1437 9 июня 2022 | Асхыс Чайааны
Общественная жизнь в хакасском аале всегда была подчинена устоявшимся обычаям и традициям. В 1841 году официальные документы отмечали: «Вкоренелые нравы, древние предания и обычаи с младенчества инородцами получаемые, отстраняют их от русского быту».
В 1822г. был принят «Устав об управлении инородцев». Согласно этому Уставу, все кочующие народы управлялись «по их собственным степным законам и обычаям». Однако в каждом племени законы были свои, отличные от других племенных законов. Кроме того, опираться на изустные предания, порой весьма сбивчивые и неопределенные, было не совсем удобно. Поэтому предлагалось от почетнейших инородцев собрать полные и подробные сведения об их законах, «рассмотреть оные, смягчить все дикое и жестокое, отменить несообразное и распределить собранные сведения в надлежащем порядке».
И вот в 1824 году был организован комитет во главе с губернатором Енисейской губернии А.Степановым для составления первого письменного свода степных законов хакасов. В Красноярск прибыли беги (пиглер) четырех хакасских ведомств, которые привезли с собой по одному «из почетнейших князцов более сведущих для надлежащего объяснения». Хан-пигом (бегом) от качинского родоначалия был Картин, от койбальского – Кочелоров, от соединенных племен – Орешек, от кызыльского – Ульчегачев.
Проект свода степных законов сначала был отправлен в Минусинск, затем в Иркутск, оттуда в Санкт-Петербург. В 1837 году проекты степных законов бурят, якутов, эвенков и хакасов были утверждены канцелярией Его императорского величества и на их основе создан «Свод степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири», изданный в 1841 году.
Хотелось бы остановиться на некоторых пунктах «Степных законов для южных скотоводцев и промышленников и кочующих земледельцев Енисейской губернии», которые, на мой взгляд, покажутся интересными для читателей.
Итак, часть II – «Частные Гражданские законы инородцев», глава I – «Лицы»: Брак
§ 3. Для совершения брака, как между христианами, так и язычниками, нужно: а/ согласие родителей; б/ согласие вступающих в супружество; в/ семнадцатилетний возраст (Заметьте: с 17 лет).
§ 4. Запрещается вступать в брак: а) сумасшедшим; б) христианам, имеющим жен, или вдовцам от третьей жены (Выходит, пункт б) касается только язычников?)
§ 6. Муж есть глава своей жены, он имеет право благоразумно распоряжаться ею и находится в обязанности соблюдать ея благоденствия.
§ 7. Жена имеет право требовать содержания во время своего замужества и небуйных относительно ее поступков, причиняющих ей увечье. Ее обязанность состоит в совершенном повиновении мужу.
§ 9. Брак расторгается смертию одного из супругов между христианами.
§ 10. Брак расторгается между язычниками: а) волею мужа и б) его смертию. (Посмотрите, в каком бесправном положении находится жена язычника)
§ 12. Муж язычник не имеет права уступать жены своей другому без собственного ее согласия.
Дети
§ Дети, прожитые вне брака, должны воспитываться семейством матери до 7-летнего возраста; в сие время переходит сын на воспитание к отцу до совершеннолетия; буде мать прижитой дочери вне брака выйдет в замужество, то вправе будет взять к себе дочь по согласию мужа, который обязан уже воспитывать и содержать ее до супружества. (Так, значит мальчика обязан воспитывать родной отец, а не отчим.А девочку – кому придется, ежели муж будет против).
Часть III – «Уголовные законы инородцев»
§ 36. Уголовными делами относительно инородцев почитать возмущение, намеренное убийство, грабеж и насилие, делание ложной монеты и вообще похищение казенного и общественного имущества.
§ 61. Существующие преступления между сими инородцами следующие: кражи, обман, буйство, неповиновение, картежная игра, прелюбодеяния и клевета.
§ 62. Всякая кража наказывается в первый раз возвращением украденного или платежом за украденное… и записыванием имени в книгу, доколе исправится; буде же нечем платить, продать последнее имение; буде же нет имения, отдать в заработки тому, у кого украл; во второй раз воровства вор подвергается тому же наказанию, с телесным наказанием розгами и запискою в книгу, во второй раз до исправления. В третий раз воровства у вора отбирается только украденное, записывается навсегда в книгу и по требованию думы переселяется навсегда в Туруханский край.
§ 63. Кто был в сообществе с вором, наказывается таким же образом.
§ 64. Кто покупал краденые вещи и будет доказано, что он купил знавши, что они крадены, наказывается за утайку вора как за сообщество с ним.
§ 66. Воров до 15 лет наказывают Родоначальник при родителях розгами.
§ 67. Непочтительных совершеннолетних детей пожилых родителей предоставляется наказывать при них же розгами родоначальником; или ежели… сего наказания мало, или оно не служит уже к исправлению, от отсылать в Губернский город в рабочий дом с назначением времени сколько виновнику находиться в нем.
§ 69. Буйных и развратных в обществе, в первый раз усовещать в инородной управе его улуса; во второй раз приводить в думу и наказывать по рассмотрению розгами; в третий раз отсылать на полгода в работу в думу; в четвертый раз предоставляется просить переселения.
§ 70. За увечье по рассмотрению думы определяется от 5 до 50 рублей.
§ 71. Каждого картежника полагается штрафовать деньгами, взнося всегда оные в общественную сумму: в первый раз – 5 рублей, второй – 10 рублей, третий – 20 рублей, четвертый – 40 рублей и т.д.
§ 72. Ежели муж застанет кого-либо в прелюбодеянии с женою, взыскивать за бесчестие коня со всем верховым прибором и 25 рублей деньгами.
§ 73. За лишение девства вдовое сколько означено в § 72.
§ 74. Клеветник и ложный доноситель между инородцами… Преступление сие повторенное одним и тем же человеком, дает право степной думе просить о переселении.
Этот проект свода хакасских степных законов, составленных в 1824 году, использовался при судопроизводстве на протяжении ХIХ века.
Высшим судом в хакасских ведомствах был «улуu чарuы» – большой суд. Официально он именовался судом второй степени словесной расправы. Председательствующим на суде выступал бег. Он вершил все дела, за исключением вопроса о жизни и смерти, который передавался в «сас чарuы» – лютый суд, т.е. земский суд в Минусинске или Ачинске. Бег мог наказать виновного до 100 ударов прутьями и сослать на 3 года в Туруханский край. Приговоры бега приводил в исполнение специальный палач-сымыхчы.
Суд первой степени словесной расправы назывался «кiчiг чарuы» –малый суд. Руководил им глава административного рода (чайзан). Он имел право наказать до 25 ударов прутьями и заключить виновного на срок до месяца в тюрьму (хариб) при думе. Приговоры его исполнялись десятниками при его ставке или во время родового схода.
Самым низшим судом был «аал чарuызы» – т.е. аальный суд. На нем разбирались общинные и семейные дела. Вершителем этого суда выступал «аал пазы» (глава аала), который имел право наказать до 5 ударов прутьями и заключить виновного на 3 суток в тюрьму при думе.
Нужно отметить, что телесные наказания применялись только к мужскому населению, а женщины были избавлены от подобных карательных мер, ибо их главным судьей был муж.
Во время суда истцы и ответчики давали присягу на верность своих показаний. При восхождении солнца они вставали лицом на восток и произносили: «Если я говорю неправду, то пусть Худай не даст мне увидеть закат солнца». В ХVIII веке у хакасов был другой обряд. На суде троекратно прикладывались губами к дулу лежащего на сошках заряженного ружья со взведенным курком и обещали говорить только правду. При обмане ружье должно было выстрелить.
Уже тогда широко процветало взяточничество. Зачастую суд решал дело в пользу того, кто больше давал подарков. По этому поводу у хакасов сложена была песня: «Пигнiy iзiгi пиктiг, пилеген полза сыuарзыy. Пилегеy чох полза – пиктегде чада чызирзыy» (Двери у бега закрыты, но если есть подарок, то выйдешь.Если нет подарка, то сгниешь в темнице).
Таким образом, судопроизводство, с одной стороны, выражало интересы рода, аала, но, с другой, допускало произвол административных властей.
В скобках даны примечания автора.
Галина Боргоякова,
газета "Аскизский труженик", 2011 год