543 30 марта 2018 | Общество, Наши люди
В последние годы в одном из самых отдаленных муниципальных образований района – Балыксинском - происходили частые перестановки у руля власти. И вот в ноябре прошлого года сельсовет возглавил Владимир Фёдорович Завалин. Человек он здесь небезызвестный, десять лет, начиная с 1988-го, руководил Верхне-Томским леспромхозом, одним из крупнейших в те годы. Поэтому почтенный возраст в его случае означает хороший жизненный опыт, закалку и в такой огранке выступает только плюсом: знаком с административной работой, привык хозяйствовать с умом, знает нужды населения. Сам в полном смысле слова здешний: уже 30 лет и прописан, и привязан, и влюблен в эту землю.
Как же живет теперь территория, с какими проблемами пришлось столкнуться новом у главе, какими видятся перспективы - в общем, собрав все вопросы в дорожную котомку, мы отправились по последнему снегу в Балыксу.
Хозяин встретил нас, немного смущаясь скромной обстановкой своего кабинета и поясняя, что в 2015 году прежнее здание уничтожил пожар и теперь сельсовет ютится в старом помещении бывшего леспромхозовского садика. Помещение и впрямь неприглядное, только крыльцо и подновлено. С этой темы и начали разговор.
- Ремонтировать и обустраивать постройку 60-х годов смысла нет, вселились за неимением другого помещения, - говорит Владимир Федорович. – Искали пути решения этого вопроса, какие-то надежды связывали даже со строительством в селе Дома культуры, начальные работы по которому согласно Плану мероприятий по комплексному социально-экономическому развитию муниципального образования Балыксинский сельсовет планировались на 2017 год. Но пока подвижек в этом направлении нет.
Действительно, если долгожданное новое здание Балыксинской участковой больницы на радость всем жителям в скором времени войдет в строй, то Дома культуры, как такового, в селе нет. Аварийное помещение бывшего магазина, приспособленное под него, назвать очагом культуры язык не поворачивается, мероприятия проводятся в основном в школе. Но изменений в настоящем раскладе, увы, пока не предвидится - вопрос по строительству так необходимого селу объекта не включен в бюджет республики и на этот год. Без крепкой поддержки района, депутатов тут вряд ли обойтись.
- Знал, что ответственность будет большая, ведь на такой должности я не новичок – был некоторое время председателем Матурского исполкома, - продолжает Владимир Федорович. - Но условия и способы работы сегодня разительно отличаются от тех, какие были в так называемые застойные годы. Нынче - век бумажной работы. Сильно изменились законы, изменился сам алгоритм действий, предшествующих выполнению тех или иных видов работ. Сейчас в первую очередь надо правильно подготовить документацию, добиться выделения денег, объявить торги и т.д.
Хоть глава и сетует на перемены (с его крепкой хозяйской жилкой он привык к другому подходу в работе), но понимает: надо самому перестраиваться - взялся за гуж, не говори, что не дюж. Тем более, коллектив в администрации сельсовета подобрался хороший, работоспособный.
- Есть сотрудники с большим опытом, в их числе специалист 1 категории Вера Ивановна Сачкова, главный бухгалтер Татьяна Владимировна Шмелева, а вот специалист ВУР, экономист и документовед у нас совсем молодые. С одной стороны опыт, мудрость, наставничество, с другой - свежие силы, умы, которые на ты с современными компьютерными технологиями, - заключает он. – Из общественных организаций в Балыксе действует 2 ТОСа: «Крестьянская жизнь» на улице Крестьянка и «Радость», объединяющая улицы Таежная, Ключевая, Заречная, есть женсовет, две родовые общины шорцев «Айдас» и «Чылтыстар». Обновляем состав сельской народной дружины, идет оформление документов.
Сегодня в условиях нелегкой финансовой ситуации руководить поселением –дело совершенно непростое, и не каждый отважится на такой ответственный шаг. Владимира Федоровича брать ответственность на себя научила работа на предприятиях лесной промышленности, которой он отдал много лет. Родился он в Усть-Абаканском районе, в 1954 году семья переехала в Бирикчуль, и родители всю жизнь отработали в Аскизском леспромхозе. Поэтому неудивительно, что Владимир выбрал «лесную» профессию, поступив после 8 класса в Абаканский политехникум по специальности техник-технолог. После окончания работал в Аскизском леспромхозе в должности мастера-технорука. В те же годы женился, со своей Татьяной они вместе уже сорок три года, вырастили сына и дочь.
Свое образование Владимир Федорович продолжил в Сибирском технологическом институте в Красноярске. Молодого инженера-технолога распределили в Матурский леспромхоз, где назначили начальником производственно-технического отдела, несколько лет спустя - главным инженером. Позже грамотного, с немалым опытом специалиста направили директором Верхне-Томского леспромхоза в Балыксу.
- Раньше на балансе леспромхоза все находилось: кроме жилья, объектов соцкультбыта, были ОРСы, пекарня, овощехранилище и т.д., все вопросы им решались, - продолжает Владимир Федорович. - Градообразующего предприятия нет –и сели. У нас немало муниципального жилья, время идет - оно ветшает, а ремонтировать не на что. Конечно, по вопросу жилья, ремонта обращаются много, ставим на очередь. Некоторые уезжают, не выписываясь, дома стоят, а мы других вселить не можем, пока с прежними жильцами вопрос не уладится. Сейчас люди начали понемногу приватизировать жилье.
Когда предприятие обанкротилось, он с товарищем занялся разработкой гранитного карьера. Именно на тот период пришлись начальные работы по строительству школы. По расположению место для неё было очень подходящим, но болотистым, что вылилось в немаленькую работу по отсыпке основания под фундамент, в чем они оказали хорошую помощь.
Сегодня местные предприниматели тоже никогда не отказывают в помощи. К примеру, один-второй дали пиломатериал перед Новым годом - горка хорошая для детишек получилась, да ещё дошкольников всех до одного новогодними подарками порадовали.
- Снабжение водой, - озвучивает еще одну острую проблему глава муниципалитета, - трассы, проложенные более сорока лет назад, сгнили, надо срочно менять, а где взять деньги? Возникающие аварийные ситуации устраняем своими силами, и люди сами помогают – всем вода нужна. Создавали раньше коммунхоз, но предприятие финансово себя не вытянуло. В декабре вышел из строя глубинный насос, благодаря слаженным действиям всех уровней власти ситуацию удалось выправить за короткий срок – село не осталось без воды. Прошли своего рода проверку на умение мобилизоваться при экстренных ситуациях. Кто-то стал и свои скважины бурить, вода у всех на разной глубине: у кого-то за 20 м, есть и за 30, обходится недешево.
Внутрипоселенческие дороги, а это 33 километра, содержатся в удовлетворительном состоянии. Эта зима баловала нас, обычно снега на порядок больше и дважды за сезон, до Нового года и после, мы сбрасывали снег с крыш, чтобы не раздавило, нынче одного раза было достаточно. Как и везде, проблема из проблем в Балыксе –неподъемная задолженность энергетикам.
- А молодежь остается на селе?
- Остается, но совсем мало. А как она будет оставаться, если работы нет, культурного досуга без ДК тоже. Шора после закрытия школы и вовсе превращается в поселок пенсионеров. Железная дорога в основном людей держит, больше 100 человек там трудится, но и на «железке» тоже стали закрываться рабочие места. Если на территории сельсовета живёт чуть более двух тысяч человек, то десять процентов трудоспособного населения мотается по вахтам. В деревне Николаевка у нас надолго обосновались золотари ООО «Артель старателей Хакасия», разработку месторождения ведут открытым способом, что проще и менее затратно. Так, для нас плюс только в том, что какой-то процент местных смог устроиться к ним на работу. Добывают на нашей земле, а налоги идут не в наш бюджет, поскольку зарегистрированы золотодобытчики не здесь.
–Но все-таки есть ведь какие-то перспективы развития территории?
- Главное наше богатство – чистый воздух, а природные условия идеальны для развития спортивного туризма. Первенец есть - спортивно-туристический комплекс «Горная жемчужина» местного предпринимателя Ю.П.Соколова. Железная дорога делает доступным въезд к нам не только своим туристам, но и соседней Кемеровской области.
- Вы сами свое свободное время чему посвящаете?
- Снег кидаю, дрова колю, - улыбается мой собеседник, - а потом уже серьезным тоном, но с плохо скрываемой нежностью говорит: основной мой досуг, самый желанный и радостный – это время, проведенное с внучками.
А еще балыксинский глава - любитель порыбачить.
- Ловится в основном хариус, - делится он, - ленка меньше стало. Сын в Абакане жил, едет с женой: «Рыба есть?». – «Будет», и хотя уже все приготовлено, ещё и свежей наловлю. Азарт азартом, но с головой не захлестывает, это для меня скорее отдых моральный, когда ни одной мысли в голове о работе. Раньше любил и с ружьишком походить, где-то рябчика подстрелить, грибы, ягоду собрать, черника-то высоко на гольцах, но я легок был на ноги. Уйдешь денька эдак на два в тайгу – костерчик, уха, да с ночевой. Устанешь, конечно, ноги набьешь, но получаешь невыразимое удовольствие, домой возвращаешься, как новый.
Прощаясь с Балыксой, взглянули на неё с вершины горы. Стоя под самым небесным куполом и глядя на открывшуюся необычайную красоту, вдруг понимаешь, почему люди когда-то облюбовали эти места и пустили здесь крепкие корни. Поразило необыкновенное соседство - горы, тайга и простор, почему-то нет ощущения, что горы давят, и есть простор для размаха крыльев души. И видится Балыкса уже не глухим медвежьим углом, а желанным сердцу уголком, котором у хочется пожелать одного - процветания.
Светлана Чертыкова
Фото А.Кутуковой