Рубрики

Нестареющая душа ветерана

1501 5 декабря 2017 | Наши люди

Нестареющая душа ветерана

Вот уже 42-й год каждый день можно видеть мужчину, торопливой походкой направляющегося в сторону Калининской школы. Здесь он работал в течение многих лет учителем математики, а после выхода на пенсию ведет кружок по шахматам. Это Михаил Николаевич Тохтобин. В свое время его переманил в Калининскую школу Михаил Александрович Володин, замечательный руководитель, строгий и в то же время заботливый и справедливый, умело подбиравший кадры. Для него учитель должен был быть не только профессионалом, но и спортсменом либо артистом. Михаил Николаевич же был спортсменом, что называется, широкого профиля: гимнастика, лыжи, шахматы, тобит.
В шахматы начал играть уже в 4 классе – брат Филипп научил. С тех пор не бросал. В студенческие годы играл в сборных института и города. Гимнастикой занимался у мастера спорта Леонида Николаевича Сагалакова. Параллельно обучался игре на баяне. Жизнь в институте была наполнена до краев.
Окончив Абаканский государственный пединститут в 1966 году, попал по распределению в Усть-Чульскую среднюю школу. Вернее, не попал,  а его забрали. В конце последнего курса директора школ области сами приезжали в институт, агитировали, отбирали. Георгий Павлович Кичеев, директор Усть-Чульской школы, знал наперед, кого он возьмет математиком – Михаила Тохтобина. Будучи студентом-старшекурсником, тот не только проходил практику, но и, по договоренности с институтом, по причине нехватки кадров некоторое время работал учителем. Вел не только математику и физику, но и черчение и физкультуру: пригодились серьезные занятия гимнастикой и лыжами. Ребятишки гурьбой ходили за разносторонне талантливым и увлеченным учителем.
10 лет было отдано Усть-Чульской школе. За это время в личной жизни Михаила Николаевича произошли изменения и, когда М.А.Володин предложил ему перейти в Калининскую школу, учитывая семейные обстоятельства, решил переехать в центральную усадьбу совхоза им.Калинина.
Долго привыкать к новому коллективу не пришлось: включился сразу, загрузил себя преподавательской, общественной, ну и конечно, кружковой работой. Коллектив был дружный, директор всячески поддерживал спорт, ходили на хор и ездили коллективом на смотры художественной самодеятельности, весело проводили праздники, выезжали на экскурсии – жизнь вокруг него кипела. Калининская школа славилась учебными, спортивными и творческими достижениями. Михаил Николаевич вел математику в старшем звене и классное руководство. В школе было много учителей-мужчин, и это благотворно влияло на учебный процесс.
В 80-х годах в школу  пришла молодежь, в том числе и я.
- Когда в коллектив вливаются молодые умы, школа становится сильнее. Главное, нужно правильно их направлять, обучать на примере старшего поколения, перенимать опыт других школ. Молодежь сейчас немного другая: все мерит деньгами – мы не такими были. Нужно больше привлекать их к спорту, больше заниматься с учениками, причем не только в учебе, - размышляет Михаил Николаевич. – Учителю тяжело работать, если родители не выполняют своих прямых обязанностей. Необходимо большую работу проводить именно с родителями: организовывать клубы выходного дня, лектории, встречи. Внеурочную деятельность, введенную по новым стандартам, нужно пересмотреть: проводить не как уроки, а в другое время и по-другому. Лучше совместно с родителями. Хорошо бы активизировать самих учащихся: выпускали бы стенгазеты, фотографировали. А на школьных линейках пропагандировать успехи учеников.
Что касается профсоюзов работников образования, их работу, по мнению Михаила Николаевича, тоже нужно менять: сейчас профсоюзы перестали быть уважаемой, сильной и сплачивающей организацией, многие выходят из нее; профкомы перестали защищать права учителей, превратившись в устроителей праздников; нужно не забывать о пенсионерах – им несладко приходится из-за нехватки общения, особенно, если они одиноки; можно создать совет пенсионеров, который бы занимался их делами и досугом.
Прислушаемся к советам умудренного опытом человека. Ведь прав Михаил Николаевич. Стоит человеку уйти на пенсию, его тут же забывают, разве что поздравят с профессиональным праздником или пригласят на концерт учеников. Разве это избавит человека от одиночества? Человеку нужны внимание и общение, которые придают силы и помогают обрести смысл жизни.
М.Н.Тохтобин – один из немногих пенсионеров, не разорвавших связи со школой. Он активный участник образовательного процесса в школе, руководитель кружков по шахматам и тобиту. Сколько учеников прошло через его руки! Скольким он привил привычку думать! Увлеченным умственной деятельностью школьникам некогда отвлекаться на разного рода детские, а порой и не детские шалости. В районе именно Михаил Николаевич является организатором соревнований по шахматам как среди юношества, так и среди взрослого населения. Благодаря его подвижничеству активно развивается хакасская национальная игра тобит. У истоков тобита стояли Александр Кильчичаков и Анатолий Карамчаков. Стараниями таких неравнодушных людей дело идет к созданию в Хакасии Федерации по тобиту. А еще, по мнению Михаила Николаевича, должна быть Федерация и по хазыху. Кроме того, у него вынашивается идея создания шахматного клуба в районе. Голова ветерана работает на полную катушку, планов – громадье. Хватило бы только жизни для их претворения.
Когда голова забита позитивными мыслями, даже стареть некогда. И болеть некогда. К тому же, если ты не пьешь и не куришь. При этом такого танцора, как Михаил Николаевич, на корпоративах еще поискать. Мы ж, пока градус не поднимем, веселиться не умеем. Помню, когда в так называемом дне самоуправления накануне Дня учителя мы формировали 11-й, позже 12-й класс, то превращались в Миш и Галь и бесились, как могли, копируя своих учеников. Так, Миша был самым задиристым мальчишкой. Это умение перевоплощаться, умение веселиться при серьезном отношении к жизни и к своему делу подкупает.
Те, люди, которые были рядом с ним с детства и влияли на формирование его характера, думаю, заслуживают уважения. Родился Михаил Николаевич в 1943 году, в лихолетье, в Усть-Сосе, входившем тогда в Аскизский район. Отец, Николай Антипович, в простонародье Конка, в 42-м был призван на фронт. В 43-м, после тяжелого ранения, некоторое время долечивался дома, потом снова демобилизован был в 45-м. В памяти осталось, как дети (а их было тогда семеро в семье) ели жмых – горьковатые на вкус плитки из подсолнуха, колючки, похожие на алоэ, растущие на кочках в болотистых местах, конопляные семечки; как до первых снегов босоногие бегали; как одни сапоги были на всех, кому большие, кому малые, так что пальцы на ногах росли вкривь и вкось; как зимой путались в полах тулупов с родительских плеч…
После 4-го класса Миша заболел трахомой, которой болел, можно сказать, весь Аскиз, и велика заслуга офтальмолога Н.М.Одежкина, сумевшего победить эту заразную болезнь. Больных ребятишек из района на год увезли в Минусинский интернат-профилакторий, а в школу они ходили в обычную, городскую.
- Удивляюсь, как нас, ребятишек-хакасов, смогли научить русскому языку! Наверное, этот год во многом повлиял на мой характер: я стал шустрым, научился общаться с людьми. Там же научился ходить на лыжах, - говорит Михаил Николаевич.
Проучившись следующие два года в Усть-Сосинской школе, после ее закрытия Миша перешел в Усть-Есинскую: его брат Филипп Николаевич в то время был директором этой школы. Сам став учителем, Михаил Николаевич понимает, в какие сильные руки он тогда попал: математики М.Б.Ивандаев (позже директор) и К.Н.Чертыков, физик С.А.Бурнаков, руссковед С.П.Идимешев и многие другие. Это были времена, когда в школах работали в основном мужчины. Именно они пестовали души и характер мальчиков,  юношей. Помню и я Константина Николаевича, Степана Афанасьевича, Романа Алексеевича, Александра Сергеевича, Василия Прокопьевича, Ефима Игнатьевича.  Получается, только по русскому и английскому языкам нас учили женщины: это Агафья Егоровна, наш классный руководитель, и Матрена Кузьминична. О каждом из этих учителей можно сказать много добрых слов. Да, хороший след оставили они в 130-летней истории Усть-Есинской школы.
Среди тех, кто особо повлиял на становление Михаила Николаевича как Человека, можно назвать его старшую сестру Марию, дядю Илью Герасимовича Чебодаева (отца Никифора Ильича, директора Аскизской школы), Любовь Герасимовну Чанкову (жену Дмитрия Ивановича, ученого, кандидата филологических наук) и, конечно же, ту, которая все эти годы была рядом с ним – Галину Антиповну.
- Судьба человека зависит целиком и полностью от самого себя, - уверен М.Н.Тохтобин. – Человек должен надеяться только на самого себя. Если сам не будешь шевелиться, не будешь стремиться к чему-то, никто за тебя ничего не сделает.
Галина Боргоякова

 

Комментировать  

Другие новости