Рубрики

Магическое пространство юрты

1320 8 декабря 2022 | Асхыс Чайааны

Магическое пространство юрты

Традиционное жилище является одним из основных признаков самобытности народа. 
Еще недавно казалось, что юрты исчезают, уступив место домам и квартирам, типичным для русского народа. Имеющиеся юрты были старые, в основном построенные в конце XIX – начале XX века. А к началу 30-х годов прошлого столетия строительство юрт практически прекратилось.
И вот теперь началось активное возрождение юрт: имеющиеся обновляются, заново обживаются, строятся новые. Причем не только для жилья, но и для общественных нужд: школ, клубов и так далее.  В юртах теперь живут не только в летнее время, а строятся капитальные дома в форме юрт. Впервые увидеть такую юрту-дом посчастливилось в Нижней Тее у С.С.Ултургашева. Думается, он был одним из первых. Восхитительный дом в форме юрты у В.И.Тодышевой в Аскизе. Нужно отметить, что именно в нашем районе сохранилось и строится больше всего юрт. Если в Хакасии насчитывается всего 106 юрт, то 83 из них – в Аскизском районе.
Вообще, сама по себе юрта – явление уникальное. Все в ней продумано, ничего нет  случайного. Низкий проем двери, выходящей на восток, дымоход, по которому, вернее, по проникающим через него солнечным лучам, можно было определять время, деление пространства на мужскую и женскую половины – все в ней связано с мировоззрением и традициями народа. Но если об этом мы еще кое-что знаем, то о магическом пространстве юрты мало кто имеет представление.
Сейчас для большинства из нас «обжиться» – значит заполнить жилье мебелью и разной утварью. А о магическом наполнении жилья не задумываемся. С другой стороны, нужно ли это? Известно, что магическими силами обладают порог, очаг и тeнeк (дымоход).
Кроме этого, заполняли юрту разными тёсями. Тёс (в хакасском языке – тос) в переводе на русский язык обозначает «первооснова, корень, сущность, дух». Эти духи, призванные защищать юрту и ее жильцов, оформлялись в виде фетишей, идолов и располагались в разных местах.
Все пространство юрты делилось на «сферы влияния» того или иного тёся. Некоторые тёси располагались строго на мужской половине, а другие – на женской или вне юрты.
Тёси имели материальное воплощение, причем их образы у каждого рода были свои. Они имели статус семейно-родовых святынь и семейных покровителей. По своей природе тёси были близки к душам и иногда действительно считались человеческими душами. Считалось, что если собственная душа человека думает за него и служит ему в обыкновенных случаях жизни, то домашний дух в исключительных случаях, когда на человека оказывают влияние внешние силы, сообщает ему таинственные вести, дает советы,  предостерегает.
Тёс, подобно образу родового предка, служил символом семьи и рода. Тёси делали пространство жилища благоприятным для проживания человека, выступали в качестве гарантов здоровья членов семьи при надлежащем к себе отношении. Кроме того, они выступали «контролерами» за соблюдением своими подопечными традиций и этических норм. Предположительно, тёси появились в эпоху поздней бронзы, то есть в Х-IХ вв. до н.э.
У разных этнических групп хакасов различный, в первую очередь по названиям, набор тёсей. Учитывая, что в настоящее время процесс восстановления традиционного жилища отмечен только в нашем районе, перечислим тёси, наиболее распространенные у сагайцев:
От ине – очаг.
Салыu (хозан или ах) тiс – под крышей, между полками юго-западной стены и кроватью.
Ас тiс – снаружи, на южной стене юрты.
Кинен (хызыл чалама) тjс – на мужской половине, над шкатулками абдыра.
Хорчаа (кjк) тiс – рядом с Кинен тёсем.
Тума (хус) тiс – снаружи, на южной стене юрты.
Ымай тiс – на женской половине юрты, под кроватью
Чалбах тiс – привязывался к изголовью кровати на мужской стороне юрты
Чаuа тiс – подвешивался на стропило крыши на мужской половине юрты.
Аба тiс – у порога юрты, на женской половине.
Тилег тiс – за буфетной стойкой, у основания стены
Тиин тiс – над посудными полками женской половины юрты
Тайuым тiс – за посудными полками.
Чылан тiс – рядом с дверью, на женской половине
Сыбырга ээзi (в венике) – справа от входа.
Сундуки
Чир-стол
Кровать
Коновязь
В юрте одновременно могло находиться не более 3-5 тёсей, надо полагать, не считая очага, веника, сундуков, стола и кровати.
У каждого  тёся была своя «биография», «место рождения»: Китай, Монголия, Западная Сибирь и так далее. Так реализовывались представления о строении Среднего мира. Кроме того, у тёсей было еще два важнейших признака полноценного обитателя Среднего мира: они нуждались в пище, и у них был свой конь (ызых).
К пище у них были особые пристрастия и требования. И к облику коня тоже (масть, стать).
Магические возможности тёсей касались в основном здоровья человека и организации быта. Находясь в юрте, человек никогда не оставался в одиночестве, он постоянно привлекал к решению своих проблем тёсей. Тёси, как правило, представляли собой изображение человека, при этом матерчатый лоскут считался лицом, а висящие по бокам шкурки – косами.
Одним из главных тёсей считался медвежий фетиш – аба тjс, поскольку аба у хакасов слыл одним из самых почитаемых зверей и далеким предком людей.  Фетиш ставился у порога и охранял жилище. К нему почтительно обращались аuа (дедушка). Аба тjс состоял из железного или медного кольца, к которому привязывали шкуру правой передней лапы медведя и камусовую шкуру черно-гнедой лошади. Через каждые 9 лет аба тjсю приносили в жертву черного барашка.
Ежегодное кормление аба тjся устраивали в сумерках, во время последней четверти Луны весной и осенью. Перед тёсем клали плоский камень, разводили на нем костер и в огонь крошили вершину дудки борщевика, 9 пучков черемуховых веток, 9 кусочков конского сала, 9 зерен ячменя, 9 щепоток крупы и голову щуки. Кто весной и осенью (когда прилетали птицы и когда улетали) забывал кормить Аба тjся, тем он мстил и поражал у них поясницу и мочеполовые органы.
Аба тёсю молились,  заколовши черную овцу, убитую обухом топора. Перед изображением ставили стол, на который клали правую половину грудной клетки барана,  голову и ноги, под стол подстилали шкуру и молились:
Ты разлегся у входа в углу,
Подогнувши все лапы свои!
Все леса перед этим прошел
И все реки, что мог, переплыл!
На зубах твоих пучки хрустят,
Что растут над текучей водой –
Ты набрал их, бродя по ручьям!
Ты в берлоге на черном хребте
Собираешь подстилку себе –
Хвою сумрачной ели, струсив
С девяти ее черных ветвей!

Гневно пегие пуча глаза,
Ты в чащобе ушел от людей,
Что остались под солнцем с луной!
Уши круглые ставя торчком,
Ты черемухи девять горстей
Набираешь, чтоб их разжевать
На шести своих страшных зубах!

Твой желудок – железным кольцом
Мы представим, а шкурой – тебя – 
Вот твой образ, который мы чтим!
У порога жилища стоишь – 
Зорко, ревностно вход сторожишь!
Облик черного зверя приняв,
Ты медведем у входа стоишь,
В бурой пасти клыки обнажив!

Просим мы: в наших слабых боках
Острых колик ты не поселяй –
По прошествии лет девяти
Мы за это тебе принесем
В жертву черную нашу овцу!
Каждый фетиш «требовал» индивидуального подхода и особой пищи. Для ритуального кропления применялась никем не пробованная молочная водка «арака» или молоко белой коровы, надоенное непорочной девушкой.  Фетиши доставались по наследству младшему сыну вместе с юртой. Если хозяева жилища умирали, то тёсей необходимо было отправить в иной мир. Для этого их относили на берег большой реки (Абакана, Енисея, Чулыма), где делали из стеблей ковыля плотик и укладывали фетишей  ногами вверх по течению. Затем окропляли их аракой и, произнеся: «Люди, державшие вас, сплавились на плоту!», отпускали.
Семейно-родовые фетиши подразделялись на два вида: «чистые» (арыг тjстер) и «нечистые» (пуртах тjстер).  К «чистым» относились тёси-фетиши южной, то есть мужской половины юрты. Они были хранителями рода, семьи и очага. Изготовлением «чистых» тёсей занимались мужчины. Женщины не должны прикасаться к ним и их ритуальной пище, иначе тёси потеряют силу. Их величали «улуu тjстер», то есть «великие тёси».
Фетиши, располагавшиеся на женской половине, были хранителями домашнего благополучия, стражами здоровья женщин и детей. Их называли «кiчiг тjстер» – «малые тёси».
Среди «чистых» тёсей самым значительным считался «ах тjс», по-другому «хозан тjс», изготавливаемый из заячьей шкуры. Использовали березовую ветвь с развилкой наверху. На развилке прикрепляли высушенную голову зайца-самца, куда вставляли глаза из синих бусинок, а с двух сторон развилок делали по две пестрые косички: одна косичка плелась из хвоста буланого коня, другая – солового. Фетиш подпоясывался красной лентой «чалама».
Имеет ли смысл воспроизводить магическое пространство в современных юртах? Однозначно ответить невозможно.
Думается, ударяться в магию вряд ли стоит, поскольку мы не знаем досконально «языка» общения с фетишами. Лучше не рисковать. Достаточно того, что в юртах имеются очаг, чир столы, кровать, сундуки и веник.
Галина Боргоякова,
руководитель музея
Использованы 
материалы из книг 
Н.Ф.Катанова, В.Я.Бутанаева, Л.В.Еремина

Газета "Аскизский труженик", 2011 год

Комментировать  

Другие новости