1037 30 ноября 2023 | Асхыс Чайааны
Прочитаешь хорошую книгу – хочется, чтобы и другие узнали о ней и тоже взяли в руки. На этот раз восхитившая меня книга – это учебное пособие доктора исторических наук И.Л.Кызласова «Древняя история Хакасии». О Хакасии есть много других книг, но эта… Читаешь, читаешь, не можешь оторваться, получаешь уйму знаний о своей малой родине и огромное удовольствие. Язык великолепный, доступный, рассчитанный как на детей, так и на широкий круг читателей. Эта книга формирует целостное представление о том, что происходило в древние времена в долинах Среднего Енисея. Здесь жизнь протекала не так, как в Древней Греции или Риме, а о них, получается, мы больше осведомлены, чем о нашей собственной земле.
Природные границы нашего края
Мы живем в Хакасско-Минусинской котловине, расположенной у подножий Кузнецкого Ала-Тау, Восточных Саян и Западных Саян. Древняя история нашего края охватывает не только земли Республики Хакасия, но и левый и правый берега Енисея, а на севере - Красноярск и Лесосибирск.
Первые записи о Древней Хакасии появились давно – 2400-2500 лет назад, то есть в IV-III веках до нашей эры. Их вели не сами жители страны, а далекие от Енисея народы, к примеру, китайцы. Надписи, сделанные своим собственным письмом (его называют руническим), появились на тысячу с лишним лет позднее – с VIII века нашей эры. До наших дней сохранились только надписи, сделанные на камнях, бронзе, серебре и золоте. Поскольку письменных источников крайне мало, то изучением древней истории Хакасии занимаются археологи.
Древние памятники – отличие нашей
малой родины
Такого большого числа и такого разнообразия зримых памятников древности нет нигде в мире. Неслучайно после Николая Федоровича Катанова первым среди хакасов достиг высшей научной степени археолог Леонид Романович Кызласов, ставший доктором исторических наук и профессором. Неслучайно и вторым доктором наук и профессором среди хакасов стал археолог Яков Иванович Сунчугашев.
Как произошли названия археологических культур
Каждая археологическая культура имеет свое лицо и легко отличима от другой: не такие дома, другие курганы, иные глиняные горшки и предметы. Но узнать по этим предметам, кто именно жил и на каком языке разговаривал, невозможно, поэтому ученые-археологи пользуются условными наименованиями, например: афанасьевская культура (по раскопкам у горы Афанасьевой в Боградском районе), окуневская (близ аала Окунева Усть-Абаканского района) и так далее. Для ученых важно определить последовательность этапов развития человеческой культуры.
Вечная земля
Если согнуть пополам карту России, то сгиб придется на долину Енисея (Ким суғ). Хакасия, как и вся Хакасско-Минусинская котловина, лежит в середине нашей огромной страны. Она никогда не была окраиной культурного мира. Наоборот, Южная Сибирь сама вносила немалый вклад в развитие человеческой цивилизации в пределах всей Евразии. Где бы мы ни находились, везде видим следы древней цивилизации. Наши памятники одновременны с египетскими пирамидами, гробницами древнеиранских царей, мавзолеями китайских императоров. Никакого отставания! Саяно-Алтайское нагорье еще в древнекаменном веке освоило горное дело и металлургию, придумало особый состав глиняного раствора, более 10 тысяч лет назад пользовалось каменным углем, около 5 тысяч лет назад появилась монументальная скульптура из каменных глыб, 2,5 тысячи лет назад применялось орошаемое земледелие. Была высокоразвитая экономика, торговля. Археологические раскопки говорят о том, что народ, проживавший на Енисее, - это не пришельцы: он сложился здесь при смешении древних обитателей-динлинов с тюркоязычными переселенцами гуннской эпохи. Хакасы – их потомки.
Кто такие гунны?
Около 201 года до н. э. гуннские войска овладели всем Саяно-Алтайским нагорьем, включая Туву, а также Забайкалье и часть Монголии. Этот военный поход возглавлялся Модэ-шаньюем, которому впоследствии подчинились все знатные гунны, называвшие шаньюя Модэ мудрым. Мудрость его состояла в том, что в последние годы III века до н.э., присоединив земли Южной Сибири, обеспечил коренные государственные интересы своей молодой, набиравшей силы державы. Для борьбы с китайцами ему нужны были спокойные тылы с постоянно действующим горнорудным, металлургическим и ремесленным производством для снабжения своих войск вооружением и походным снаряжением, а своих земледельцев – орудиями пахоты и жатвы и другими инструментами. Именно тогда в Южной Сибири было создано большинство городов. Археологические раскопки показывают, что, придя с войною, гунны не истребляли местных жителей и не сгоняли их с обжитых земель. Одновременные археологические находки принадлежали к гуннской и местной культуре – пришлые люди и старожилы оказались соседями.
Так было и в Хакасии того времени. Центром гуннской власти в Южной Сибири был городок гуннского наместника на реке Ташебе (Тас обаа), находившийся там, где окраина современного Абакана. Городок состоял из обычных для этих земель избушек, которые стояли, однако, по плану гуннской застройки и окружали дворец чужеземного вида. Сделанные там раскопки также показали принадлежность к местной тагарской и иноземной гуннской культуре.
Гуннское нашествие не было лихим набегом. Многотысячные войска пришли не грабить южносибирские страны, не захватывать добычу. Гуннское царство просто-напросто забирало, присоединяло к себе эти края со всем природным богатством, которым они обладали. Новым властителям не нужны были опустошенные земли. Им нужны были подданные, знающие, как добывать руды и плавить металлы, способные отливать бронзу и ковать сталь, умеющие растить и убирать хлеба, опытные в орошении пашен и покосов. Так что завоевание гуннов не прервало хозяйственного развития горностепного края.
Таким образом, 23 века назад, в конце III в. до н.э., гунны впервые в Азии создали государство с единым управлением как оседлым, так и кочевым населением – то есть полноценную мировую державу. Единую не только по огромности территории, но главным образом по укладу многоязыких и разноплеменных ее частей. Гунны изменили национальный состав бывшей страны динлинов.
Новый язык Южной Сибири,
или При чем кыргызы
Управлявшие разноязыкими народами гунны не были тюркоязычными. Об их языке нет никаких сведений в китайских летописях, видимо, считая их варварами, они пренебрегали их языком. Язык гуннов не принадлежит ни к одной из известных языковых групп. Первое в истории достоверное упоминание тюркоязычных народов содержится в письменных источниках около 201 г. до н.э., повествующих о завоеваниях Модэ-шаньюя.
При этом нужно помнить, что как исторические, так и археологические памятники свидетельствуют и том, что хакасы как народ сложились на той земле, где живут ныне. И происходило это уже со II в. до н.э., то есть история хакасов насчитывает на Енисее не менее 22 веков. Хакасы появились от смешения древних кыргызов с динлинами. Кыргызы-гяньгуни, пришедшие на Средний Енисей несколькими волнами в течение II и I вв. до н.э., уже при гуннах заняли там господствующие позиции, вполне возможно, что они и были переселены для управления этими землями. Китайские летописи говорят, что древние кыргызы смешались с местными динлинами в новый народ, который стал называть себя хакасы.
Древние кыргызы, влившись в этот народ, составили в нем правящий слой, управлявший на Енисее более двух тысячелетий – до 20-х годов XX в.
Слово хакас – это дотюркское народное имя хагас (хағас), произношение которого закономерно изменилось со временем. Речь, высеченная на вечных камнях, всерьез отвечает на вопрос, какой язык начал звучать на Енисее 22 века назад. Не общетюркский, а прахакасский.
Таким образом, во II-I вв. до н.э. древние кыргызы-гяньгуни говорили на первоначальном древнехакасском, прахакасском языке.
Почему на курганах камни
Из всех древностей в Хакасии наиболее заметны курганы. Слово «курган» образовалось от хакасского слова «кӱрген», возможно, причастное к слову «кӱре» - «сгребать (в кучу)». Можно сравнить с русским словом «насыпь». Таких величественных гробниц, как в Хакасии, - то огромных бугров, одиноко стоящих в долине, то скоплений невысоких оград, занимающих целое поле, - нигде в мире нет. Их отличают вертикальные камни, установленные по углам и сторонам кургана.
Археологами давно установлено, что такие гробницы возводились в наших долинах примерно 2,5 тыс. лет назад – в VIII-III веках до н.э. (тагарская культура). Ни один из курганов не создавался как простая насыпь или бессистемная наброска. Все они возводились как значимые постройки древнего зодчества, хорошо спланированные во всех деталях. Учеными установлено, что первоначально они имели форму 4-сторонних пирамид с усеченными, плоскими вершинами. Их углы или стороны могут заменять для нас стрелку компаса. Именно эти камни-стояки и ведут к отгадке потаенного смысла, который вкладывали люди тагарской культуры.
Углы курганов указывают на стороны света: север и юг, запад и восток. Камни символизировали горы или горные хребты, ограждающие мир. Тагарцы именно так представляли мир – в виде квадрата, а хранителями границ обитаемого мира были горные бараны.
Также курганы свидетельствуют о представлениях наших предков о трех уровнях жизни. В центре квадрата Земли стоит Мировая гора, соединяя обитаемый свет с неземными заоблачными высями, а могильная яма (погребальный склеп) воспроизводила подземный мир мертвых. Люди не жалели труда не только ради увековечивания памяти об умерших – они стремились передать потомкам один из главных законов Вселенной – постигнутую ими форму мира.
О чем поведал нам Салбык
Курган получил свое название по Салбыкской котловине, где размещены 23 самых крупных кургана Хакасии. «Салбых» по-хакасски значит «лужа». В этой глинистой степи после дождей надолго остаются мелкие лужицы, что и привело к названию. Долина безводна и неплодородна.
Сразу же после сооружения, около 2,5 тысяч лет назад, высота Большого Салбыкского кургана достигала 25 метров, земляная пирамида возвышалась подобно современному 8-этажному дому. Археологи установили, что курган был сооружен в IV веке до н. э. Установлены каменоломни, где добывались камни – это гора Хызыл хая в 17 км от кургана. Легко представить, какой огромный труд был вложен в сооружение этого гиганта. Нет, не зимой на санях перевозились камни по заснеженной земле (тяжелее было бы управлять), а летом множеством ревущих в невероятном напряжении быков. Камни нужных размеров выламывались из цельного пласта с помощью хорошо отработанных приемов, которыми владели многомудрые жрецы – люди, посвященные в тайны богов, допущенные к общению с ними и предназначенные исполнять их волю. Причем камни брались не верхние сухие, а нижележащие сырые слои песчаниковых пород. Профессиональное искусство проектирования и возведения величественных сооружений существовало уже за 25-28 веков до нас.
До сооружения гигантской земляной насыпи внутри каменной ограды был сооружен пирамидальный склеп из лиственничных бревен, обмотанных белой берестой. В этом склепе был похоронен старец-воин. Получается, в 23-24 вв. в здешних краях не было человека, могущественнее этого старца. Значит, это был царь. Рядом с его останками были найдены скелеты шестерых людей. Часть их была членами его семьи, а другие были убиты специально. За своим владыкой в могилу сошли женщины-служанки и 2 молодых воина, которые должны были служить ему и охранять на том свете. При раскопках кургана у его угловых камней также были найдены скелеты одного ребенка и троих взрослых, один из которых был связан. Это было жертвоприношение, сделанное ради милости божеств.
Так в непосильном и подневольном труде одних и воле других возникло 23-24 века назад первое на берегах Енисея государство.
Галина Боргоякова.
Фото из архива
редакции