Архив
Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Послания из глубины веков

373 20 октября 2022 | Асхыс Чайааны

Послания из глубины веков

Все кто посещает Хакасию впервые, бывают поражены и восхищены чаатасами – могильниками разных эпох. Молчаливые каменные плиты охраняют покой тех, кто населял наши земли в предыдущие века и тысячелетия. Однако для специалистов эти памятники седой старины не такие молчаливые и могут поведать о многом. Уже с неолита (конец каменного века) в Хакасско-Минусинской котловине проживало смешанное в антропологическом отношении население. В таежной зоне, по Саянским горам и отрогам, вероятно, проживали монголоидные потомки правобережных неолитических охотников. В IIIтысячалетии до н.э. в Южной Сибири появляются первые изделия из меди, ознаменовавшие конец каменного века. Этот период историки условно назвали Афанасьевской археологической культурой. По внешности эти люди, которые пришли на территорию Минусинской котловины, вероятно со стороны Северо-Западного Китая, были европеоидами. Историки выделяют период конца III – начала IIтысячелетия  до н.э., как Окуневская культура. Это была эпоха ранней бронзы и связана с появлением на территории Минусинской котловины новой группы населения.
«Окуневцы» какое-то время существовали с местным населением, потом ассимилировались с ними. В ту эпоху появились разнообразные изобразительные памятники: каменные изваяния и стелы, различные гравировки и выбивки на плитах и скалах. Это уникальные произведения древнего искусства. Они остаются во многом загадочными и в наши дни. Продолжаются дискуссии о времени создания этих памятников, их принадлежность к одной культуре, об истоках этого искусства. Характерно, что каменные ограждения курганов сориентированы строго по сторонам света. У древних людей считалось, что дорога в верхний небесный мир шла в сторону солнечного восхода и всегда ставили свои культовые сооружения личинами на восток, а дорога в нижний мир шла в сторону заката, где скрывалось солнце. Поэтому, на западных  гранях каменных плит часто изображалась ползущая вверх змея, представительница подземного мира, или же выбивались концентрические окружности – знаки луны или подземного солнца нижнего мира.

Гости посетили Полтаковский музей наскального искусства «Хайа Хоос». Где на 93 стелах нанесено более тысячи изображений. Образы фантастических существ, личин, домашних и диких животных, магических атрибутов, рунических надписей и тамг представлены на каменных плитах музея. Многие изображения уникальны и не имеют аналогов в мире. Здесь, в Полтаковском музее, члены делегации, ученые – Анна Дыбо (член корреспондент РАН, тюрколог, г.Москва) и Анатолий Мудрак (директор Института языкознания РАН, г.Москва) сумели разглядеть на одной из стел, неизвестную ранее надпись. В VIII веке н.э. древнетюркские государства Центральной Азии обладали своей рунической письменностью. Памятники древне-тюркской письменности в Хакасии относятся ко временам существования Кыргызского государства. Как правило, письмена выразились на каменных стелах у могил знати, в них выражалась скорбь. Кроме эпитафий, встречаются краткие записи в честь исторических событий, путевые отметки, автографы на культовых местах.
По предварительной расшифровке надпись на стеле гласит: «Мужественный сын (…) пришёл (перешёл)…» Далее надпись прочитать не удалось. Необходимо детальное исследование. Здесь надо учитывать, что на стеле наносились знаки, рисунки и письмена в разные времена.
Опираясь на эту прочитанную фразу, перед глазами возникают картины далекого прошлого. Род одного князя, теснимый воинственными соседними племенами, вынужден был уходить от захватчиков. В постоянных военных стычках род потерял часть своих людей, скота и имущества. Сам князь был ранен и умер в дороге. Его старший сын возглавил род, они перешли через Саянские хребты, переправились через реку Абакан и вышли в Аскизскую степь в районе села Усть-Есь. Здесь, с разрешения местных жителей, они и обосновались. В честь этого перехода молодой князь и повелел сделать надпись на одном из камней, которые стояли во множестве на левом берегу реки Абакан. И вот через века это послание дошло до нас, возможно, потомков того рода. 
При посещении Анхаковского музея «Улуг-ХуртуяхТас», опять же Анатолий Мудрак и Анна Дыбо обратили внимание, что на левой стороне изваяния, ниже лица прослеживается надпись в три вертикальных столбца. Что может быть там написано, пока неизвестно. Но ученые загорелись желанием расшифровать эту надпись. И может вскоре мы узнаем, что хотела поведать людям «Улуг-ХуртуяхТас». Об этом мы обязательно напишем в нашей газете.
В настоящее время Правительство Республики Хакасия, научная общественность, население региона проводят политику возрождения и сохранения национальных культур народов, проживающих на территории республики. Исторические и культурные ценности народов не должны забываться. Мы должны знать и далекое и недавнее прошлое, должны помнить своих выдающихся земляков и всех, кто жил перед нами. Тогда эти знания мы можем передать будущему поколению. Видимо небеса благоволят хорошим начинаниям, в дни 150-летия со дня рождения Н.Ф.Катанова они дали возможность немного заглянуть в прошлое, показав надписи на исторических памятниках. Ранее никто этих надписей не замечал.
Гости очень тепло отзывались о проводимом мероприятии. Все без исключения пожелали посетить Хакасию не один раз. Радует, что наша республика, наш район, наши люди умеют проявить гостеприимство, а это приносит положительную популярность Хакасии во всероссийском и международном масштабе.
Виталий Орешков
При подготовке материала использовалась книга «Очерки истории Хакасии», Абакан 2008.

Газета "Аскизский труженик", 2012 г.

Комментировать  

Фотогалерея