815 22 октября 2019 | Общество, Наши люди
Как у всех выпускников Аскизской средней школы 1970 года, у Лидии Алагашевой был большой выбор жизненной дороги. Хотела поступать на биохим, но подруга предложила поехать вместе в Алма-Ату, куда получила распределение после окончания технического вуза. Лида с детства была самостоятельной, смелой, мечтала посмотреть далекие края. И не раздумывая, решилась, маму свою поставила перед фактом, пообещала, что на юге обязательно получит специальность. Сегодня Лидия Ефимовна говорит, что, похоже, тогда поехала за своим женским счастьем. В Алма-Ате, имея высокобалльный аттестат, без проблем поступила в медицинское училище.
В те годы у молодежи было массовое увлечение кинофильмами, в одно из посещений кинотеатра и познакомились Лидия Алагашева и СерикАсаинов. В компании девушек парню-казаху приглянулась статная, светловолосая девушка, тогда он даже и не подозревал, что Лида сибирячка.
- Я на него внимания не обращала, он в общежитие все ходил и ходил, - вспоминает молодые годы моя собеседница. - На гитаре играл, пел, был очень общительный, а девчонкам это нравилось. Когда он появлялся у нас, я уходила, а девочки говорили: «Ну что ты с ним не дружишь, хороший ведь парень...»
Настойчивым оказался Серик, со временем и к Лиде любовь пришла. После того, как получили дипломы, Серик - ученого-агронома, Лидия - медсестры, молодые люди решили пожениться. Сначала за благословением к Лидиной маме в Верх-Аскиз поехали. Феня Егоровна сказала: «Чахсы ла кiзiползын» («Лишь бы хороший человек был»). Затем предстояло знакомство с его родителями, которые проживали в совхозе Валехановский Кокчетавской области Казахстана. Избранницу сына отец и мать приняли хорошо, молодые рядом с ними прожили 4 года. За это время Лидия схожий с хакасским казахский язык выучила легко, родственники к ней обращались только на казахском.
- Это был целинный совхоз, каких только национальностей там не было, - вспоминает Лидия Ефимовна, - русские, украинцы, молдаване. Мы семьями дружили с немцами и мордвой. Там родилась наша старшая дочь Айгуль. Казахи - очень гостеприимный народ, все национальные традиции соблюдают, на своем языке говорят и не пьют, на торжествах выпивка чисто символическая.
Когда в очередной раз семья Асаиновых приехала в Верх-Аскиз, Феня Егоровна сказала: «Я старею, а ты, Лида, там на чужбине на всю жизнь останешься...» После этого Асаиновы решили переехать в Хакасию. Это был 1980 год, родственники Серика не возражали, только мама его сказала: «На край земли уезжаешь, сынок», а он: «Ну и что, земля большая, везде люди живут», - передает диалог Л.Е.Асаинова.
- Когда приехали, остановились в Аскизе, в гостинице «Тасхыл», на второй же день я устроилась в райбольницу, в терапевтическое отделение медсестрой. Муж обратился в отдел сельского хозяйства, там познакомился с директором хлебной базы Иннокентием Алексеевичем Побызаковым, который посоветовал поехать в Баланкульский совхоз. Сказал, что совхоз новый, перспективный и там нужны агрономы. Мы так и сделали, буквально через 2 месяца мужу дали квартиру.
С тех пор прошло почти 40 лет, все эти годы связь с родственниками из Казахстана Асаиновы из Пуланколя не прерывают, друг к другу ездят в гости. В настоящее время супруги Асаиновы - пенсионеры, но сложа руки не сидят. Пристройку к дому сделали со всеми удобствами, двор содержат в идеальном порядке и красоте, весной расцветают фруктовые деревья, до глубокой осени палисад благоухает разными цветами.
- Цветы настроение поднимают, глаз радуют. Хочется, чтобы красиво было. Муж-агроном, но в огородно-цветочные дела не вмешивается. В его ведении хозяйственный двор. Обязанности мы не делили, само собой так получилось, он мужскими делами занимается, я - женскими, - делится Лидия Ефимовна.
- Кто у вас главный в семье? - спрашиваю.
Лидия Ефимовна засмеялась: «Мы оба главные, все вопросы решаем сообща».
Видно, поэтому она всегда в курсе хозяйственных дел супруга. У СерикаАскаровича имеется 73 гектара земли, доставшиеся от обанкротившегося совхоза. Как агроном, он прекрасно понимает, что вкладываться в нее не стоит: почва скудная, песчано-каменистая. Но нынче благодаря дождливому лету травостой уродился отличный, сена заготовили достаточно. В день моего посещения глава семьи находился на покосе. Супруги считают, что, коли матушка-природа дает, надо успеть заготовить сено впрок.Пока супруг на сенокосе, Лидия Ефимовна не сидит без дела, занимается консервированием фруктов, овощей. Каждая хозяйка знает, какая это трудоемкая работа. «Не устаете?» - спрашиваю. «Я все делаю с перерывом, одно дело сделаю, отдохну, за другое берусь... без работы не можем, пока силы есть, надо двигаться, как же иначе», - говорит Л.Е.Асаинова.
Лидия Ефимовна 38 лет проработала медсестрой в Пуланкольской больнице и только в начале этого года ушла на пенсию. В первое время односельчане, видно, по привычке, ночью приходили домой за помощью. Супруги Асаиновы вырастили двух дочерей, старшая Айгуль живет в Абакане, капитан МЧС, младшая Саяна - судебный пристав в Аскизе. Каждый их приезд с детьми - для Асаиновых настоящий праздник.
- СерикАскарович очень радуется их звонкам, всегда спрашивает: когда внуков привезете? Очень эмоциональный человек. Когда они приезжают, в доме шумно и весело становится. Летом по грибы, ягоды ездим, на Баланкуле отдыхаем, - рассказывает Лидия Ефимовна, - внуки и зятья по хозяйству помогают.
В семье Асаиновых разговоры о принадлежности к какой-то определенной нации отсутствуют, но больше склонны соблюдать хакасские обычаи. Когда дочери замуж выходили, сваты на чарас (мировую) приезжали, внуки подрастут - также по обычаю будут жениться. Если говорить о вкусовых пристрастиях, в этой семье знают блюда и казахской, и хакасской кухни. В каждый их приезд Лидия Ефимовна готовит бишбармак, баурсаки по-казахски, хан (кровяная колбаса) по-хакасски...
Поинтересовалась у Л.Е.Асаиновой, как ее супруг чувствует себя здесь, вдали от родины.
- Хорошо. СерикАскарович - очень коммуникабельный человек и большой оптимист, пел в хоре, многие годы был незаменимым Дедом Морозом в клубе и школе. Неприятные моменты близко к сердцу не принимает, даже когда совхоз развалился, он сильно не переживал. Хакасский язык знает, но разговаривать ему тяжело. За что ни возьмется, все быстро делает. За эти годы Пуланколь для нас стал родным селом, здесь его называют Аскарыч. Недавно один молодой человек говорит, что всегда думал, что зовут его «Очкарыч» (смеется) из-за того, что очки носит.
По словам моей собеседницы, ее супруг нисколько не жалеет, что живет далеко от родного Казахстана, национальная принадлежность их семейному счастью не мешает. Хакасия для СерикаАскаровича стала второй родиной, более 40 лет живет в любви и согласии с любимой женщиной, здесь пустил свои корни, дети и внуки доставляют большую радость. Что еще нужно для простого человеческого счастья...
Мира Беспоместных, фото автора