254 23 марта 2023
На территории Республики Хакасия Управлением Минюста России по Республике Хакасия (далее – Управление) зарегистрировано 22 общины, отличные друг от друга по формам самоорганизации лиц (родовые, территориально-соседские), 5 из которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Республики Хакасия в 2022 году.
С 31.10.2022 вступил в силу Федеральный закон от 20.10.2022 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 403-ФЗ).
Итак, какие новеллы закона направлены на совершенствование порядка создания и деятельности общин.
В новой редакции Федерального закона № 104-ФЗ определено право общины на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности и физическими лицами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, определен предмет деятельности общины и установлена возможность осуществлять любые виды традиционной хозяйственной и иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям общины, которые предусмотрены ее уставом. Община может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность предусмотрена ее уставом.
Ряд статей Федерального закона № 104-ФЗ изложены в новой редакции.
В частности, ст. 11 Федерального закона № 104-ФЗ «Членство в общине малочисленных народов» теперь установлено, что членами общины вправе быть относящиеся к малочисленным народам лица, достигшие 14 лет, при этом для исключения «двойного членства» законодательно введено условие, согласно которому одно лицо может быть членом только одной общины.
Кроме того, наряду с членами общины учитываются права членов семьи члена общины – родственников по прямой нисходящей и восходящей линии (дети, в том числе усыновленные (удочеренные), внуков, родителей, дедушек, бабушек), полнородных и неполнородных (имеющие общих отца и мать) братьев и сестер, родственников третьей степени родства, а также лиц, опекуном или попечителем которых является член общины малочисленных народов).
Введен порядок учета членов общины. Последний должен осуществляться органом, уполномоченным на это уставом общины в соответствии с п. 10 ст. 11 Федерального закона № 104-ФЗ.
Уточняется и порядок участия в общинах лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность этих народов. Указанные лица не могут составлять более одной трети от общего числа членов общины и ее коллегиальных органов, а также не могут быть председателями таких органов и осуществлять полномочия единоличных органов общины.
Кроме того, расширен перечень вопросов исключительной компетенции высшего органа общины.
Также установлено, что учредительные документы общин, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 403-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона № 104-ФЗ (в редакции Федерального закона № 403-ФЗ) при первом внесении изменений в них.
Учредительные документы уже зарегистрированных общин до приведения их в соответствие с положениями Федерального закона № 104-ФЗ (в редакции Федерального закона № 403-ФЗ) действуют в части, не противоречащей положениям Федерального закона № 403-ФЗ.
Какие требования законодатель установил к порядку создания и деятельности общин.
В правовом поле создание и деятельность общин помимо Федерального закона № 104-ФЗ регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Федеральным законом «О некоммерческих организациях».
Общины организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, без ограничения срока, если иное не предусмотрено их уставами.
Учредителями общин вправе выступать полностью дееспособные граждане, относящиеся к малочисленным народам. Число учредителей общины малочисленных народов не может быть менее трех.
Учредителями общины не могут быть:
- граждане Российской Федерации, не относящиеся к малочисленным народам;
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- юридические лица;
- органы государственный реестр власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
- иные лица, указанные в п. 1.2 ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
В соответствии § 6 ГК РФ общины относятся к некоммерческим корпоративным организациям.
Решения о создании общины, об утверждении ее устава, формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины (ст. 9 Федерального закона № 104-ФЗ).
Членство в общине
При создании общины ее учредители становятся членами общины и приобретают соответствующие права и обязанности.
Воля к вступлению в общину должна быть выражена в виде письменного заявления.
Права и обязанности членов общины определены ст. 12, 13 Федерального закона № 104-ФЗ. Поскольку община является корпоративной некоммерческой организацией, необходимо также учитывать положения пп.1, 4 ст. 65.2 ГК РФ.
По решению собрания (схода) членов общины в члены общины могут быть приняты лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов. Порядок участия в общинах таких лиц закреплен в п. 8 ст. 11 Федерального закона № 104 – ФЗ, а именно указанные лица не могут составлять более одной трети от общего числа членов общины малочисленных народов и ее коллегиальных органов, не могут являться председателями таких органов, а также не могут осуществлять полномочия единоличных органов общины малочисленных народов.
Членами общины не могут быть:
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- юридические лица;
- органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
- иные лица, указанные в пункте 1.2 статьи 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Устав общины
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 104-ФЗ наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Уставом общины должны быть предусмотрены:
- вид общины (семейная (родовая) или территориально-соседская);
- права и обязанности членов общины, порядок и характер их участия в хозяйственной деятельности общины;
- права и обязанности членов семьи члена общины, порядок и характер их участия в хозяйственной деятельности общины;
- условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины, порядок возмещения таких убытков;
- ответственность членов общины за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию в деятельности общины;
- порядок учета членов общины.
Кроме того, устав общины может содержать описание символики общины, наименование малочисленного (малочисленных) народа (народов), к которому (которым) относятся ее члены, а также иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Структура органов Управления Общины
Структуру органов Управления общины в соответствии нормами Федерального закона № 104 - ФЗ составляют:
Общее собрание (сход) членов общины, которое является высшим органом Управления общины.
Общее собрание (сход) членов общины рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона № 104-ФЗ к исключительной компетенции Общего собрания относится решение следующих вопросов:
• определение приоритетных направлений деятельности общины, принципов формирования и использования ее имущества;
• изменение устава общины;
• прием в члены общины и исключение из нее;
• образование органов общины и досрочное прекращение их полномочий, в том числе избрание ревизионной комиссии (ревизора), если уставом общины избрание ревизионной комиссии (ревизора) не отнесено к компетенции правления (совета) общины;
• принятие решений о создании общиной других юридических лиц, об участии общины в других юридических лицах;
• утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общины, если уставом общины малочисленных народов это не отнесено к компетенции правления (совета) общины;
• принятие решений о реорганизации и ликвидации общины, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
• принятие решения о выделении члену общины доли из имущества общины или об осуществлении компенсации такой доли при выходе его из общины;
• принятие решений о создании филиалов и об открытии представительств общины, если уставом общины это не отнесено к компетенции правления (совета) общины.
Уставом общины к исключительной компетенции общего собрания (схода) членов общины может быть отнесено решение иных вопросов наряду с вышеуказанными.
Правление (совет) общины является органом Управления общины, избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (общины) на общем собрании (сходе) членов общины. Правление организует деятельность общины в перерывах между Общими собраниями (сходами) общины.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 104 – ФЗ полномочия правления (совета) общины и срок полномочий устанавливаются уставом общины.
Председатель правления (совета) общины является единоличным исполнительным органом общины.
Сведения о нем подлежат обязательному включению в Единый государственный реестр юридических лиц как о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общины.
Полномочия председателя определены ст. 16 Федерального закона № 104-ФЗ, а также могут быть дополнены уставом общины.
Община должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке для приобретения статуса юридического лица.
Главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия О.Н. Вотякова
фото Максима Ахпашева