Архив
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

ОБРЯД ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДЕНЦА У ХАКАСОВ

503 2 сентября 2022 | Асхыс Чайааны

ОБРЯД ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МЛАДЕНЦА У ХАКАСОВ

Упоминания о родовых обрядах «представления» детей встречаются в работах Н.Ф.Катанова. Большое внимание данным вопросам уделил В.Я.Бутанаев. 
Хакасская традиционная культура содержит в себе много тайн и загадок. При внимательном рассмотрении многие, казалось бы экзотические, обряды оказываются достаточно глубоко продуманными и наполненными нравственного смысла. У хакасов существует замечательный обряд, проводящийся в пределах рода - приглашение новорожденного ребенка в дом дедушки и бабушки или в дом родственников. Родственники с двух сторон имеют право пригласить к себе в дом новорожденного. 
Уточнив дату прибытия молодых родителей с ребенком, взрослые начинают готовиться к приезду. (Причем следует учесть, что для обряда представления Богине Огня, по-хакасски Отха пазыртханы, допускаются лишь те дети, у которых еще не выросли все зубы. Дети с уже имеющимися зубами, даже если они впервые прибыли в дом дедушек и бабушек, к обряду «представления» и поклонения От ине не допускаются. В честь их прибытия могут лишь положить в огонь кусочек масла). Наводят порядок в доме. Напоказ выставляют игрушки и разные предметы домашнего обихода. Печь стараются заранее подбелить. Заносят домой натопленное масло. Но подойдет и сметана. В случае отсутствия масла и сметаны подойдет и подсолнечное масло. Прибывших молодых родителей, как только они вошли в дом и еще не разделись, тут же просят подойти к печи для «представления» и совершения обряда «Отха пазыртханы». Бабушка или старшая женщина просят подойти маму с ребенком и поклониться Богине Огня - От ине. Совершают троекратное поклонение, подкладывая в огонь масла. Этим же маслом смазывают лоб младенцу, иногда смазывают макушку головы ребенка. Кусочек масла кладут в рот младенца. Сажей печи делают на лбу младенца отметину, чтобы обезопасить ребенка от козней айна – черта, произносят:
Хырых тiстiг Хыс ине,
Отыс тiстiг От ине,
Час пала пазыртчабыс,
Чуртха наа кiзi кирчебiс.
Пасхалаба аны.
Хурай! Хурай! Хурай!
После таковых произношений приглашают раздеться и пройти в дом. Устраивают застолье в честь новорожденного. Дедушка или старший член семьи произносит благословение: 
Сазыӊ ағарғанҷа чӧр!
Тiзiӊ сарғалғанҷа чӧр. 
Алны идегiӊ пала пассын!
Соо идегiӊ мал пассын!
И чтобы все сказанное сбылось, дарят ребенку щедрый подарок, обычно молочный скот. Бывает, и хакасские ювелирные украшения.
Бабушка тоже имеет право поздравить молодых родителей с новорожденным, благословляет его и дарит овцу или барана. Садятся за стол, уставленный преимущественно молочными и мясными блюдами. После чего новорожденного щедро одаривают. И с тех пор этому ребенку будут здесь всегда рады, и ему в этом доме будет комфортно.
Другие старшие члены семьи, представители рода, живущие отдельно, приглашают ребенка и к себе в дом, желая одарить нового человека. Считается, что тогда они освободятся от того долга – помощи, что им при рождении своих детей одолжили – надарили другие члены рода. Таким образом, мы видим то, что любой новорожденный с момента рождения и после обряда «Отха пазыртханы» попадает в своеобразную зависимость от других членов рода. Тогда он уже не может развиваться вне пределов рода. И любая его деятельность ориентирована на благополучие рода в целом. Жить вне рода - самое большое наказание для человека. 
Этот обряд получил второе дыхание с возвращением на историческое место Улуғ Хуртуях Тас. Во время попытки интерпретации рисунков на животе скульптуры работниками музея затрагивается тема вечной жизни человека в трех мирах. Перерождения в пределах рода. Верхний мир - Ӧӧркi чаян, где человек живет среди творцов-чаянов. Средний мир - Кӱннiг чир - мир солнца и вездесущих духов, хозяев. Нижний мир – мир Эрлих хана. Человек, проживая в этих трех мирах, становится бессмертным только в том случае, если сохранятся родовые земли и кладбища и будут соблюдаться все родовые обряды и правила. Учитывая то, что в хакасской культуре практически нет не проверенной временем информации, следует прислушаться к тем правилам, что завели наши предки.
Л.Горбатов, 
научный сотрудник музея «Улуғ Хуртуях Тас»

газета "Аскизский труженик", 2022 г.

Комментировать  

Фотогалерея