Рубрики

Подскажет, поможет, выручит

292 20 января 2022 | Наши люди

Подскажет,  поможет,  выручит

Когда в школу приходят работать молодые люди, приглядываешься к ним и сразу понимаешь, выйдет толк из человека или нет. Горят ли глаза огнём любви к детям, работе, творчеству, или человек ошибся, выбрав профессию учителя. В Калининской школе долгие годы преподавательский состав оставался почти неизменным, а в последние 5 лет он как-то резко обновился. Появилось много молодых мужчин, и это отрадно. Преобладание женского воспитания в школах в будущем всё равно сказывается на поведении мужского пола негативно.
Геннадий Петрович Сазанаков пришёл в Калининскую школу в 2010 году. Не сразу после университета: предшествовали несколько лет работы в Усть-Таштыпской основной школе и ещё год в Базинской. Так что пришёл уже состоявшимся педагогом. Нужно поблагодарить Юлию Юрьевну Чебодаеву, работавшую в то время завучем, благодаря которой, можно сказать, Геннадий Петрович и оказался в этой школе. Не по дружбе, не по родственным связям, а чисто по деловым качествам. Хорошо, если формирование кадров администрацией происходит именно по этому принципу.
Сегодня Геннадий Петрович – это учитель информатики высшей категории, один из самых ценных работников в школе. Его любят ученики, уважают учителя и родители.
- Его ученики всегда занимают первые и призовые места в республике по информатике и робототехнике. Ежегодно наши выпускники выдерживают конкуренцию по информатике, поступая в Хакасский государственный и Сибирский федеральный университеты. Один из его воспитанников на ЕГЭ набрал 91 балл – это очень хороший показатель. Геннадий Петрович является одним из организаторов районных конкурсов по робототехнике. В нём подкупает постоянное стремление к самообразованию, многое в быстро меняющихся информационных технологиях постигая  сам, делится опытом с коллегами на районных и республиканских семинарах. Неслучайно несколько лет назад в муниципальном конкурсе «Учитель года» он стал призёром. Помимо уроков,  занимается с учениками внеурочной деятельностью по программированию и робототехнике. Многое в школе держится на нём: и электронный журнал, и РБД (российская база данных) на ОГЭ и ЕГЭ, и печать аттестатов. До появления второго учителя информатики фронт работы был ещё больше, - делится мнением замдиректора по учебной части А.Г.Чанкова.
Добавим ко всему ещё и постоянные обращения учителей старшего поколения с просьбами: «Геннадий Петрович, научи…, подскажи…, покажи…, помоги…, выручи…».
Поводом к нашей беседе стало его участие в недавно прошедшей Всероссийской олимпиаде учителей информатики ПРО IТ. Олимпиада стартовала в сентябре с дистанционного участия. Толчком послужил адресный звонок из управления образования, изучение положения о конкурсе и, конечно же, взвешивание собственных сил. Что касается последнего, была уверенность в своей конкурентоспособности – в этом сомнений даже не было, и небезосновательно.  В 2018 году ХГУ проводил конкурс по программированию среди учителей информатики, так там он занял третье место наряду с абаканскими. Результат у троих оказался одинаковый, только по времени те решили чуть быстрее. Надо сказать, что Геннадий Петрович сам по себе человек неторопливый, но основательный. 
По условиям нынешнего конкурса на дистанционном этапе необходимо было набрать более 50% решения задач. В республике из более чем 30 зарегистрировавшихся участников удалось перешагнуть через эту черту только одному Геннадию Петровичу. Аплодисменты, друзья. 
И вот она, Москва белокаменная, куда съехались по одному представителю из каждого региона необъятной нашей страны на три дня. 
Управление образования благодарит республиканский  фонд «Благодарение», оплативший дорогу на самолёте туда и обратно нашему участнику. Проживание в гостинице «Космос» взяла на себя принимающая сторона. Вместо 56 участников прибыло 45. Организатором выступило структурное подразделение Академия Министерства просвещения РФ.
А теперь более подробно остановимся на самой олимпиаде, поскольку ожидаются подобные мероприятия и по другим предметам естественно-научного направления. Так вот, если на республиканском уровне решали задачи, то в Москве участников ожидало совсем другое: разработать модуль из 3-6 уроков по определённой теме, написать план-конспект и выступить с защитой. Наш земляк, отдав предпочтение плану-конспекту, просто-напросто не успел за отведённое время подготовить презентацию, а именно это оказалось главным на данном этапе. Поняв это, подумал: «Всё, пролетел». Было организовано так, что всех участников разделили по четырём  кабинетам, в каждом - своё жюри. В итоге оказалось, что в призёры из их и ещё одного кабинета никто не прошёл. «Да-а, - подумалось мне, - при таком подходе объективность маловероятна».
На второй день за 45 минут нужно было решить 42 задачи. «Решать задачи было интересно, - говорит Геннадий Петрович, - но по времени не уложился. А были такие, кто за 25 минут успел». 
По итогам олимпиады вышли 2 победителя: пожилая и молодая женщины, и 4 призёра, в том числе 3 женщины. Остальным в алфавитном порядке вручили сертификаты за участие. «Ого, а женщины-то круче оказались», - подумалось мне. Всегда считала, что информатика – дело мужское.
В подобных случаях, когда съезжаются со всех уголков страны, организаторы, как правило, предусматривают разные экскурсии. На этот раз участники олимпиады посетили офис компании «Яндекс», выступившей партнёром в проведении мероприятия. Произвело впечатление посещение парка «Зарядье» возле Красной площади, где можно просто прогуляться, а можно посетить помещение с круглыми стенами и потолком. Показывали ролики «Полёт над Москвой» и «Природные достопримечательности России». Заходишь и оказываешься то на берегу моря и слышишь шум прибоя, то на отвесной скале над тайгой, а над тобой парят гордые птицы, то сам паришь на высоте птичьего полёта над Москвой. Ощущения незабываемые.
На третий день конкурсантов повезли в одну из подольских школ, где функционирует IТ-куб. Показывали мастер-классы по робототехнике, 3Д-моделированию, программированию, виртуальной реальности, мобильным разработкам. Как раз то, чем занимается Геннадий Петрович в условиях сельской школы.
Все три дня, конечно же, шло общение между участниками олимпиады. Среди них были коллеги из городских физико-математических школ, лицеев, гимназий с углублённым изучением предметов, в которых количество  учащихся достигает до полутора-двух тысяч. И был учитель из смоленской школы, где всего 28 учеников. Общение шло на равных: ясно же, собрались лучшие из лучших. Для Геннадия Петровича всероссийская олимпиада была проверкой своих компетенций. Ничего, понял: не боги горшки обжигают. К тому же у него сейчас как раз начинается самый мудрый и активный возраст, так что то ли ещё будет. 
Разговор зашёл и о семье: как же без этого. Родом он из Арбатов, что дальше Абазы. Мама его тоже учитель, только начальных классов. Из пятерых детей Петра Прокопьевича и Светланы Михайловны Сазанаковых только Геннадий связал жизнь с педагогикой. В школе нравилась математика, компьютеры только появлялись и вызывали интерес у любознательного юноши. Поэтому после школы наметил путь только в ХГУ и только на факультет математики и информатики. С удовольствием постигая новый предмет в университете, одновременно увлёкся шахматами. А в школе был футбол. По окончании вуза заработал на пахоте огородов деньги, сложились с матерью и купили долгожданный компьютер. Такова вкратце предыстория нашего коллеги.
Жена у Геннадия Петровича, Валентина Ивановна, тоже педагог. Купив на правом берегу Аскиза квартиру и сделав пристройку, превратили её с женой в уютное современное гнёздышко, построили баню, гараж и всё необходимое для жизни в сельской местности. Как истинный мужчина, не любит болтать лишнего, а дела его сами за себя говорят. Как говорил наш великий писатель-философ Л.Н.Толстой, «идеал наш сзади, а не впереди», то есть в ребёнке с его искренностью, неумением лгать, льстить, притворяться, с открытым взглядом на мир. Такую же нравственную чистоту я вижу в Геннадии Петровиче: во взгляде, мимике, умении по-детски засмеяться – во всём. 
Галина Боргоякова. 
Фото из архива Г.Сазанакова

газета "Аскизский труженик", 2021 г.

 

Комментировать