им дышать друг без друга было сложно. Рожать первенца Дина решила у мамы в Енисейске. Но молодой муж выдержал всего неделю разлуки. Отбил телеграмму: «Немедленно приезжай». Она тут же отправилась домой. А как тосковал он по своей Динуле во время военной службы. Письма того времени проникнуты любовью, нежностью, заботой. Одно такое, зачитанное до дыр, Дина Давыдовна позволила мне прочитать. Сказать, что было это волнительно, значит не сказать ничего. За исписанными ровным почерком листками открылся такой сокровенный пласт души большого человека, что просто горло перехватило.
Самым тяжелым расставанием стала учеба Владимира Михайловича в научно-исследовательском институте в Ставрополье в 1968 году. Тогда вся семья разъехалась в разные стороны. Дина Давыдовна тоже училась - в школе бухгалтеров в Минусинске. Старший сын Виталий жил у деда и бабушки Абдулгалимовых в Черногорске, младший Алеша - у Хаймовичей в Енисейске.
Школу бухгалтеров Дина окончила с отличием. Очень хотелось ей поступить в финансово-экономический институт. Но долг жены и матери требовал собрать семью под свое крыло. С тех пор профессиональное совершенствование она осуществляла самостоятельно, совмещая и обогащая его практикой. Главной ценностью и мерилом жизни стало для нее благополучие семьи. Она была не просто хранительницей очага, но и самым прочным на свете тылом, главной помощницей и советчицей своего знаменитого мужа.
Наверное, многие завидовали жене директора совхоза-миллионера, красивого, харизматичного Владимира Михайловича Галимова. Но очень сильно сомневаюсь, что нашлась бы еще хоть одна женщина на свете, способная нести эту тяжелую ношу с неиссякаемой любовью в сердце и бесконечным ощущением счастья в душе. Рабочий день директора совхоза начинался, как правило, в 6 часов утра, заканчивался в лучшем случае потемну, а то и глубоко за полночь. А теперь представьте, когда начинался и заканчивался день его жены, если утром его ждал горячий завтрак, а ночью разогретый ужин?!
- Мне в пять утра вставать, - рассказывает  Дина Давыдовна, - а он приедет в час два ночи и просит: «Посиди со мной, поговори». А то серенады примется исполнять в мою честь. И такое невыразимое счастье плещется при воспоминании об этом в ее прекрасных глазах, что, прикасаясь к нему самым краешком, сам становишься чуточку счастливее и лучше.
В совхоз-миллионер приезжали делегации со всего мира. Директор В.М.Галимов, человек широкой души, гостеприимно распахивал двери своего небольшого дома для всех. Бывало, позвонит в контору: «Девчата, передайте Дине: приеду с гостями, пусть готовится встречать». И спешит беспрекословно верная его подруга жарить, парить, накрывать на столы. Рассядутся гости – яблоку негде упасть. А их еще и спать уложить надо…
Только из Монголии приняла она в своем доме 16 делегаций, две – из Америки, а еще – из Японии, Румынии, Швейцарии, Германии плюс гости из разных уголков бескрайней нашей Родины – СССР. А шефы, министры, журналисты, различного ранга руководители и специалисты... Местные прибывали сначала по одному, потом – с женами. Все восхищались гостеприимством хозяев, наперебой нахваливали кулинарные таланты хозяйки. И никто никогда не подумал, сколько времени, душевных и физических сил требуют от нее эти застолья. Потому что видели перед собой приветливую, счастливую, улыбающуюся очаровательную женщину. Потому что все эти хлопоты были ей не в тягость, а в радость. Потому что любовь и забота о муже, стремление поддержать его во всех делах и начинаниях, его безграничная ответная любовь давали ей не просто силы – большие и крепкие крылья, позволяющие парить над землей.
К слову сказать, все эти щедрые застолья оплачивались отнюдь не из совхозной кассы. Исключительно из директорского кармана. В те годы люди не интересовались чужими доходами. Мало кто представлял, какую зарплату получал директор совхоза-миллионера с премиями за перевыполнение плана по мясу, молоку, шерсти, зерну и т.д., с  доплатами за рацпредложения и новаторство… Он и сам как-то в шутку попросил жену: «Дай хоть раз сам распишусь за зарплату, посмотрю, сколько денег получаю».
А жили Галимовы очень скромно. Большие начальники даже выговаривали порой: «Не стыдно тебе, Галимов, директор совхоза, а живешь беднее чабана». А ему стыдно было кичиться доходами, выделяться среди тех, кто не может себе многого позволить. Потому и жене говорил ласково и извинительно: «Мамочка, ты уж сильно не наряжайся». Дорогие наряды скучали в шкафу, украшения – в  шкатулке, а директорская жена «щеголяла» в ситцевых платьях, отличаясь от других работниц совхоза разве что красотой, особой статью да счастливым блеском  в глазах. Так ведь этого в шкаф не запрячешь.
36 лет супружеской жизни пролетели как одно мгновение. Не насмотрелась, не наговорилась, не надышалась… а его уже нет рядом. Горе передать словами нельзя, его можно только почувствовать. А еще, говорят, оно в одиночку не ходит. В том же черном 93-ем ушла из жизни сестра, ровно через год – мама, еще через год – папа. С новым руководителем совхоза отношения складывались сложно, младшему сыну Алексею, пошедшему по стопам отца, пришлось искать работу за пределами района. Но разве для такой женщины, как Дина Давыдовна, это может иметь значение! Расслабиться можно дома, доверив тоску и боль подушке. А пожаловаться? Разве что Вове. С его портретом с 1993 года и по сей день она делит радости и беды. Его родной, с легкой искринкой взгляд всегда рядом. «В эту сторону пойду – он на меня смотрит, в другую сторону поверну – опять на меня глядит», – любуясь вместе со мной огромным портретом, делится сокровенным Дина Давыдовна.
Годы отняли былую стать, но оставили печать красоты и совсем не затронули ее прекрасных выразительных глаз. Что касается красоты душевной, с годами она только множится. Работая в той же должности, она как бы несет в будущее эстафету, переданную любимым мужем, поддерживает его дело. И жизни своей дальнейшей без работы не представляет. И дома все как было при муже. На подворье - корова, куры, в огороде - огромное разнообразие овощей. Только вот одной всего выращенного и произведенного ей не съесть. Щедро делится излишками с теми, кому это нужно. Когда просто от души, когда за мизерную символическую цену. И получает от этого огромную радость.
Сыновья одарили Дину Давыдовну четырьмя внуками, те в свою очередь уже восемью правнуками. Все они любят бабушку Дину,  с удовольствием приезжают в гости. И не просто так. Одни огород вскопают, другие картошку выкопать помогут, третьи ремонтом в доме займутся… И каждый теплом душевным одарит.
Она в курсе всех их дел, не забывает ни про один день рождения, ждет их на каждый выходной и в пятницу вечером готовит разные вкусности. Как-то в очередной наш разговор я вдруг обнаружила, что количество внуков Дины Давыдовны странным образом удвоилось. Осторожно задаю вопрос. А она мне весело поясняет: «Так ведь внуки женились, внучка замуж вышла, зять и невестки теперь мне тоже родными стали. Все такие умницы, красавицы, всех люблю одинаково». Вот он особый дар любви.
До сего дня не объезжают ее гостеприимный дом и друзья мужа. Всех их она встречает с радушием и гостеприимством. Усаживает за стол, кормит, поит, а в глазах тихо плещется счастье.
Анна Кутукова

 

Комментировать  

Другие новости