Архив
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

О сагайцах, качинцах, кызыльцах и шорцах

1846 17 ноября 2022 | Асхыс Чайааны

О сагайцах,  качинцах,   кызыльцах и шорцах

В ХIХ веке существовал общехакасский разговорный язык, различия внутри народа наблюдались лишь на уровне диалектов, которые были близки между собой и взаимопонимаемы.
 Сначала качинцы, теперь сагайцы
Общее название народа было «тадар»: русские называли минусинскими или абаканскими татарами, отсюда и «тадар».
Границы проживания основных групп хакасов совпадали с территориями княжеств, существовавших до прихода русских. Некоторые исследователи связывают койбальскую группу с населением Тубинского княжества, качинцев – Езерского, казыльцев – Алтысарского, сагацев – Алтырского княжеств. Шорская группа исследователями обычно не выделялась. Их считали либо собственно шорцами и объединяли с кузнецкими татарами (так тогда называли шорцев), либо относили к сагайцам, исходя из единства родов.
Как меняется численность этнических групп хакасов в сравнении с ХIХ веком? Об этом говорят данные переписей, а также подсчет и анализ фамилий хакасский семей (первые цифры относятся к 1897 году, вторые – к 1987 году, третьи – к 2007 году; (в процентах): 
кызыльцы: 16,7–4,2 – 4,1
качинцы: 31,3– 20,6– 16,5
койбалы: 2,7– 2,2 – 2,1
сагайцы: 46,7 –68,1– 71,7
шорцы: 2,6– 4,9–5,6
Как видим из таблицы, уменьшилось количество качинцев, кызыльцев и койбалов, а доля сагайцев возросла. Причины, видимо, в следующем: во-первых, в естественном приросте (более ранний переход к планированию числа детей из-за высокого уровня урбанизации (переезда в город) на севере и центре Хакасии); во-вторых, более частый выезд качинцев и кызыльцев за пределы Хакасии; в-третьих, слияние части кызыльцев и койбалов с русскими (например, села Уты, Горево, Сидорово, Летник Бейского и Алтайского районов).
Сагайцы же не просто самая крупная из всех групп – они превосходят все остальные вместе взятые. Поэтому в последнее время наблюдается возрастание влияния сагайской группы на развитие общехакасской культуры, на язык СМИ. Если посмотреть на состав национальной интеллигенции, то среди пожилых сотрудников больше качинцев, а среди молодежи – сагайцев. То есть, если в социально-экономическом развитии и уровне образования в первой половине ХХ века качинцы были самой социально продвинутой группой, то теперь четыре группы: качинцы, койбалы, сагайцы и шорцы – в уровне образования сравнялись.
Кто лучше знает хакасский  язык?
В настоящее время хакасский язык включает в себя четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский.  У койбалов нет своего диалекта, особенности их речи проявляются на уровне говора, занимающего промежуточное положение между сагайским и качинским диалектами.
Степень компетенции разных хакасских этносов в родном языке значительно различается (первый столбец – «Считают хакасский язык родным», второй – «Владеют хакасским языком свободно»; в процентах):
сагайцы: 62,7 –54,4
койбалы: 64,3–54,5
шорцы: 54,7–45,0
качинцы: 40,0– 23,4
кызыльцы: 47,6–24,6
Суммируя все три языковые показатели, можно распределить субэтносы таким образом: лидеры – сагайцы и койбалы; ниже показатели у шорцев, хуже всего ситуация у качинцев и кызыльцев.
Чем можно объяснить подобную языковую ситуацию? Пожалуй, в характере расселения и степени его смешения. По сагайцам вопросов нет, так как расселены наиболее компактно. На территории расселения сагацев десятки однонациональных сел.
Койбалы сейчас в основном живут в двух селах: Койбалах и Куйбышево. Причем Койбалы был и остался чисто хакасским поселением, а в Куйбышево, где хакасов раньше было чуть больше половины населения, теперь стало три четверти. А на территории шорцев ситуация как раз обратная: здесь исчезли хакасские поселки Кызылсуг, Тлачах, резко уменьшилась численность хакасов в Анчуле; в то же время большинство хакасов перебралось в смешанные поселки Матур и Верх-Таштып.
Что касается кызыльцев, то их поселки расположены вдали от транспортных магистралей, районных центров, в западной предгорной части Ширинского и Орджоникидзевского районов. Сюда в последнее время нет притока пришлого населения. А вот территория качинцев – самый центр республики, здесь проходят железная и шоссейные дороги, велики миграции, сильнее влияние городов.
Помимо расселения, конечно же, влияние оказывают школы, охват учащихся национальным образованием. Но несмотря на то, что большинство хакасов изучает хакасский литературный язык в школе, у детей в разговорной речи сохраняются особенности диалектов. Диалектизмы заметны даже в речи учителей родного языка, дикторов радио и телевидения, в материалах журналистов.
Сохранению языка способствуют, помимо школ, газета «Хабар», журналы «Инесай», «Тигiр хуры», телевидение, радио, художественная литература, а также национальные праздники, такие как «Тун пайрам», «Eртeн той» и другие.
А как насчет веры?
По религиозным представлениям среди хакасских субэтносов нет принципиальной разницы: во всех группах встречаются и атеисты, и православные, и приверженцы традиционного культа. Много таких, которые одновременно признают и православие, и традиционный культ.
Атеистов больше всего оказалось среди качинцев и сагайцев (20,1 и 19,8), язычников – среди койбалов и шорцев (16,5 и 12,9), православных – среди кызыльцев и качинцев (62,8 и 41,7), сочетающих православие с традиционным культом – среди койбалов, шорцев и сагайцев (41,7; 37,4 и 35,1), представителей нетрадиционных религий и сект – среди койбалов (13,2). В исследованиях участвовали жители старше 15 лет, город и село.
Наличие различных вероисповеданий, конечно же, ни в коем случае не стоит трактовать как слабость или несплоченность нации. Разнообразие форм традиционной культуры – это, наоборот, источник взаимообогащения.
Кто кого  любит?
Показателем сплоченности нации можно считать и браки между этническими группами. Способствуя укреплению единства, такие браки сглаживают культурные, диалектные и другие различия между группами.
В прошлом смешанные браки заключались либо в зонах этнических границ, либо в среде байской верхушки, когда жених или невеста подбирались за сотни километров из знатных и богатых родов.
В 1989 же году среди хакасских семей этнически смешанных супружеских пар оказалось: в Орджоникидзевском районе – 33,3%, в Ширинском – 16,3%, в Боградском – 60,0%, Усть-Абаканском – 60,0%, Алтайском – 48,0%, Бейском – 41,5%, Аскизском – 21,5%, Таштыпском – 4,05%. В конце 1970 годов, например, эти показатели были ниже. Таким образом, количество смешанных браков растет, особенно в городах и поселках.
Из ниже приведенной таблицы можно сделать следующие выводы: максимальные показатели – у наиболее малочисленных групп (шорцев и койбалов), минимальное – у самой многочисленной группы – сагайцев.
Данные о межэтнических браках хакасов (опрос 2008-2009гг., 1 – имеют жену иной субэтнической группы; 2 –  имеют мужа иной субэтнической группы; в процентах):
сагайцы: 22,9–21,3
качинцы: 48,7– 50,0
кызыльцы: 33,3 - 57,1
шорцы: 70,0 – 72,7
койбалы: 73,9–64,7
О чем говорят эти цифры? О том, что принадлежность к разным субэтносам не является каким-либо препятствием для заключения брака. Имеются ли среди хакасов противники таких браков? Имеются, но очень мало – всего 0,7%.
Кто на кого  похож?
Последствием таких браков является не только сглаживание различий во всех областях материальной и духовной культуры, в том числе языковой, но и нивелировка антропологических особенностей субэтносов.
В целом хакасы относятся к переходному типу между монголоидной и европеоидной  расами при явном преобладании монголоидных черт. При между субэтносами есть некоторые отличия. Об этом писали и исследователи прошлого П.Паллас, Г.Георги, С.Спасский. Например, Паллас, описывая койбалов, пишет, что они среди местных племен «народ совсем особый», «их лица большей частью сходствуют с тунгусскими, круглы и плоски, но при том довольно бородасты». Из анализа современного антрополога В.П.Алексеева следует, что койбалы занимают положение, ближайшее к монголоидам, сагайцы и бельтиры – к европеоидам, качинцы и кызыльцы – промежуточное. При этом очень легко отличить сагайца и качинца, у остальных групп внешние отличия со временем стерлись.
Вступают в брак хакасы и с другими народами, в первую очередь с русскими. При этом активность взаимодействия с русскими в сфере брака у разных этносов неодинакова и во многом зависит от расселения. Об этом следующая таблица (опрос 2008-2009гг. 1 – имеют жен другой национальности; 2 – имеют мужей другой национальности; в процентах):
сагайцы: 16,6 – 17,4
качинцы: 32,1 – 36,5
кызыльцы: 35,3 – 37,9
шорцы: 10,5 – 22,4
койбалы:11,1 – 6,7
Появление детей-метисов, конечно же, ведет к ослаблению позиций хакасского языка, этнических признаков и субэтнического самосознания.
Галина Боргоякова

газета "Аскизский труженик", 2013 год
 

Комментировать  

Фотогалерея