1055 9 декабря 2021 | Асхыс Чайааны
В этом выпуске речь пойдет о девочках, девушках и женщинах. Как в семье нужно воспитывать девочку, чтобы во взрослой жизни она стала хорошей женой, хозяйкой и матерью? Опираться будем на традиционное воспитание, отраженное в русских и хакасских памятниках культуры.
«Домострой» – памятник средневековой русской литературы, созданный в ХVI веке. Это тщательно разработанный свод правил религиозного, общественного и семейно-бытового поведения. Трудно представить, что сейчас кто-то сможет пользоваться рекомендациями «Домостроя» в полном объеме – слишком изменилась наша жизнь, но многое в нем полезно для нас.
Вторая книга, можно сказать, презентация только что вышедшей книги В.М.Торосова «Кодекс чести хакасов»».
Также автором выпуска дается обобщенный образ девушек в прошлом и сегодня.
Отношение к матери
Мать – главный воспитатель детей. Она создает душевный уют и комфорт, следит за чистотой и порядком в доме, стоит на страже спокойствия внутри семьи, сглаживает обиды и конфликты, готовит для самостоятельной жизни.
Рождение и воспитание детей – высшее предназначение женщины. Оно определено Небом.
Женщины лучше знают детали жизни – они занимаются ими ежедневно.
Умная женщина не позволит из мелочей создавать семейные конфликты. Мир и согласие в семье – ее основной принцип. Мужчины должны ценить женщин и всегда помнить об их роли в жизни человечества.
Женщин нельзя оскорблять и унижать ни словом, ни действием. Женщина, не соблюдающая или преступающая Кодекс чести, особенно в части исполнения своего родительского и семейного долга, не заслуживает достойного обращения.
О воспитании детей
Главное сокровище человека – это его дети. Дороже ребенка нет ничего на свете! Там, где дети, все должно быть добротно, надежно, прочно и безопасно, а там, где девочки, – еще и красиво.
Понятие «дети» не зависит от возраста. Они всегда дети, даже тогда, когда становятся старыми. Родители заботятся о детях в течение всей жизни.
Одна из главных задач воспитания – приучить детей к труду. С самого раннего детства девочек учили шить, вышивать, следить за чистотой в доме, выделывать шкуры мелких животных. К 15-16 годам девушки были искусными мастерицами, шили платья, шубы, легкую обувь.
Люби ребенка, но будь к нему требовательным – учи ребенка лаской, но не балуй, не делай из него икону.
В обращении с детьми особое внимание обращай на тон разговора – он должен быть сдержанным и уважительным. Нельзя кричать на детей, грубо их одергивать.
Чаще дари детям улыбку, обращайся к ним с улыбкой. Они наполняют детские сердца и души радостью. Улыбка воспитывает и прививает детям доброту. А постоянная суровость ожесточает.
Нельзя бить детей, особенно тех, которые еще не умеют говорить. Проявляй к ним терпимость и ищи иные способы воспитания.
Воспитание ребенка начинается с 5 важных слов: «нельзя», «можно», «нужно», «хорошо» и «плохо». Чем раньше ребенок усвоит смысл этих понятий, тем легче у него будет жизнь.
Дети, наблюдая жизнь взрослых, впитывают их слова и поступки. Будь внимательным при детях – взвешивай, что говоришь и делаешь.
Ссора супругов при детях недопустима. Каждый ребенок в семье должен иметь свои обязанности. Семейные обязанности воспитывают у детей ответственность, заботу о близких, приучают к труду.
Ребенок должен наблюдать за работой взрослых. Ему нужно показывать и рассказывать: как, что и для чего делается. Разрешай ребенку делать что-то самому.
Чаще обращайся к ребенку с просьбой: «помоги», «подержи» и т.д. Хвали ребенка за помощь, поднимай его значение в собственных глазах.
К 10 годам ребенок должен усвоить: труд для человека необходим как воздух. Без труда невозможна жизнь. С раннего детства ребенок должен усвоить, что главное в жизни – это «уметь»: уметь работать головой и руками. Будешь уметь – будешь иметь все.
Внуши ребенку, что каждый его день должен быть полезным. Пусть сделает хотя бы небольшую, но нужную для себя и других работу. Соблюдая этот принцип, ребенок вырастает деловым, полезным человеком и в будущем оценит твое воспитание.
Воспитание девочек в хакасской семье
Основными задачами воспитания, развития и социализации девушки были: осознание ею своей миссии женщины-матери, хранительницы домашнего очага, продолжательницы человеческого рода, мудрой советчицы мужа. У девочки формировали нравственные и эстетические ценности, представления о девичьей красоте и чистоте. К вопросам воспитания относились обучение основам женского этикета и воспитание нравственности.
Существовало три важнейших правила этикета: уважение к старшим, женщинам и детям; самообладание в словах и поступках; понимание прекрасного и следование ему. Все эти правила находят отражение в хакасских народных пословицах.
Понимание прекрасного особенно ярко проявляется в отношении к женской красоте, описание которой можно найти во всех жанрах поэтического творчества. Портретная характеристика девушки у хакасов весьма немногословна: «абахайларныy артыuы» («лучшая из красавиц»). В легендах и сказаниях особенно часто встречается выражение: «Аар айланза, ай осхас, пеер айланза, кeн осхас («Туда повернётся, подобна луне, сюда повернётся, подобна солнцу»). На первый взгляд, выражение не содержит ничего необычного: типичное использование постоянных образных выражений, характерных для многих фольклорных жанров. Однако если вдуматься, то понятно, что если девушка отвернётся и её лица не видно, то неясно, какое оно – весёлое или печальное, и поэтому можно допустить, что оно грустное или холодное, как луна. Когда же она повернётся к людям, её лицо должно быть приветливым, доброжелательным и, подобно солнцу, освещать улыбкой окружающих людей. Многие навыки прививались через систему запретов:
- нельзя оставлять грязную посуду на ночь: нечистая сила ест, пьёт после людей (привитие навыков соблюдения чистоты);
- нельзя оставлять постель неприбранной: злой дух может лечь на твоё место (привитие аккуратности и соблюдения порядка);
- нельзя стричь волосы и ногти вечером или ночью: сострижёшь вместе душу; нельзя выливать грязную воду после мытья полов после захода солнца: выльешь вместе счастье (воспитание привычки делать всё вовремя);
- нельзя сметать крошки со стола рукой: богатство уйдёт (привитие правил гигиены);
- нельзя говорить плохое о других: оно вернётся к тебе или к твоим детям (воспитание терпимости, уважительного отношения к людям, привитие навыков общежития) и другие.
Девочки должны были научиться шить одежду и обувь, выделывать шкуры, вышивать, готовить пищу. Особое внимание отводилось культуре речи, внутренней и внешней культуре девушки. Их готовили для будущей семейной жизни.
Предельным возрастом для вступления в брак для мужчин было 18 лет, для женщин – 17. Вступая под покровительство чуждого ей коллектива, невеста как бы умирала, чтобы тут же возродиться в новом качестве. Не случайно её называли «наа пала» (новый ребёнок).
Замкнутая в пределах одомашненного пространства, женщина пользовалась известной самостоятельностью в ведении домашнего хозяйства. Неся на себе все тяготы по хозяйству, она на деле руководила им. Все наиболее важные хозяйственные вопросы не только не могли быть решены без её согласия, но наоборот, она самостоятельно решала их. Покупка, продажа скота и продуктов, разные сделки, распоряжения всем имуществом и хозяйством были сосредоточены в её руках. Приоритет мужчины проявлялся в сфере ритуала.
Вступив в брак, женщина попадала в иной мир. Отсюда существование целого ряда запретов, которые на протяжении всей её жизни на земле мужа подчёркивали особый статус женщины-пришелицы, существа «со стороны», находившегося в роду. Она не имела права произносить вслух имена своих старших родственников, вместо имён употребляя обозначения их социальных позиций. Для женщины существовали строгие правила речевого поведения.
Замаскированная речь дублировалась особым типом поведения женщины в присутствии старших родственников. Женщина должна была строго следить за своим внешним видом: в их присутствии не обнажать рук выше кисти, не показывать босых ног, непокрытой головы, нельзя было кормить грудью ребёнка, расчёсывать волосы. Не полагалось громко разговаривать, смеяться, вмешиваться в чужой разговор, шутить, допускать фамильярность или двусмысленность в речи. Полагалось сидеть строго в женской половине юрты у двери.
Таким образом, в девушках воспитывались скромность в быту, одежде, поведении и речи, уважительное отношение к взрослым и в особенности мужчинам, аккуратность, бережливость, смекалка, ум, находчивость, умение вести хозяйство и воспитывать детей.
Галина Боргоякова
газета "Аскизский труженик", 2014 год