1113 11 августа 2022 | Асхыс Чайааны
Ничто не вечно под луной – так поется в песне. Все меняется: в лучшую, худшую сторону – человек бессилен остановить движение времени. Материально жить стали лучше, особенно если сравнить с перестроечными временами, а вот духовно… Впрочем, и в духовной жизни тоже есть плюсы. Давайте посмотрим, как мы меняемся, причем не в изоляции, а во взаимовлиянии с другими народами.
Как мы изменились материально?
Снова будем жить в юртах?
Раньше хакасы жили в юртах. В ХIХвеке, по мере перехода к оседлости, начали строить дома русского типа. В первую очередь зажиточные хакасы и те, кто жил в непосредственной близости к русскому населению. Дома в основном состояли из одной небольшой комнаты с маленькими окнами. В 20-30х годах произошел массовый переход к русскому типу жилья. Юрты, перестав быть основным жилищем, превратились в подсобные помещения или летние кухни. К середине ХХ века строительство новых юрт почти прекратилось, и их число стало сокращаться по мере того, как старые приходили в негодность. Однако в начале ХХI века началось активное строительство жилых домов в виде юрт, чему мы и являемся свидетелями.
Если раньше хакасские улусы отличались разбросанностью усадеб, отсутствием четкой планировки улиц, то сейчас они ничем не отличаются от русских поселков. Да и слово «улус» в последнее время вытесняется понятием «аал».
В интерьере домов и квартир отличий нет. Среди других предметов встречаются отдельные предметы, причисляемые к традиционным, - ручная деревянная мельница (теербен), берестяные туеса, деревянная посуда, редко детская колыбель, ступки, национальные музыкальные инструменты.
Где держат скот городские?
Орудия труда раньше определялись типом хозяйственной деятельности: скотоводством, земледелием и охотой. Сейчас охота перешла в разряд любительских занятий. Традиционным осталось животноводство, (скотники, доярки, чабаны, пастухи и т.д.), но оно также перестало быть массовым.
Где же сейчас трудятся хакасы? По данным, приведенным В.П.Кривоноговым в книге «Хакасы в начале ХХI века», основные виды деятельности в селе следующие: скотоводов – 12,3% (мужчины), 9.7 (женщины); неквалифицированных рабочих – 24,4% (м.), 37,4 (ж.); квалифицированных рабочих – 40,6% (м.), 8,5 (ж); специалистов – 15,5% (м), 35,2% (ж.); руководителей – 1,3 (м.), 0,3% (ж.); предпринимателей – 0,6% (м.), 0,6 (ж.); домохозяев – 0% (м.), 4,8% (ж.); безработных – 5,3 (м.), 3,5% (ж.)
В сельской местности скот держат 70,9% семей, в городах – 24,0%. Имеется в виду скот, являющийся собственностью городских семей, но находящийся у родственников в селах. В этом отношении городских хакасских семей, имеющих скот в деревне, намного больше, чем русских. У хакасов принято дарить скот на свадьбу молодоженам, на рождение детей.
Со скотоводством связано умение ездить верхом. Помнят ли хакасы, какими прекрасными наездниками были их предки? Оказалось, не только помнят, но и умеют. Сегодня умеют ездить верхом 59,5% всех хакасов старше 7 лет; 33,0% из них держатся в седле совершенно свободно. Чем старше хакасы, тем привычнее им седло. В селах имеют дело с верховой ездой 74,5% представителей мужского пола и 55,3% женского пола.
Станут ли хакасы вегетарианцами?
В большей степени сохранила национальные особенности кухня хакасов. Самыми распространенными являются eгре (правда, в суп-eгре стали добавлять картошку), талuан, айран, потхы, хан и некоторые другие, но не более 10. Готовят национальные блюда в сельской местности ¾ хакасских семей, не готовят в основном городские и обрусевшие. В рационе традиционные блюда составляют от 3,4% до 22,2% среди прочих блюд. Шире стали употребляться свинина и птица, а также огородные культуры, заимствованные у русского народа. Оказывается, 3,2% хакасов не знают национальных блюд; знают, но не готовят – 10,4%, готовят редко – 50,7%; готовят регулярно – 35,7%.
Хоть мало, но есть!
У других и того нет
Значительные изменения в ХХ веке произошли в одежде. Русская одежда начала заимствоваться хакасами еще в ХIХвеке и теперь стала повседневной. В отличие от русских семей, у которых не встретишь русскую национальную одежду, у хакасов она имеется. Ее надевают на праздники, свадьбы, а на сцене можно увидеть огромное разнообразие стилизованных костюмов. Редкостью являются традиционные головные уборы, обувь и верхняя зимняя одежда. Зато национальные украшения очень востребованы, причем у городских женщин они встречаются чаще, чем в селах.
Всего имеют национальную одежду 17.6% представителей мужского пола и 38,9% – женского.
Изменения в духовной культуре
Будем ли петь радостные песни? Пора
Обратимся к такому виду искусства, как песня. В последнее время у нас все время включенным бывает «Радио Аскиза». Понятно, много песен на хакасском звучит. И вот я спрашиваю: «Почему все песни грустные?» Такую тоску нагоняют, хотя мелодия, конечно, супер. Доколь грустить нам?
В конце 70-х в селе взрослое население больше пело хакасские песни (63,9%), чем русские народные (36,0%). Спустя 30 лет все поменялось местами: русские песни (50,6%) против 46,0% хакасских. Видимо, это связано с ухудшением ситуации с хакасским языком. Не секрет также и то, что наши юные дарования, блистающие на сцене, заучивают (зубрят) песню, не зная языка.
А те, кто знает язык, не знают слов песен. Представьте себе, почти половина (47,6%) – не знает слов ни одной хакасской песни; 30,4% помнят слова только 1- 5 песен; 22,0% - более 5. В селе знают больше.
«Алында – пурунда…» А что это такое?
Продолжим дальше. Каковы же наши компетенции в хакасских сказках? Какие сказки мы рассказываем детям? Оказывается, 32,7% хакасов этих сказок не слышали вообще; 40,5% – слышали, но не помнят, то есть рассказать их не могут; еще 10,7% помнят 1-3 сказки, а 16,1% – знают более 3-х сказок. Вот вам и ответ.
Спектакли и концерты-то мы любим
Получше дела обстоят со спектаклями. Мы их любим смотреть на обоих языках. Причем, если человек любит смотреть концерты и спектакли на хакасском языке, он любит и русскоязычные представления. Однако 42,6% вообще не посещают театры; 35,7% любят и на хакасском, и на русском; остальные (10,8%) – на русском, (10,9%) – на хакасском. Количество национальных ансамблей и коллективов в последние 20 лет значительно увеличилось.
Тун пайрам и Пасха несовместимы?
Теперь о праздниках. В детстве не помню, чтобы праздновали Чыл пазы, Тун пайрам, Eртeн той. Мы даже не подозревали об их существовании. Значит, действительно идет возрождение обычаев и традиций хакасского народа. Зато любимыми праздниками были Рождество, Крещение и особенно Пасха и Троица. Здесь налицо взаимопроникновение культур, межэтническая интеграция.
Отход от традиционных праздников наблюдался еще до революции, чему способствовала христианизация хакасов. Например, популярный праздник Тун пайрам широко отмечался еще в I половине ХIХвека, однако под давлением православия, неодобрительно относящегося к языческим обрядам, к концу ХIХвека перестал быть общественным, стал семейным и в начале ХХ века вообще исчез. Некоторые другие праздники дожили до 1930 годов, например, праздники родов, поклонение священным родовым горам, камлание шаманов.
В настоящее время православные праздники отмечают 90,0% хакасов. Тун пайрам был воссоздан с 1980 года и проводится в нашем районе, что вполне естественно. Элементы праздника, обрядовые действия воссозданы по письменным источникам известных ученых, например Н.Ф.Катанова. По популярности на первом месте Тун пайрам, на втором – Чыл пазы. Но самые высокие показатели все-таки у общероссийских праздников: их отмечают 95,4% хакасов и в селах, и в городах. Это Новый год, 8 Марта, 23 февраля, 9 Мая…
Белое платье лучше?
В область духовной культуры относятся также свадебные, похоронные, поминальные и другие обычаи и обряды. Они сохраняли свою специфику еще в начале ХХвека и лишь с середины века развернулись изменения и здесь.
В свадебном обряде национальные особенности в весьма ограниченном виде сохранились лишь в сельской местности, в виде отдельных элементов, оставшихся от некогда сложного сценария: шуточное «похищение» невесты с последующими поисками и «выкупом», «наказание» дядей невесты жениха плеткой при «примирении» сторон, заплетание кос на мировой (чарас), обычай избегания между родителями жениха и невесты и другие.
Исчезли такие обычаи, как карамчение невесты, калым, выбор брачного партнера из согласия молодых, непременное требование целомудрия невесты и другие. Как у русских, так и у хакасов распространенными стали гражданские браки. Все это, наверное, говорит о демократизации семьи, равноправии мужчин и женщин, младшего и старшего поколений.
В мир предков – как предки
Довольно стойко сохраняется традиционный обряд похорон. Сюда можно отнести обычай класть в гроб посуду, разводить ритуальный костер, где кормят усопшего, обычай обходить три раза гроб после вынесения во двор и другие. Однако некоторые элементы обряда исчезли: забой личного коня умершего; могильная яма сейчас такой же глубины, как и у русских ( в прошлом была меньше); стали редкими обычаи порчи сопроводительного инвентаря, отрезание пуговиц от одежды покойного; хоронят в обычных гробах (ранее, бывало, в колодах, иногда – вообще без гроба).
Верю – не верю
Что касается религиозной веры, то 18,7% хакасов определили себя неверующими, 10,0% – приверженцы традиционного культа, 32,4% – православные, 33,1% - считают себя одновременно православными и язычниками, 5,8% – отнесены к «прочим», т.е. к разного рода сектам. При этом между городом и селом особых различий нет, но больше неверующих и сторонников традиционного культа оказалось среди мужчин, а среди женщин – православных и сочетающих православие с язычеством.
Таким образом, долгое совместное проживание хакасов с русскими привело к взаимопроникновению материальных и духовных установок, взаимообогащению традиций, стиранию психологических перегородок.
Галина Боргоякова
Использованы данные исследований из книги В.П.Кривоногова «Хакасы в начале ХХI века»
Газета "Аскизский труженик", 2013 год.