Рубрики

Наш район – кузница кадров

715 6 марта 2021 | Общество, Культура

Наш район – кузница кадров

В одном просторном кабинете в администрации района проходит планерка. Участвует в нем человек десять, не больше. Они что-то активно обсуждают, и в разговорах их чаще всего произносятся такие слова: концерт, мероприятие, артисты – все, что связано с культурной жизнью района. – Скорей бы пандемия закончилась, люди уже соскучились по музыке и песням, - вздыхают собравшиеся. Но все равно планерка больше похожа на дружескую беседу, нежели на официальное мероприятие – по-настоящему теплая атмосфера в коллективе. И руководит планерным совещанием, это с первого взгляда видно, женщина улыбчивая, которую здесь любят и уважают. Келемана Васильевна Барашкова вот уже более шести лет возглавляет управление культуры Аскизского района, которое является, если не лучшим в республике, то, по крайней мере, одним из таковых. С детства нашу героиню окружала творческая атмосфера. Ее отец, Василий Филиппович Барашков, известный в районе человек: талантливый учитель музыки, к тому же имевший яркий поэтический талант. На его слова написаны такие любимые хакасским народом песни, как «Арығ сағыстар» («Светлые думы») и «Часхы пулуттар» («Весенние облака»). А мама, Зоя Степановна, много лет работала бухгалтером в совхозе имени Калинина. Поначалу семья Келеманы Васильевны успела помотаться по району в поисках того самого места, которое они назовут домом: жили и в Усть-Еси, и в Усть-Камыште, и в ВерхАскизе, и в Апчинаеве – но окончательно закрепились в райцентре. - В начальные классы я ходила в аале Апчинаев, а оканчивала уже Калининскую школу. Хотелось бы добавить, что школа в те годы считалась сильнейшей в районе. Директором был Михаил Александрович Володин, который многое сделал для развития учреждения. В том числе большое внимание уделялось творческому воспитанию детей. Я же в школьную пору была тихой «серой мышкой» – скромной девочкой, даже не мечтавшей заниматься искусством, - рассказывает Келемана Васильевна. Однажды мама привела юную Келеману в совсем другую школу: туда, где не надо зубрить алгебру, где учат творчеству. В Аскизской детской музыкальной школе для нее открылся интересный мир, который и предопределил ее судьбу. Она начала заниматься у таких сильных педагогов, как Александр Михайлович Якушев и Федор Павлович Коков. Все еще трудится в стенах школы искусств любимый педагог нашей героини Татьяна Николаевна Каменщикова – лучший преподаватель-хоровик. На одном из смотров-конкурсов между совхозами Татьяна Николаевна так мастерски подготовила номер, в котором участвовала наша героиня, что зал просто ахнул, когда открылся занавес: на сцене стоял большой хор, где все участники в красивых нарядах, дети посередине, а взрослые по краям – зрелище было просто изумительным. - Я долго боролась с робостью перед выступлениями на сцене. Это настоящее испытание, когда ты стоишь перед десятком зрителей и боишься все испортить. Хотя мне часто приходилось участвовать в различных концертах, каждый раз испытывала страх, будто выхожу впервые. Теперь я как руководитель одного из органов районной администрации часто выступаю на мероприятиях с приветственными словами или докладами. Но честно скажу, все еще волнуюсь перед каждым выходом на сцену: в голове отрепетированная речь, а выходишь к микрофону и говоришь уже совсем по-другому. После школы, определившись с выбором профессии, Келемана Васильевна поехала в Абакан и поступила в музыкальное училище. Уже на первом курсе молодая девушка вошла в состав легендарного хакасского ансамбля «Жарки»: сначала взяли в хор, а затем перевели в оркестр. Коллектив целиком состоял из студентов и работающей молодежи. Благодаря частым гастролям участники «Жарков» объездили всю Хакасию, много раз бывали в Красноярске, ездили в Москву и за рубеж, в частности в Монголию. Не раз они представляли национальную культуру перед иностранными делегациями. - Это время было очень насыщенное и интересное. Мое участие в «Жарках» учебе особо не мешало: репетиции проходили по вечерам, приходилось догонять только после поездок. Это было время, когда игра на национальных инструментах только начала свое развитие. У истоков стоял преподаватель нашего училища, известный композитор Георгий Иванович Челбораков. Я помню, как он буквально заставлял нас ходить на его занятия по чатхану. Мы осваивали инструмент по разработанной Георгием Ивановичем методике, и нам, студентам, поначалу давалось это тяжело. Даже сбегали и прятались от педагога, а он ходил по общежитию и вылавливал нас (смеется).​ Многие известные сейчас в Хакасии музыканты, например, Евгений Улугбашев и Сергей Майнагашев, учились именно у Георгия Ивановича, - рассказывает наша героиня. – Он также создал группу из шести чатханистов, куда взяли и меня. Однажды нас пригласили в Красноярск на большой концерт, проходивший в Государственном театре оперы и балета. Мы приехали, молодые красивые девушки и юноши, все в ярких национальных костюмах желтого цвета и красных сапогах. Помню, вышли мы на сцену во время генеральной репетиции и начали играть на наших чатханах. В зале как раз были музыканты из красноярского симфонического оркестра, так они встали и слушали нас. А после подарили оглушительные аплодисменты. Я думаю, это был наш звездный час, потому что нам аплодировали настоящие профессиональные музыканты. Руководил в те годы музыкальным училищем Леопольд Абрамович Спивак, знаменитый музыкантскрипач. У директора была феноменальная память, благодаря которой он знал всех студентов по фамилиям и даже откуда они родом. По окончании учебы всех студентов ждало распределение: на нашу героиню положили глаз представители Ширинского района, села Малый Спирин. Им нужен был музыкант, владеющий национальными инструментами. От такой перспективы Келемана Васильевна зарыдала, не стесняясь директора – сердце рвалось домой. Леопольд Абрамович поругал выпускницу, сказав, что вся Хакасия – ее дом и Родина, но пожалел молодую девушку и отпустил в Аскиз. - И вот я вернулась домой. Трудовая жизнь началась в Аскизской музыкальной школе, но, как оказалось, самой учиться музыке было легче, чем учить ее премудростям учеников. Конечно, с детьми работать интересно, но иногда к ним сложно найти подход: ведь приходят ребятишки, не знающие нот и совершенно не умеющие играть – это сложно. Затем у меня был период, когда я начала искать себя. Уезжала устраиваться на работу в национальную гимназию в Абакане, позже судьба бросала меня на Север, но тоска по Родине возвращала, - вспоминает начальник управления культуры. - Мой путь вернул меня домой, в Аскиз. Некоторое время работала в детском саду музыкальным руководителем. Учить с малышами песни было легче, чем профессионально обучать детей музыке, тем не менее еще раз попытала счастья в Аскизской музыкальной школе, которая вскоре стала школой искусств. В 2003 году Келемана Барашкова подала документы на конкурс на замещение вакантных должностей в управлении культуры администрации Аскизского района. Ее, как человека с профессиональным образованием и опытом работы, сразу же взяли на должность ведущего специалиста. Конечно, специфика работы сильно изменилась, и будущему руководителю пришлось изучать много нового, особенно касающегося юридических вопросов. Кстати, в этом ей помогала тяга к самообразованию, проходила курсы повышения квалификации. С годами нашу героиню назначили главным специалистом, а в 2014 году Келемана Васильевна возглавила управление. - Многое произошло за эти годы, и хорошего, и плохого. Освоиться на новой должности мне помогла бывший руководитель управления Людмила Анатольевна Тиникова. Она меня, можно сказать, тренировала: постоянно брала с собой на выезды и совещания. К ней всегда можно было обратиться за советом и помощью. И работа всему учит, главное – это желание учиться. Очень часто приходится иметь дело с бумагами, но такая она специфика работы. Бывало, допоздна задерживалась в управлении, потому что отчеты сдавать необходимо по срокам. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что знаю всю низовую работу своих подчиненных, могу заменить любого сотрудника, если он по каким-либо причинам отсутствует, - рассказывает Келемана Васильевна. - Сейчас в нашем коллективе преимущественно молодежь, что очень отрадно. Недавно пришел в коллектив молодой перспективный парень Артур Мамышев. Очень активный молодой человек, с прекрасным знанием родного языка, он сразу же влился в работу управления. Трудится с нами Анна Чебодаева – девушка с техническим образованием, но есть в ней и творческая жилка. Очень грамотный и сильный у нас главный бухгалтер Анжела Ерещенко, у которой в подчинении восемь молодых коллег. Все мои сотрудники стараются, работают, конечно, без ошибок не обходится, и я всякий раз напоминаю: «На любом месте нужно свою работу делать хорошо!» Один из поводов для гордости аскизского управления культуры – летние ретро-концерты на набережной райцентра. Начиналось все с простого ретро-вечера, затем переросшего в традиционные пятничные концерты. Поначалу вся нагрузка легла на Аскизский РЦКД, особенно на их звукорежиссера – каждую пятницу организовывать концерты весьма нелегкая задача. Спустя время к пятничным вечерам было решено привлечь сельские поселения, для этого объявлялся конкурс на лучшее выступление. И дело пошло. Сейчас о наших ретро-концертах знают по всей республике, даже известные музыканты просятся в них поучаствовать. А жители района с нетерпением ждут летних вечеров, когда вновь зазвучит музыка на аскизской набережной. Еще с недавних пор в районе появился новый фестиваль «Асхыс орда». Это конкурс эстрадной песни, направленный на раскрытие талантов среди молодых исполнителей. Сейчас культуре уделяется много внимания и благодаря различным программам в районе удается строить или ремонтировать сельские дома культуры. Основные задачи сельских ДК – организовывать досуг населения и достойно представлять свою территорию, быть ее лицом. Тут-то и кроются истинные проблемы – дефицит квалифицированных специалистов. Во многих населенных пунктах их нет совсем: выпускники музыкальных училищ не желают ехать в села изза мизерной зарплаты – а страдает вся культура в районе. Вот где имеются свои специалисты, создаются яркие творческие коллективы: народный театр в Кызласе, центр традиционной культуры «Солбан» в Усть-Чуле, танцевальный коллектив «Бисеринки» в Есинском сельсовете, шорский ансамбль из Бискамжи. Во многом наша культура развивается благодаря творческим людям, полностью отдающим себя работе, таким, как Виктория Бурнакова из Кызласа. Как отмечает Келемана Васильевна, наш район – кузница кадров. Многие известные музыканты вышли из Аскизского района, сейчас в различных ансамблях Абакана выступают наши юноши и девушки. Многие заботы лежат на плечах нашей героини: как проводить мероприятие в условиях пандемии, как развивать хакасскую традиционную культуру в самом национальном районе Хакасии – еще многое нужно сделать начальнику управления культуры. Но и нельзя забывать об отдыхе. Отвлечься от постоянных забот Келемане Васильевне помогают книги и, как бы это удивительно ни звучало, социальные сети, наша героиня – активный пользователь. «Нужно идти в ногу со временем», - говорит она, опубликовывая очередной пост в ВКонтакте. - Этому научили мои сыновья, которые меня очень сильно поддерживают, хотя и не пошли по моим стопам. Старший сын Валерьян – юрист по образованию и занимается бизнесом, он очень хорошо поет, а младший Егор учится в медицинском университете в Томске, у него отличный музыкальный слух. Они для меня опора и поддержка.

Максим Ахпашев- фото из свободного доступа

Другие новости