Рубрики

Последний депутат СССР

569 16 декабря 2021 | Наши люди

Последний депутат СССР


Выборы от национально-территориального округа, куда входили Аскизский и Таштыпский районы, состоялись в 1989 году. Народным депутатом СССР стал Владимир Григорьевич Амзараков. В 91-м, в сентябре, он съездил в Москву на съезд в последний раз. Как мы помним, 19 августа был путч. Будучи депутатом, понял, что такое политика и какая она грязная. У нас в районе однажды чуть было не стал депутатом. Но это уже отдельная история.
Поводом для нашей беседы с Владимиром Григорьевичем послужило присвоение ему звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Республики Хакасия». Высокая награда и юбилейный год в две пятерки удачно совпали. Поздравляем.
Хорошего человека видно сразу, тем более в сельской местности, где все как на ладони. Что касается Владимира Григорьевича, то определение – характеристика «хороший» применимо ко всему тому, кем он сегодня является: муж, отец, дед, сын, брат, служащий, хозяин и просто Человек.
Судьба его складывалась так же, как и у большинства родившихся в 50-60-е годы прошлого столетия: босоногое детство, школа, учеба или работа, армия, женитьба, дети, работа. И в то же время каждый проживает свою жизнь, мечтая о чем-то своем, расставляя свои приоритеты, общаясь и дружа с теми, кто близок по духу.
Родился Владимир Григорьевич в Верх-Аскизе, в обычной советской многодетной семье, где, как правило, отцы бывали либо трактористами, либо животноводами, а мамы – разнорабочими. Отец иногда брал сына с собой на работу, даже порулить давал и мечтал увидеть его трактористом. Потому и предлагал после школы поступить в Таштыпское СПТУ. Мама же хотела видеть сына учителем. Учителем станет дочь. А Владимир мечтал о другом: глядя на быстробегущие поезда, представлял себя машинистом. Но, видимо, не такая уж крепкая была эта мечта, коли достаточно было съездить после окончания Верх-Аскизской десятилетки в Ужур, развернуться и приехать обратно в деревню. Договаривались поступать вместе с другом – тот не поехал, а одному как-то не хотелось жить в чужом городе. Год поработал в деревне, а потом подался с другом в Шушенский сельхозтехникум на механика учиться. Пока учился, отслужил в армии в Воронежской области в летных войсках (хотя самолетов не было, а были склады) два года без отпуска, без увольнительных. Зато впервые увидел дуб и кабанов. Зато повзрослел, возмужал, посерьезнел.
После учебы повезло с работой и людьми: главный инженер совхоза имени Калинина Данил Николаевич Ивандаев отправил молодого специалиста в Усть-Базу, назначив бригадиром тракторной бригады. «Хорошие люди там живут. Чего не знал – научили, – вспоминает Владимир Григорьевич. – Бывало, посидим, покурим, пообщаемся. Некоторые из трактористов до сих пор работают: Геннадий Исаевич Чаптыков, Сергей Алексеевич Чочиев. Пережили трудные времена вместе с кооперативом «Асхыс», крепко стоят на ногах».
Потом были мастерские в Калинино, работа инженером-контролером, знакомство с будущей женой Эмилией Николаевной Сагалаковой, частые поездки на мотоцикле на свидания с любимой. Знакомству молодых людей поспособствовал директор Есинского совхоза, хорошо знавший Владимира и Эмилию, она работала в Есино бухгалтером. Выходит, не зря свел, коли от этого счастливого брака родилось три замечательные дочери. Все дочери Амзараковых – гордость Калининской школы. Старшие получили высшее образование в Томском политехническом, а младшая – восьмиклассница. Как в зеркале, в них отражаются ценности семьи: ум, красота, скромность, высоконравственность. Задаю традиционный в таких случаях вопрос:
– Не жалеете, что сына не родили?
– Зато у меня есть внук! – сказано было с такой гордостью, что сомневаться не приходится: дедушка будет что надо! Дочери всегда ближе к родителям, и притом три дочери – три зятя, все равно что сыновья.
Можно было, получив как молодой специалист, в четырехквартирке двухкомнатную, остаться в ней до конца жизни, обрекая семью на тесноту и неудобства. Но если люди трудолюбивые и не боятся трудностей, то, конечно, свой дом обязательно будет. В 35 лет Амзараков построил просторный  дом, сейчас, конечно, все благоустроил. В те трудные 90-е годы подтолкнул их к строительству Алексей Никифорович Чебодаев, председатель райкома профсоюзов работников сельского хозяйства. Строили под зарплату, взаимозачетом, без живых денег, помогали родственники, друзья. «Сейчас бы я, конечно, все по-другому сделал, теперь же чего только нет, каких только материалов, – говорит Владимир Григорьевич. – Сейчас бы мы все по-другому планировали: вон сколько красивых усадеб вырастает – одна краше другой. А тогда все типовое было, особенно двухквартирки. Но меньше любить свои гнезда от этого мы не стали. Мечты свои будем претворять в детях».
В 94-м Амзараков ушел в управление сельского хозяйства, а 99-м – в Гостехнадзор, когда он стал отдельной структурой. В каждом районе – по одной штатной единице. Нагрузка на одного служащего должна быть 800-900 единиц техники, а у нас в районе сейчас достигает до 1400 единиц. Хорошо живем – здорово! В обязанности, почти удвоившиеся, входит регистрация самоходной техники: тракторов, комбайнов, снегоходов, квадрациклов, техосмотр, выдача удостоверений, экзамены – в общем, работы хватает. За все годы – не было на Амзаракова ни одной жалобы, потому как относится ко всем по-человечески: с пониманием, терпением, без цинизма и лицемерия.
– Дай Бог, доработаю до пенсии, построю домик на берегу речки в Верх-Аскизе и буду жить на хуторе, занимаясь хозяйством, –  делится мечтами Владимир Григорьевич. – В Аскизе скоро невозможно станет держать коров: все земли вокруг застраиваются. А в Верх-Аскизе мне нравится: в одно время вроде ветшать стала деревня, а сейчас вновь оживает, застраивается. Вон юрту-кафе построили: есть где отдохнуть, семейные торжества провести. Сейчас деревня длинной кажется (7 км), а в детстве никогда этого не замечал: запросто на танцы бегали, на перрон. А сейчас только на машине.
Нравится мне летом на покосе работать. Когда толпой вместе с родней приедешь: кто-то на тракторе косит или сгребает, другой кашеварит, третьему тоже работа находится. Мы с детства привыкли все сообща делать.
И нахлынули на нас детские воспоминания. Как много общего в них! Не имея телевизоров, до одури играли на свежем воздухе, ходили воровать ранетки, еще зеленые порой; пасли телят, боясь получить от родителей нагоняй за потраву; любили смотреть на колонну машин или комбайнов, идущих на уборку урожая. Тогда, в детстве, и пшеница, кажется, вырастала выше, не говоря уже о кукурузе. Зайдешь, бывало, в кукурузное поле – ищи-свищи. Тогда, в детстве, все казалось большим. Наверное, оттого что сами были маленькими. А теперь-то мы вон какие большие стали.
Галина Боргоякова
газета "Аскизский труженик", 2015 год

Комментировать  

Другие новости