Архив
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Приёмный ребёнок: что надо знать родителям

655 23 октября 2020 | Культура

Приёмный ребёнок: что надо знать родителям

Если вы хотите понять через что проходят дети, которые в итоге оказываются в приюте, а потом в приёмной семье, то есть несколько фильмов, в которых всё очень наглядно показано. Это «Капернаум» и «Дети Уиндермира», – рассказывает психолог, преподаватель районной «Школы приёмных родителей» Веста Чильчигашева. – Их мы тоже проходим на наших занятиях.  Но, как показывает практика, проблемой именно приёмных семей часто становятся ошибочные установки родителей. Вот о них я бы и хотела поговорить.

Мы сидим с Вестой Чильчигашевой в её кабинете и беседуем о том, что является главным в работе психолога и преподавателя. И оказывается, что это даже не понимание и сочувствие, а необходимость менять сознание приёмных родителей, которые многое склонны идеализировать.

 – Большинство взрослых думают, что если возникнут трудности, они приведут ребёнка к психологу, который помашет волшебной палочкой, и из кабинета специалиста их дочь или сын выйдет уже «хороший» и «исправленный». Это не так, – говорит она. – Мы можем снять повышенный уровень тревоги, который неизбежно возникает у детей, адаптирующихся к жизни в новых обстоятельствах. Но надо понимать, что после этого они все равно вернутся в семейную среду. И в итоге всё зависит от того, насколько грамотно поведут себя приёмные мама и папа. А они многого не знают.

Например, по словам моей собеседницы, часто люди решают взять в семью ребенка того же пола и возраста, что и их собственные дети.

– На самом деле, правда заключается в том, что девочки одногодки не всегда становятся подружками, а мальчики не всегда становятся друзьями, – рассказывает психолог. – Они начинают соперничать. И на наших занятиях в «Школе приёмных родителей» мы подробно рассматриваем такие ситуации и объясняем почему. Если совсем коротко, то подобные вещи происходят, когда новые члены семьи начинают искать внутри нее свои роли. Если они их не находят, начинают делить уже существующие. Поэтому я всегда рекомендую брать детей либо старше, либо младше тех, которые уже воспитываются в семье. И самим давать детям роли: «старший помощник», или, например, «защитник». Чтобы каждый мог почувствовать свою важность и значимость.

– Бывают родители, которые ожидают от приёмных детей благодарности. За то, что забрали сирот из детского дома, за то, что заботятся, – продолжает психолог. – Но часто не благодарят даже кровные дети. А от приёмных этого ждать тем более не стоит. Не потому что они не способны на благодарность. Их просто не научили её выражать. Те условия, в которых эти дети жили до устройства в нормальную семью, не предполагали выработки такого навыка. Поэтому, если вы установите с приёмными детьми тёплые, доверительные отношения и научите их благодарить, то вы молодец. Если этого сразу не получится, пытайтесь снова, но не испытывайте завышенных ожиданий. Иначе придётся разочаровываться.

Кстати, по словам психолога, слово «отношения» всегда ключевое в воспитании детей.

– Знаете, что такое для ребёнка семья? – задаёт вопрос Веста Чильчигашева. – Это стабильный, индивидуализированный, эмоционально-насыщенный  контакт с близким взрослым. То есть любое воспитание всегда начинается с установления контакта и доверительных отношений с тем, кого вы воспитываете. И коррекция поведения приёмных детей тоже происходит через доверительное общение. Если такого контакта не сформируется, следствием будет либо неразборчивая общительность, либо устойчивое нежелание общаться. В первом случае это приведёт к тому, что приёмного рёбенка могут начать использовать разные школьные «друзья». Например, занимать у него денег на свои нужды и потом не отдавать. И ребёнку будет трудно, даже почти невозможно, выйти из-под влияния таких «товарищей», потому что у него не сформировано понимание, как должны выглядеть правильные дружеские отношения. Ведь он ни с кем никогда таких отношений не заводил.

Во втором случае, вследствие устойчивого нежелания общаться у детей формируется неуверенность в себе. Они чувствуют, что чем-то отличаются от сверстников, поэтому тянутся к таким же  неуверенным в себе, одиноким детям. И этот круг тоже очень сложно разомкнуть.

Но родители стараются. И мы пытаемся им помочь, – подводит итог моя собеседница. – Кто-то же должен сложившуюся  ситуацию менять. А кто, если не мы?

Наша справка:

На сегодняшний день в Аскизском районе насчитывается 209 замещающих семей, в которых воспитывается 366 ребятишек.  Для того, чтобы помогать этим семьям  эффективно адаптировать детей к новым жизненным обстоятельствам, десять лет назад при районном отделе Опеки и попечительства была создана «Школа приемных родителей». За годы обучение в школе прошли сотни потенциальных родителей. И эта работа продолжается.

Выноска:

Часто не благодарят даже кровные дети. А от приёмных этого ждать тем более не стоит. Не потому что они не способны на благодарность. Их просто не научили её выражать. Те условия, в которых эти дети жили до устройства в нормальную семью, не предполагали выработки такого навыка.

Комментировать  

Фотогалерея