926 14 сентября 2022 | Культура, Асхыс Чайааны
Изучение своего края всегда актуально. С возрастом желание знать свой край только усиливается. Тем более мы живём на уникальной земле, где с глубокой древности живёт хакасский народ, оставивший о себе память в виде надписей и рисунков на камнях. Рисунки на камнях – это памятники народного искусства, созданные трудом и умением многих поколений безымянных художников.
Первый опыт анализа наскальных рисунков и их систематизация были сделаны учёными-историками и археологами под руководством профессора Леонида Романовича Кызласова. Неоценимую помощь оказали художник В.Ф.Капелько, археологи И.Л.Кызласов, Э.А.Севастьянова, Я.И.Сунчугашев, искусствовед И.Л.Кызласова, а также сотрудники Минусинского краеведческого музея и Хакасской археологической экспедиции Московского государственного университета. Результатом их совместного труда стала книга Л.Р.Кызласова и Н.В.Леонтьева «Народные рисунки хакасов», вышедшая в 1980 году в Москве.
В книге впервые были опубликованы народные рисунки хакасов, выявленные преимущественно в горах Оглахты на Енисее, на скале Писанец на правом берегу реки Малый Арбат, на горе Папальчиха недалеко от села Большой Монок, на скале Малый Писанец недалеко от поселка Чистобай по реке Джебаш, на скальных обнажениях возле деревни Комарковой на правом берегу Енисея, напротив города Абакан, на камнях близ аала Аёв в Аскизском районе, на плитах древних тагарских курганов возле Аскиза и Бельтыр, а также на отдельных камнях и плитах.
Все эти рисунки нарисованы либо краской, либо выполнены в виде гравюр, либо выбиты на каменных плитах и скалах.
Этот вид творчества народных художников Хакасии, отражающий многие сферы жизни и быта хакасов, относится к XVII – началу XX века.
Хакасское происхождение рисунков
В XVII – начале XX века на территории Хакасии появились многочисленные представители других народов и национальностей. Не они ли создали эти рисунки, и не они ли повлияли на изобразительную манеру местных художников? Нет. Учёным удалось выяснить принадлежность рисунков именно хакасам.
Сведения о рисунках хакасов восходят к XVII веку В челобитных, написанных по-русски, хакасы обычно вместо подписи изображали каждый своё «знамя» или «знак». Часто это были вполне реалистичные изображения животных (например, лошадей) или наиболее распространённого оружия: лука со стрелой, наполненного стрелами колчана, сабли, копья, боевой секиры и тому подобного.
Подобные изображения (тамги), заменяющие подпись на документе, были личным знаком каждого более или менее крупного хакасского скотовода. При этом обязательно учитывалось, из какой семьи и рода происходил тот или иной скотовод. Тамгой метился скот хозяина и другое имущество, обозначались границы земельных владений, покосов и охотничьих угодий. Вместо подписи человек ставил свой знак, подобно оттиску личной печати.
Употребление хакасами в XVII веке подобных тамг являлось продолжением древних местных традиций, восходящих ещё к раннему железному веку, когда более тысячи лет тому назад сложились в систему личные тамговые знаки.
Первую хакасскую писаницу, относящуюся к XVII веку, с изображениями тамг, животных, антропоморфных фигур, нанесённых на скалу красной краской, обнаружил и зафиксировал на Енисее в 1722 году Д.Г.Мессершмидт. В литературе XVIII столетия о хакасских народных рисунках сведений нет.
Многочисленные свидетельства о наскальных рисунках относятся к XIX веку. Так, например, енисейский губернатор А.П.Степанов сообщал следующее: «Ныне умерших погребают по обыкновению в могилы и украшают оные над поверхностью земли большими каменьями, а некоторые с украшением разными высечками того, до чего покойник был более охотник». К середине XIX в. восходит и первое сообщение о малоарбатской писанице. Особенно много сведений относится ко второй половине XIX в., когда после открытия в 1877 году Минусинского краеведческого музея начинается изучение этнографии населения Хакасии.
В это время в литературе появляются указания на то, что хакасы не только высекают свои наскальные рисунки, но и наносят их краской. Д.А.Клеменц пришёл к выводу, что рисунки, сделанные чёрной краской, новее красных, потому что они тщательнее сделаны и лучше сохранились.
О рисунках, сделанных на древних курганных плитах, писал этнограф П.Е.Островских: «В «Могильной степи» между сёлами Аскизом и Усть-Есинским часто попадаются на курганных камнях новейшие выбивки, тождественные с древними, делаемые в досужее время пастухами-подростками. Более всего эти современные скульпторы выбивают, конечно, куском булыжника изображения человека».
Выбитые хакасами изображения на отдельно лежащих плитах по склонам гор Оглахты видел позднее археолог А.В.Адрианов. Подросток, за которым он наблюдал, «то воспроизводил копии с фигур древних писаниц, то импровизировал, то относился к работе с сосредоточенной серьёзностью». На каменной плитке этим юношей был «выбит стол с короткими ножками, как это употребляется у минусинских инородцев, сидящих на полу с подогнутыми ногами, а на столе самовар и на нём чайник».
Есть и другие сведения учёных о том, как на древних писаницах современники-чабаны выбивали куском железа разные рисунки: или свою тамгу, или фигуры животных и человека, птиц, деревьев и так далее.
В результате этого на одной плоскости камня зачастую оказываются выбитыми изображения, относящиеся к самым разным эпохам.
Наскальные рисунки в виде тамг
Хакасские тамги Н.Ф.Катанов подразделял на собственно хакасские и заимствованные. К первым он относил наиболее простые по начертанию знаки в виде кружка, дуги, треугольника, квадрата и т.п. Среди заимствованных Катанов особо выделял «тамги рунические, взятые с надписей на скалах».
Количество употреблявшихся тамг в XIX веке было очень велико. Только на описываемых памятниках было встречено 90 разновидностей тамг, не считая буквенных. Некоторые знаки повторяются на одних и тех же скалах или в разных местах, поэтому общее число их – 177. Сорока шести знакам учёным удалось найти точные или близкие аналогии среди хакасских тамг XIX столетия.
Что ещё указывает на принадлежность художников к хакасской национальности? Очень интересны с этой точки зрения изображения клеймённых лошадей. На одной из оглахтинских плиток есть фигура коня с тамгой в виде буквы «Т» на стегне.
На плите из окрестностей улуса Аёва фигуры коней имеют тамги «Н» и «Г». Буквенные тамги принадлежали обычно качинцам.
Таким образом, тамговидные знаки убедительно доказывают принадлежность наскальных рисунков хакасским художникам.
Изображения одежды женщин и шаманов
На одном из камней с горы Оглахты выбита женская шуба (хак. – тон). Покрой её – хакасский национальный, о чём свидетельствует абрис спины и особой формы вшивные рукава. На другой плитке изображена женская безрукавка (хак. – сигедек) с типичной для хакасского сигедека разрезной спинкой.
Несколько раз встречается на оглахтинских плитках изображения шаманов (хак. хам) в своих традиционных одеяниях и с орудиями своего культа в руках. Всякий раз они изображены во время камланий. На них – типичные для хакасских шаманов островерхие шапки со свисающим сзади хвостом – косой. Шаманский костюм также традиционно хакасский – со многими лентами и бахромой, свисающими сзади.
Один шаман бьёт колотушкой в бубен (хак. – тeeр), круг которого разделён на 4 части крестом с точками по углам. Такое деление лицевой поверхности реальных шаманских бубнов у хакасов известно. На некоторых других плитках бубен воспроизведён с внутренней стороны и имеет вертикальную рукоять и две поперечные перекладины с привесками.
Таким образом, изображения шаманов в национальной одежде и с бубном хорошо подтверждают хакасскую принадлежность рисунков.
Хакасский орнамент на наскальных рисунках
На многих памятниках встречаются орнаментальные композиции: геометрические, растительные и образные. Таким же образом подразделяется и современный хакасский орнамент. Так, геометрический узор характерен для предметов из дерева и кости, а растительные мотивы преобладают в народной вышивке и на изделиях из войлока.
Наиболее богаты орнаментами, характерными для деревянных хакасских сундучков (хак. – абдыра), камни с горы Оглахты. Среди оглахтинских рисунков встречаются пятиконечные звёзды. Нужно отметить, что пятиконечные звёзды на памятниках искусства XIX – начала XX века постоянно встречаются у всех саяно-алтайских народов (тувинцев, алтайцев, шорцев).
Интересны композиции растительного узора, встречающиеся в окрестностях улуса Аёва.
Таким образом, для эпохи древнехакасского государства было характерно господство растительно-цветочного орнамента.
Изображения животных и людей
Характерны для хакасов и рисунки верблюдов, в том числе запряжённого в арбу. Дело в том, что о разведении хакасами верблюдов и употреблении для перевозки грузов двухколёсных телег в XVIII и даже в начале XIX века сообщает ряд учёных: Георги И.Г., Спасский Г.И., Пестов И.
Часто встречаются изображения людей. Преобладают воспроизведения головы контурным кружком, ноги часто изображаются простой обращённой углом вверх «галочкой». Часто показаны колени.
На оглахтинских плитках есть несколько изображений женщин. Их возраст и общественное положение иной раз подчёркнуты двумя косами. Две косы носила у хакасов только взрослая замужняя женщина. Фигуры женщин отличаются почти обязательным изображением грудей, показанных с обеих сторон от вертикальной линии, передающей туловище.
Встречаются также изображения всадников. На рисунках всадники как бы вырастают из конских спин, лишь иногда перевёрнутой «галочкой» показаны их ноги. Оба приёма как раз характерны для хакасских рисунков на бубнах и деревянных ящичков (абдыра). Самая распространённая поза всадников – одна рука, вытянутая вперёд, держит повод, вторая, вероятно, с камчою, опущена вниз.
Известно, что хакасы в настоящее время не проживают на правобережье Енисея. Между тем именно там располагаются Комарковская, Сисимская, Шалаболинская и другие писаницы, на которых отчётливо выделяются сходные хакасские рисунки XVIII – XIX веков. Но известно, что даже в конце XIX века на правом берегу Енисея проживали – как отдельными улусами, так и в русских деревнях – не только койбалы, но и качинцы, сагайцы и даже кызыльцы. По статистике 1854 года в правобережных волостях только минусинского уезда проживало 1506 хакасов. Следовательно, правобережные поздние писаницы также создавались хакасским населением.
Аня Бойко,
Галина Боргоякова
Газета "Аскизский труженик", 2016 г.