Архив
Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Письмо из прошлого

444 12 августа 2022 | Асхыс Чайааны

Письмо из прошлого

В архивах Аскизского краеведческого музея им.Н.Ф.Катанова бережно хранится простая ученическая тетрадь.
Читаем первые строки: «Настоящая тетрадь заведена 26 августа 1908 года». Ее автор Василий Николаевич Катанов – племянник ученого Н.Ф.Катанова. В тетради мы находим своеобразный дневник наблюдений отца за тем, как росли его дети.
У Василия Николаевича и его жены Стефаниды Гавриловны было одиннадцать  детей. Каждый ребенок был желанным и любимым.
Мама семейства Стефанида Гавриловна в девичестве Смельская была родом из Кузнецка. Она с отличием закончила Томское среднее учебное заведение, проработала педагогом два года в городе Томске, шесть лет в селе Каптыревском. Была великой труженицей, мастерицей-рукодельницей, заботливой мамой.
Надо полагать, как много бессонных ночей она провела у постели болеющего, как выхаживала она своих крошек.
Например, читаем записи Василия Николаевича, Александр и Андрей хворали корью, коклюшем, ангиной и скарлатиной. Сильно опасно хворал корью Александр. Он буквально задыхался, сильно болело горло. От смерти избавили его водка, скипидар, касторка. Водку давали внутрь, скипидар – также для очищения горла. А касторка служила рвотным средством. Нарыв в горле прорвало. Ребенок был спасен.
Василий, Александр, Андрей начали делать первые шаги около лавки в семь месяцев. Ника – в  один год и два месяца.
Василий начал говорить в один год, а остальные немного позже. Он отличался выносливостью, переносил болезни без крика и жалоб. У него была хорошая память. Знал клички всех животных. Читать научился пяти лет.
Когда Василию было три или четыре года, он несколько раз изъявлял желание курить. Но ему было сказано, что курить можно только тогда, когда у него будет борода. Это он хорошо запомнил. И вот однажды он спрашивает: «Папа, Бог курит или нет?» Этот вопрос всех удивил. Позже он пояснил: «Ведь у Бога (икона Серафима) есть борода». Затем он же уверял своих братьев, что Бог дерется свечками.
О сыне Александре отец пишет, что отличался своей нежностью, любил обниматься. Разговаривая с кем-нибудь, он обнимал своего собеседника своими маленькими ручонками, не всегда при этом чистыми.
До пяти лет Александр не хотел учиться грамоте. Зато он лучше других детей носил шапку на бок. А как он мог артистически хрюкать по-поросячьи! Все кругом так и покатывались от смеха. Во время одной игры с товарищами он взял на себя роль учителя, не зная при этом ни одной буквы.
Другой сын – Андрей не боялся ни животных, ни людей. Смешно было на него смотреть, как он, поднявши руки и полуоткрыв рот, гонялся за какой-нибудь бабочкой или стрекозой.  Однажды он попытался поймать даже лягушку. Он рос крикуном и часто уросил. Дети его дразнили Андрей-воробей.
Дочь Ника до августа 1908 года росла болезненной. С августа стала поправляться. Она очень любила поболтать. А больше всего наряжаться, натягивая на себя скатерть, шторы, одеяла.
Не зная названия луны, она говорила, что на небе есть подсолнух. Раз она сидела за столом, пила чай и вдруг попросилась по естественной надобности. Отец сказал: «Берите ее скорей, ишь до чего девочка досидела». «А я еще петь буду», – заявила она. Нику дети называли «Ничка-киничка».
Задушевными товарищами у детей были: Корней Зазулин (сын причетника), Мишка (Михаил Перфилыч, сын псаломщика), в селе Каптыревском – Николай (приемный сын Ивана Кирилловича Монастыршина, сайот) и Василий Боровков (сын купца). С этими товарищами дети целыми днями пропадали неизвестно где, играли в разные игры.
Василий Николаевич отмечает, что шатания детей всегда было неприятно родителям. Кроме этого недостатком детей он считал их плаксивость и драчливость. Дети не оставляли друг друга без сдачи во время драки.
Религиозного воспитания дети до сих пор не получали. Поэтому никакой склонности к молитвам ни у кого не заметно.
По-разному сложились судьбы детей Василия Николаевича и Стефаниды Гавриловны.
Дети, сыновья и дочери достойно пронесли честь рода, отца и матери, через годы испытаний.


С большим интересом к событиям и героям написанного

вместе с вами прочла Топоева Анна Семеновна

Газета "Аскизский труженик", 2012 год.

 

Комментировать  

Фотогалерея