1091 4 июня 2021 | Наши люди
С Леонидом Николаевичем Канзычаковым всегда интересно общаться. Почему? Во-первых, человек эрудированный, особенно в вопросах, касающихся истории, традиций и обычаев хакасского народа. Патриот. Во-вторых, у него собственное видение всего, не повторяет чужих слов. И, в-третьих, ко всему относится с чувством юмора.
Одно удовольствие было слушать его рассказ, как он стал художником. Забегая вперед, скажем: Леонид Николаевич – профессиональный художник. Окончил Красноярское художественное училище им.В.Сурикова по специальности художник- оформитель. В течение 20 лет работает преподавателем художественной школы в Аскизской школе искусств.
А как все начиналось? В роду Канзычаковых художников не было. Были люди с золотыми руками, были искусные плотники. Братья Владислав и Сергей хорошо рисуют. Леонид Николаевич хотел было помочь поступить в Суриковское училище Сергею, но тот не захотел уезжать в город. А так толк из него вышел бы.
Тяга к рисованию у Лени была с детства. Альбомов не было – так он все тетради в клеточку изрисовывал. Особенно любил рисовать матросов: они у него выходили такие мужественные, красивые. Все мальчишки восхищались. Он стал уже мнить себя художником…
Однажды в Лырсы приехал художник Михаил Андреевич Бурнаков, подошел к Лёне, как всегда, занятому рисованием, и сказал:
– Так не рисуй. Нужно штрихом.
И показал, как нужно. Вначале Лёне показалось, что взрослый дядя рисует как попало. Но потом, как увидел, что получилось… Очень понравилось. Мальчик решил: «О-о, надо так же научиться». Оказывается, взрослые тоже умеют рисовать. А он-то думал, что они умеют только работать и пить.
Но до Суриковского училища еще далеко было. Он и не думал об этом. Позади остались Лырсинская, Кызласовская, Аскизская, Есинская школы. И вот он студент Минусинского техникума механизации и электрификации сельского хозяйства. Не доучился. Забрали в армию. Учебка на Украине и – Чехословакия. Четыре года прослужил в Чехии: оставался по контракту.
В армии также рисовал. Как узнали про его талант, все плакаты просили (в то время модно было), особенно когда министр обороны приезжал. Познакомился с украинским художником Авдеевым, тот посоветовал:
– Что ты здесь делаешь?
Иди учиться на художника.
Подумал хорошенько и решил: надо ехать. В Минусинске документы не хотели выдавать – чуть не опоздал в Красноярск: в последний день успел.
Экзамен. Комиссии нужен один рисунок. Понравится – примут. Нет – тогда до свидания. Начали рисовать. И тут заметил: почему-то все подходят и смотрят, как он рисует. «Пусть, пусть смотрят, как рисую», – самодовольно думал он. А сам на других смотрит: все как-то по-другому рисуют. «Чего выпендриваются», – подумал он.
– Оказывается, топлама полтырзым (авт.: дурак дураком был), – смеется Леонид Николаевич. – Хорошо, один паренек подошел, подсказал, направил. Позже узнал: это был Марат Салиев из Узбекистана, сын художника. Если бы не он, не видать бы мне училища, как своих ушей.
Вот что значит судьба. Говорят: чему быть, того не миновать. Один вовремя совет дал, другой в нужный момент помог – и человек на своем месте.
Началась студенческая жизнь, длившаяся 4 года. Приходилось снимать квартиру, а для этого на двух работах работать. Потом женился. С женой в общежитии комнату снимали. Лиля в садик пошла работать, а Лёня учился, рисовал все, что попросят в общаге (чтобы разрешили жить), работал сторожем-дворником, кочегаром, играл в волейбол в сборной училища – в общем, крутился как белка в колесе.
– Когда уже стал падать от недосыпания, решил: надо одну работу оставлять. А то сяду в троллейбус – то просплю и проеду свою остановку, то начинаю стоя спать и падаю на пассажиров. Люди от меня шарахаться стали. А что? Глаза красные, да еще падаю. Думали, наверное, наркоман какой-нибудь. Чтоб больше не пугать людей, ушел с одной работы, – так, со смехом, помогая жестами и мимикой, рассказывает Леонид Николаевич о делах давно минувших лет.
Я же от его умения облекать мысли в слово получаю истинное удовольствие.
«Это многих славных путь», – вспомнилось мне некрасовское.
– Леонид Николаевич, а почему бы вам не организовать выставку своих картин? У вас, наверное, достаточное количество набралось? – удивляюсь я его скромности. – Мне приходилось видеть ваши пейзажи.
– Да, в основном я рисую пейзажи. Больше возле Аскиза: березняк, горы, речки, лес. Никак не могу добраться до Лырсов. В студенческие годы, наоборот, все время лырсинское рисовал. Задумка о выставке у меня есть. Но пока Лырсы не нарисую – не будет выставки. Стыдно. Все-таки моя родина.
– Вот в чем секрет, оказывается. Недавно вы ездили с Дашей Боргояковой в Усть-Касьпу. Расскажите об этой поездке.
– Усть-Касьпа – это туристическая база в Курагинском районе. В октябре туда в девятый раз приезжал Виктор Евгеньевич Елизаров, преподаватель Московского академического художественного лицея Российской академии художеств. Мы с ним близко знакомы – на «ты».
На базе Усть-Касьпы организована творческая школа искусств для одаренных детей Южной Сибири «Осень в Саянах» по специальности «Изобразительное искусство». На этот раз приехали учащиеся художественных школ из Хакасии, Бурятии, Кемерово, Красноярского края вместе о своими руководителями. Для преподавателей был проведен семинар по композиции. В марте будет выставка работ участников: и учеников, и преподавателей. Всего было около 50 человек.
– Польза от таких поездок есть?
– Конечно. Если вариться все время в собственном котле, не с кем сравнивать, не у кого учиться. Дети видят уровень других, замечают свои недостатки и достоинства. В свое время Оля Тобурчинова именно после такой вот поездки по-настоящему заразилась рисованием и в итоге окончила Суриковское училище.
– Кого еще из своих учеников вы могли бы назвать?
– Назвать можно многих. Яна Бойко учится на дизайнера в Санкт- Петербурге, Олеся Ачитаева окончила Красноярское краевое училище культуры, Катя Фирсова училась сначала в Минусинске и заочно в ХГУ в Институте искусств, Карина Салдыгашева в Томске на архитектурно- строительном, там же Маша Идимешева. Назову Дениса Саражакова, Галину Камзалакову, Тарину Кучендаеву, Сашу Пискунову.
– На этот раз вы вывозили Дашу Боргоякову, мою ученицу из Калининской школы. Она талантлива?
– Даш а со всем по - другому работает. У нее чувство ритма особенное, чисто национальное, хакасское. Как тахпахи являются проявлением душевного состояния нашего народа, так и у Даши – необычное видение. Вроде композиции простые, но для профессионалов – очень необычные, своеобразные. Дашу нужно еще расшевелить, раскрыть. Полностью пока не раскрылась.
– Спасибо Вам за учеников. Галя Камзалакова, тоже моя ученица, можно сказать, настоящий художник. Наверное, поэтому не могу ее уговорить идти в журналистику.
– А какие предметы вы ведете в художественной школе?
–Веду «рисунок», «Живопись», «Композицию» – три предмета с 1 по 4 класс. Набираю 21 человек. Два года – подготовительные (в городе – 3), но можно и через год, если ученик талантлив.
– А условия для преподавания нормальные? Вы так часто переезжали из здания в здание. А теперь как?
– Плохо, что мастерской нет. Завидую Абакану: у них все условия есть. У нас теневая сторона, а для рисования дневной свет нужен. Хорошо бы, помимо кабинета, еще отдельное помещение иметь.
– Так вы так и так хорошие результаты даете. Зачем вам еще? Шутка, конечно. На самом деле какой художник без мастерской? Может, со временем и у нас в Аскизе найдутся деньги для строительства настоящей художественной школы. Надо привлечь внимание властей.
Наш народ, если приглядеться, художественно одаренный. Вон сколько художников. А сколько их было бы, если бы с детства развили природный талант ребятишек, вовремя заметили и создали для них условия. Мне часто приходится видеть хорошо рисующих людей, особенно мужчин, или же слышать о таких. Так что строительство художественной школы, можно сказать, проблема национальная.
Коснувшись художественного таланта народа, мы стали говорить и о многом другом: о хакасском платье, его красоте и защитных свойствах; об уникальности нашей природы и отсутствии национальной архитектуры в Аскизе и Абакане; о древних знаниях хакасов и традиции запретов и о многом другом.
Леонида Николаевича сразу можно выделить среди толпы. Даже по внешнему виду – по его косичке. Такая же есть у его братишки Сергея, отца девятерых детей. Это коса мужества. По-хакасски – киxегей. Традиция ношения косы существовала не только у нашего народа. В «Руслане и Людмиле» можно прочитать, у запорожцев тоже была, у тюрков. Давным- давно в шлемах специальные отверстия были для кос. В бою для устрашения врагов волосы расплетали. Терять косу в бою нельзя было.
Пусть коса твоя, Леонид Николаевич, всегда будет с тобой как символ мужества и мудрости, неразрывной связи с народом и связи поколений.
Галина Боргоякова
Газета «Аскизский труженик», 2010 год.