855 1 марта 2024 | Культура
Столица Республики могла быть расположена в другом месте. Об этом слушателям Знание.Лекторий рассказала сотрудница регионального центра Президентской библиотеки в Хакасии Елена Кривоносова. Она много лет обобщала данные других исследователей из Иркутска, Самары и заказывала уникальные и редкие документы из библиотек России. На лекции «Мы знали, город будет...» Елена Кривоносова поделилась результатами этой работы. Например, стало известно имя того, кто представил окончательный проект строительства Ачинско-Минусинской железной дороги, благодаря которой появился Абакан.
Слушателям народного университета «Сопричастность» в национальной библиотеке имени Н.Г. Доможакова лектор общества «Знание» Елена Кривоносова сообщила, еще к началу прошлого века в России назрело решение строить Ачинско-Минусинскую железную дорогу до богатой хлебом и рудой территории. А далее планировалось расширять сеть магистралей до Тувы и Монголии.
Изначально существовало несколько проектов будущей железной дороги. И от выбора направления зависела судьба столицы Хакасии. Официальный старт строительству дороги был дан в 1912 году, тогда же было создано акционерное общество «Ачминдор» (Ачинско-Минусинская дорога). Для изыскательной работы из Санкт-Петербурга был приглашен инженер Григорий Андрианов. Судя по данным из Российской государственной библиотеки в Москве, Андрианов предложил «восточный» проект дороги, которая шла от Ачинска через седловину горы Куня и узкоколейку Черногорских копей и выходила к бывшей Майдашинской переправе. Если бы проект был принят, то столица Хакасии появилась бы в другом месте. Однако препятствием стала сумма, которую нужно было потратить на строительство большого моста в месте слияния рек Абакан и Енисей.
Еще один «серединный» проект тоже не приняли из-за сложности и дороговизны, даже неизвестно, кто его создал. Елене Кривоносовой удалось узнать, кто предложил и кто принял третий, «западный» проект, который и воплотился в жизнь.
«В газете «Сибирская жизнь» за 1913 год есть небольшая заметочка от собственного корреспондента по Сибири, в которой говорится, что Минусинская городская дума приняла решение, и путь пройдет по западному направлению со строительством трех мостов через реки Абакан, Енисей и протоку около Минусинска. Проект в Думе представил инженер Мушкин. Даже его имя указано не было. Долгое время оставалось неизвестным, кто такой этот Мушкин. Он встречается в памятной книжке «Енисейская губерния 1915 год». Там он выделен как инженер-путейщик. Также в этом сборнике указана его супруга, которая преподавала французский язык в женской гимназии Минусинска. Все прояснилось, благодаря исследователю Транссиба из Иркутска. Михаил Иванович Мушкин родился в 1869 году. Техник путей сообщения. Самарский дворянин. Он работал на стройке Забайкальской, Амурской железной дороги. Был выпускником Самарского реального училища, выдержал испытания в институте путей сообщения имени императора Александра Первого», – рассказала лектор Российского общества «Знание» Елена Кривоносова.
Был ли инженер Михаил Мушкин автором проекта или он только его представлял в Думе, пока не ясно. Нужно и дальше работать в архивах, чтобы найти сведения об этом, если они, конечно, сохранились.
Строительство Ачинско-Минусинской железной дороги прервали Первая мировая война и Октябрьская революция, но затем уже новое правительство страны возобновило работы на этом стратегическом объекте. В ноябре 2025 года в Хакасии будет отмечаться столетие прибытия первого поезда на станцию «Абакан», которая появилась рядом с селом Усть-Абаканское. Через несколько лет соединение двух этих точек на карте даст мощный толчок появлению и росту областного центра, который будет назван Абаканом.
Российское общество «Знание»