Рубрики

ПОСВЯЩАЕТСЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ.

363 24 апреля 2019 | Общество

ПОСВЯЩАЕТСЯ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ.

Одно из первых самых ярких воспоминаний моего детства: август 41-го, мне 4 года. Около нашего дома останавливается длинная телега, в которой плотно сидят мужчины: наши соседи, знакомые и друзья моего отца. Он обнимает и целует маму, меня, братьев и занимает свое место рядом с ними. Телега трогается. Старший брат держит меня на руках. Я плачу, прошу отца, чтобы он взял меня с собой, он говорит «Не плачь, я скоро вернусь». Обида моя  на отца, за то, что он не взял меня с собой,  была так велика, что этот момент крепко врезался в мою память. Больше я его  никогда не видела.

Осенью мы получили от него письмо, в котором он писал, что находится в военной части в городе Красноярске, учится на радиста. Мама решила съездить к нему, собрала  какие смогла продукты  и отправилась в путь. До сих пор я удивляюсь ее смелости, как она не побоялась такой дальней дороги, ведь она практически не говорила по-русски. Да и не то что не говорила, даже плохо понимала.

7 ноября 1941 года она добралась до Красноярска. Оказалось, что военная часть отца находится на другом берегу Енисея. До моста было далеко, а через реку, вот напротив, даже видны люди в военной форме.  И она решила рискнуть, помолившись ступила на тонкий лед. Читая молитву , быстрым  решительным шагом  пошла по льду, за спиной слышно было, как трещит лед, но она ни разу не обернулась пока не перешла через Енисей. Нашла  моего отца, разрешили побыть вместе три дня, кормила его и односельчан, которые служили с ним вместе.

В конце февраля 1942 года моя мама  опять собрала продукты и  еще раз съездила к отцу. Вернувшись, рассказывала, что дела плохи,  солдаты голодают. Но с нетерпением ждут, когда же закончится учеба и  их отправят на фронт. Это была последняя встреча моих родителей.

Весной отец уже написал с фронта, оказался он под  городом Смоленском. Летом он был ранен, попал в госпиталь. «Я очень сильно похудел. Натопи масла кастрюлю, может отпустят домой в отпуск, будешь меня откармливать» - шутя писал он маме. Не отпустили.

Во второй половине 1942 года в районе Смоленска шли тяжелые оборонительные бои.

Осенью моей маме приснился сон. Ей принесли посылку, в радостном нетерпении, она открывает ее, а в  ней овечья голова. «Я поняла, что его больше нет»,- сказала потом мама. Через некоторое время пришла похоронка.

Вот такая маленькая война моего отца, всего лишь с весны до осени 1942 года. Но без него и его товарищей была невозможна Великая Победа.

Мой отец, Чистанов Афанасий Григорьевич,  погиб в бою около  д.Остров Смоленской области 8 октября 1942 года.

Моя мать, Чистанова Мария Михайловна, умерла 3 марта 1966 года, похоронена в селе Аскиз.

 

Чистанова Елизавета Афанасьевна.

Комментировать