Архив
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Легенды уголовного розыска Хакасии: ЧЕРТЫГАШЕВ НИКОЛАЙ ХАРИТОНОВИЧ

4076 5 октября 2021 | Общество

Легенды уголовного розыска Хакасии: ЧЕРТЫГАШЕВ НИКОЛАЙ ХАРИТОНОВИЧ

 

Chertygashev_Nikolay_Kharitonovich_cr_cr.jpgПодполковник милиции в отставке. Службу в органах внутренних дел начал в октябре 1984 года оперуполномоченным Аскизского районного отдела внутренних дел. Прошёл все ступени до начальника отдела уголовного розыска. С мая 1998 года - заместитель начальника – начальник криминальной милиции  ОВД Аскизского района. В марте 2008 года вышел на заслуженный отдых. В мае 2017 года Николая Харитоновича не стало. Но до сих пор наработанный им опыт используется в повседневной деятельности Аскизского угро, сотрудники которого свято чтят память одного из своих выдающихся руководителей. Предлагаем вашему вниманию материал, написанный по его  воспоминаниям. 

Из личного дела: По характеру спокоен, выдержан. Под его непосредственным руководством в течение ряда лет раскрыты все тяжкие преступления против личности, здоровья и собственности граждан, совершённые в условиях неочевидности.

 Награждён: медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медаль «За безупречную службу» трёх степеней, нагрудный знак «За отличную службу в МВД», нагрудный знак «Почётный сотрудник МВД», почётные грамоты, благодарности. Всего – более 50 поощрений.

 Девиз: Надо работать и жить так, чтобы прямо смотреть людям в глаза и иметь право сказать: «Честь имею!»

Тот, кто работал в уголовном розыске, знает, что служба эта – беспокойная. Работа в ней требует от человека особых качеств. Порядочности, честности и бескомпромиссности – это само собой. А ещё выдержки и наблюдательности, умения оперативно реагировать на возникающие обстоятельства. Особенно ценится хорошо развитое логическое мышление, сила воли, устойчивость психики.

По долгу службы оперативнику приходится иметь дело с убийцами и насильниками, бандитами и грабителями. Это постоянный риск и готовность пожертвовать собой. Словом, работа нервная и опасная. Не каждый отважится выбрать себе такую профессию. Не каждого и возьмут.   

Николая Харитоновича Чертыгашева не только взяли. Он сумел доказать, что рождён для этой работы. Его коллеги вспоминают, что как руководитель он был грамотный требовательный и справедливый, а как оперативник – профессионал, одарённый от природы невероятным чутьём и едва ли не даром предвосхищать события, не говоря уже о способности «вычислять» преступников.

Но прежде чем накрепко связать свою жизнь со службой в уголовном розыске будущему оперативнику пришлось поработать простым рабочим Есинского овцесовхоза, сборщиком Аскизской дистанции пути на железной дороге и отслужить в армии. Ну а дальше по путёвке комсомола Чертыгашев отправился в среднюю специальную школу милиции МВД СССР в Нижнем Тагиле.

Учился исправно и через два года – в 1984 вернулся домой готовым оперуполномоченным уголовного розыска Аскизского РОВД. Дух закалял на службе, а тело – регулярными занятиями спортом: участвовал в соревнованиях по самбо и дзюдо, и занимал призовые места.

Первые годы пролетели быстро. А вот, что такое настоящее оперское закаливание – стало понятно в начале 90-х. «Лихие» прокатились не только по западной и центральной России. Хорошо досталось и Аскизскому району. Милиционеры, работавшие в те непростые годы, как один вспоминают, что волна преступности буквально захлестнула район: количество убийств, разбоев и грабежей и краж скота выросли в разы. Например, за 1993 год в Аскизском районе было зарегистрировано 33 убийства. Причём убийства совершались далеко не на бытовой почве и даже сериями. Одну из таких удалось раскрыть совместно с коллегами из МВД Хакасии, а всплывшие подробности ужасали своей бесчеловечностью. Абаканских таксистов группа аскизских «предпринимателей» сначала переманивала на работу в район, предлагая выгодные условия. Соглашаясь, таксисты даже не подозревали, что их заманивают в смертельную ловушку. А их убивали, трупы сбрасывали в ямы или в карьеры, машины угоняли, разбирали, перепродавали, практически не оставляя следов. Только благодаря профессионализму оперативников эта серия убийств была раскрыта, а все виновные – понесли предусмотренное законом наказание.

 Николай Харитонович помнил, какая напряжённая работа была в то время. Ещё майором, но уже начальником уголовного розыска Аскизского РОВД, в августе того же 1993 года ему пришлось задерживать группу рэкетиров во главе с «положенцем» из Таштыпского района. Вымогатели приехали требовать большую сумму денег у зятя одного из аскизсцев – гражданина Республики Казахстан. Операцию по поимке преступников оперативники разработали так быстро, что те не успели опомниться. Это был тот самый случай, о котором мечтают многие новички: головокружительная погоня и успешное задержание пытавшихся скрыться на двух машинах преступников.

В этот же день, но уже около полуночи поступило сообщение о разбойном нападении на квартиру в селе Усть-Камышта. И снова опергруппа во главе с начальником Чертыгашевым выехала на место. Картина, представшая глазам, была поистине ужасающая: при детях убивали отца. Случай для Хакасии – единичный. Из квартиры вынесли всё, кроме двух стульев и стола.

Как выяснилось, преступников было шестеро, приехали на легковом и грузовом автомобилях, сделали дело и уехали в сторону Абакана. Первоначальные розыскные мероприятия ничего  не дали. Передали информацию в столицу, но и там ничего. Преступники как в воду канули. Между тем, супруга убитого призналась, что в кухонном гарнитуре были спрятаны деньги – 5 миллионов рублей...

Никакой зацепки по этому делу не было неделю, месяц, год, второй – возбуждённое по факту убийства и разбойного нападения уголовное дело переходило в число «висяков» (на профессиональном языке оперативников – нераскрытое преступление – прим.авт.). Однако в начале мая 1995 года была получена информация о том, что на центральном рынке Абакана некий гражданин Б. продаёт видеокамеру, которая ранее была похищена путем разбойного нападения.

Словно почуяв, что за ним идут по следу, Б. таинственным образом исчез. Но оперативников провести было трудно. Они знали, что Б. – заядлый картёжник. Значит, чтобы «взять» преступника, нужно было сыграть на его азарте. Оперативники во главе со своим бессменным начальником Чертыгашевым разработали беспроигрышную комбинацию, сумев заманить Б. на большую карточную игру, где под предлогом проверки документов он был задержан и доставлен в РОВД.

Оказалось, что на момент совершения разбойного нападения ему было всего семнадцать лет. И когда отпираться уже было бессмысленно, преступник рассказал и о том как убивали отца на глазах у детей, и о составе банды, и о том, что это было не единственное разбойное нападение на их счету… В итоге все участники банды были, конечно, задержаны, один из преступников, узнав, что подельников опера «принимают» (на профессиональном языке оперативников – задерживают) одного за другим,  сам явился в милицию с повинной. Все бандиты были осуждены и получили значительные сроки лишения свободы.

Николай Харитонович вспоминал, что ещё одним преступным бичом для района было скотокрадство. 1993-2005 годы стали пиковыми по совершению данного вида преступлений. В год регистрировалось от 60 до 200 фактов кражи скота.

Например, в 1995-1996 годах на территории Аскизского района действовали сразу несколько групп скотокрадов. Так была задержана группа из жителей Абакана и Таштыпского района. В целом они похитили более сорока лошадей, при этом действовали весьма хитро: животных перевозили в грузовой машине с будкой с надписью «Кинофикация». Ну, скажите, кому бы в голову пришло, что в машине с оборудованием для показов кинофильмов в районных домах культуры могли перевозиться краденые лошади?

Ещё одну группу организовали двое братьев. Всего преступников было четверо. Члены данной группы работали изощрённо, используя новейшие для того времени технологии. Вывозили мясо на двух машинах: первым ехал автомобиль с рацией и если на дороге был пост сотрудников ГАИ, то сообщение об этом передавалось второму автомобилю, загруженному мясом, и маршрут движения изменялся. Здесь стоит сделать оговорку: на вооружении сотрудников милиции, таких раций не было...

Определённую проблему создавали преступники из соседнего региона – Тувы. Они доезжали до Аскизского района на попутных автомобилях, высадившись, днём присматривали лошадей, а ночью перегоняли их вдоль трассы на  территорию своей республики. Преступников ловили, привлекали к уголовной ответственности.  

Ещё одним громким делом того времени стало ограбление банка в Кызыле. Было это в апреле 2005 года. В дежурную часть аскизской милиции поступило сообщение о том, что возле села Катаново Аскизского района в лесу прячутся двое тувинцев. Их повязали, доставили в райотдел, а они не говорят ни на русском языке, ни на хакасском. Сыскали говорящего на тувинском, начали проверять задержанных на причастность к кражам скота в районе. Попутно передали информацию в МВД Хакасии, а оттуда приходит ориентировка! Четверо в масках совершили разбойное нападение на инкассаторскую машину в Кызыле и похитили четыре с половиной миллиона рублей! Вот это удача, при том, что у одного из задержанных было обнаружено наличными двадцать семь тысяч! Начали работать уже с МВД Тывы и впоследствии в лесу, где были задержаны тувинцы, нашли награбленные деньги…

В общем, интересное было время, продуктивное для работы. Отдохнуть, может быть, и хотелось, да не до того: кто же тогда порядок в районе наведёт?..

пресс релиз  МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

Комментировать  

Фотогалерея