Архив
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

"Лики древней Хакасии"

1090 23 июля 2021 | Асхыс Чайааны

"Лики древней Хакасии"

Так называется фотовыставка, организованная Аскизским краеведческим музеем им.Н.Ф.Катанова. Хорошо, что работники музея нашли возможность отвести под выставочный зал отдельное помещение в здании.

Возможно, не все знают об этой выставке. Посоветовала бы посетить, потому что нельзя упускать такую уникальную возможность перенестись на две тысячи лет назад, в эпоху древней Хакасии, и вглядеться в лица наших предков, живших на этой земле. Эти лица очень похожи на наши, по крайней мере, одна из них точно моя копия, другие похожи на знакомых, родственников.

О чем это говорит? Опираясь на китайские летописи, мы привыкли считать, что наши предки – динлины – имели «рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза». А потом, якобы, татаромонголы испортили  нас.  Во-первых,  почему   «испортили»?   Вспоминается В.И.Суриков, сказавший: «Ну и что, глаза узкие и скулы широкие. Зато как сгармонировано». Во-вторых, «виноваты» не татаромонголы, нашествие которых произошло в начале ХIII века. Как писал антрополог Г.Ф.Дебец, «в общем таштыкские маски представляют смешение европеоидных и монголоидных черт, напоминая больше всего шорцев и хакасов. Впрочем, среди последних удельный вес монголоидного компонента, по-видимому, несколько больше».

Маски относятся к таштыкской культуре (I-V вв.н.э.). Археологические памятники демонстрируют высокий уровень развития ремесла,  искусства,  религии,  торговли таштыкского периода. Господствующим языком на юге Сибири в те времена был тюркский, общий для всех тюрков язык. Антропологи установили, что именно в таштыкскую эпоху начинает формироваться современный внешний облик хакасов.

Говоря о масках, невозможно не остановиться на религиозных верованиях хакасов о душе, жизни и смерти. Огонь в представлениях хакасов всегда носил очищающий характер. Поэтому по- койников сжигали и вместе с дымом огня дух человека возносился к Небу, в Верхний мир. Но до того, как сжечь тело, с лица умершего снимали гипсовую маску. Исследователь древней истории Хакасии С.В.Кисилев писал, что «таштыкские маски являются бесспорным памятником искусства». Причем «таштыкские художники превзошли многих из западных товарищей. В Египте, например, в то же время создавались погребальные маски, очень близкие к  таштыкским, но они уступали им в подлинной портретности». Это говорит о высоком мастерстве таштыкских  масок с римскими и указывает на существенные отличия от китайских погребальных масок, которые были лишь условными.

Вернемся к погребальным ритуалам. Оставшийся от покойника прах собирали в мешочки, помещали в ритуальные куклы. К кукле прикладывали маску с волосами покойника. В таком виде хоронили   в   кургане,   обнесенном каменной оградой, внутри которой находился деревянный склеп. Об этом мы писали.

Добавим дополнительные сведения о красках, которые наносились на маски. Маски были покрыты белой и красной краской, поверх наносилась роспись. На белых женских масках самым характерным орнаментом были красные пятна на щеках и спирали на лбу. На красных мужских масках орнамент наносился черной краской. Черная полоса вдоль лба означала греховность человека. Помимо красной и черной краски, применялась голубая и зеленая краска. Наносился красочный бордюр по верху маски, окрашивались уши и нос, обозначались   волосы   и   локоны, если не было подлинных волос. На многих скульптурах у темени делался специальный вырез для накладной косы. У других верх на лбу обрезался, словно был закрыт головным убором. В уши иногда вдевали сережки, для которых проделывали отверстия. На шее бывали нарисованные или налепленные ожерелья.

Нет никакого сомнения, что каждая маска изображала конкретного      умершего      человека. Творческий процесс создания масок являлся частью общего религиозного обряда погребения умерших. Значит, сложный ритуал изготовления масок являлся частью общего религиозного  обряда  погребения  умерших. Значит, сложный ритуал  изготовления  масок предполагал наличие в таштыкском обществе особых кланов жрецов- художников, жрецов-скульпторов,     занимающихся  исключительно  ритуальными действиями.

В настоящее время маски хранятся в «Эрмитаже» (Санкт- Петербург), Государственном Историческом музее (Москва), Музее искусства народов Востока (Москва), Минусинском краевед- ческом музее им.И.М.Мартьянова, Хакасском краеведческом музее им.Л.Р.Кызласова и музее ХГУ им.Н.Ф.Катанова.

Автором проекта фотовыставки «Лики древней Хакасии» является кандидат физико-математических наук  С.Г.Нарылков,  фотографом – Б.В.Долинин. Привез же фото-выставку в Аскиз Юрий Степанович Чебодаев, который, по словам Е.В.Курбижековой, директора музея, всегда откликался на нужды музея.

Думается,  нам  с  вами  нужно открыть дорогу в музей. Просто взять и сходить первый раз туда: «А что там такого интересного есть?» Раз увидев, захотите еще раз.

Елена Васильевна отмечает Леонида Николаевича Канзычакова, преподавателя художествен- ной школы. Он всегда приходит сам на выставки и приводит с собой еще и детей. Удивительно неравнодушный   человек.   Листаю «Книгу отзывов» – смотрю, оста вил запись: «Уникальная выставка, отличные фотографии. Большое спасибо С.Г.Нарылкову. Большое спасибо фотографу Долинину Б.В. и научному сотруднику Алексею Валентиновичу за интересный рассказ. Я взглянул в прошлое».

Отзывов  много.  Заинтересовало мнение В.Т.Такпешева, который пишет: «Я в восторге за своих предков. Знаю: они были не толь- ко отважными воинами, но и искусными мастерами разных ремесел… Молодые хакасы! А что мы оставим своим потомкам?! Где ваши мастерские и изделия? На рынке должны стучать и звенеть ваши молотки и красивые ваши изделия!!!» Тоже неравнодушный человек.

Еще Елена Васильевна отметила старожилов Аскиза. «Они несут старинные вещи, настоящие раритеты, – говорит она. – Музей для них стал своего рода жилеткой. Действительно, музей стал центром оказания помощи пожилым людям. Приходят дети репрессированных родителей, просят помочь им документально подтвердить этот факт. И Елена Васильевна пишет запросы в разные инстанции: в Абакан, Красноярск. Людям – радость, а Елене Васильевне дороги их воспоминания. О них обязательно нужно написать. В благодарность директор музея вывозит старожилов на экскурсии. Побывали на Салбыкском кургане, Барсучьем Логу. В планах – поездка в Минусинск. «Я так люблю своих старожилов!» – восклицает она.

Настоящий ажиотаж среди ученых вызвал раритет – тесло, который, по-видимому, служил и для хозяйственных нужд как топор, и на войне в качестве наконечника.  Представляете,  сколько лет этому теслу! Ученые установили  время  его  изготовления – 10-8 вв. до н.э. И нашли его в Верх-Аскизе. В музей его в качестве дара принес артист Олег Чугунеков. Хотел было, видимо, в республиканский краеведческий музей сдать, да взыграли патриотические  чувства:  мол,  родом из аскизской земли, здесь же и оставлю.

И таких уникальных предметов, писем, свидетельств в нашем музее много. Кто из нас, например, знает, что в 1929 году в Аскизе побывал Буденный? А в музее есть свидетельство одной пионерки об этом.

А работать с архивами краеведа А.Бондарева – одно удовольствие.   Ученые   из   Абака- на приезжают к нам в Аскиз по- работать с архивными матери- алами: В.Е.Майногашева, которую можно назвать катановедом, А.Н.Шекшеев, интересующийся темой гражданской войны, В.Н.Тугужекова, доктор исторических наук, В.А.Бурнаков, молодой ученый, присылающий из Но- восибирска такие изюминки, которых нет в республиканском центре, и другие. Приезжают препо- даватели и студенты ХГУ на практику. И если мы писали, что в музее Шира экспонатов больше, то в Аскизе их хранится более пяти тысяч из основного и вспомогательного фондов. И главное богатство нашего  музея  –  это  документы, это архивы, это научная деятельность.

Благо, в штате музея, кроме директора, есть научный сотрудник и смотритель. Это такая мобильная, самодостаточная троица. По характеру такие разные, они  взаимодополняют  друг  друга. Алексей Валентинович Иптышев, совсем молодой, по профессии учитель истории, человек живой, неравнодушный, увлеченный археологией. Как только есть возможность, ездит с археологами на раскопки.

Галина Александровна Шнайдер, на вид неприветливая, хмурая женщина, а на самом деле пунктуальная, требовательная, скрупулезная, настолько любит порядок во всем, настолько бережно относится к музейным экспонатам, что в музее ей цены нет. Геолог по образованию, двадцать лет проработала на Дальнем Востоке. Елена Васильевна очень довольна, что удалось заманить в музей такого ценного работника, имеющего большой опыт в систематизации документов.

Ну а о самой Елене Васильевне скажем, что это человек на своем месте. Это человек, на фоне которого ярче высвечиваются и наши достоинства, и наши недостатки.

Галина Боргоякова

Газета «Аскизский труженик», 2010 год

Комментировать  

Фотогалерея