569 23 марта 2018 | Наши люди
Есть люди – с ними только знакомишься, а уже полон уверенности, что знаешь их тысячу лет. С присущей им открытостью они осыпают тебя шутками, вовлекают в круг каких-то обыденных моментов жизни, которые вдруг оказываются довольно любопытными, наполняют своим жизнелюбием, а главное – позитивным мироощущением: по их восприятию каждый миг несет радость и не ценить это – огромная глупость.
Именно к людям такого рода (назвала бы их счастливыми) можно отнести Рустама Васильевича Иптышева, руководителя ансамбля «Алтын хыл» («Золотая струна») Аскизского РЦКД. Сразу начнем с того, что в декабре 2017-го он стал лауреатом I степени в номинации авторская песня на собственную музыку и слова в республиканском песенном конкурсе «Хысхы саӊнары» («Зимние бубенцы или колокольцы»). Пишет он лирические и шуточные песни, слагает тахпахи, сам исполняет. Человек, влюбленный в свою землю, он во всем слышит музыку. Поэтическое восприятие окружающего облекается в слова, а потом в музыку, или наоборот сначала рождается музыка, а затем слова. Всегда рядом с ним супруга Евгения, которая неизменно поддерживает творческие замыслы мужа, она играет в ансамбле на тӱӱре. Еще одна участница ансамбля - Алена Кольчикова - мастерски владеет хомысом.
Музыкальным и поэтическим талантом одарила Рустама родная тейская земля, но до поры заложенный дар никак не проявлялся, более того, сельский парнишка пребывал в полной уверенности, что музыкальными данными вовсе не обладает и всё у него, как у всех. Родился в 1979 году в Нижней Тее, учился в местной школе, в то время, как другим мальчишкам нравились труд и физкультура, его любимым предметом была литература - хакасская и русская. Младший сын в большой семье, он не рос избалованным - на сельском подворье обязанностей хватает, но и мальчишечью вольницу родители не ущемляли: носился, где хотел, по теплу пропадал с друзьями на речке, в лесу, в степи.
С малолетства любил сразиться в «хазых» (хакасская игра). Двоюродные братья были постарше, вот у них и рука вернее - домой от них шел, слезки в ладошку складывал: опять проиграл! Но на другой день снова бежал к ним с горсткой игральных костей. В итоге так наловчился в игре, что потом, соревнуясь на школьных Тун пайрамах, не выпускал победу из рук. С детства привыкший ходить за лошадьми, мальчишка прекрасно держался в седле и участвовал во всех сельских конных скачках, не раз брал призы. «Однажды это были два мешка пшеницы, - улыбается Рустам Васильевич, - другой раз – деньги». Все эти моменты детских лет плюс традиционный хакасский уклад в семье, исподволь ложась на его душу, прорастали любовью к родной земле.
Подумывал пойти в медицину, ровно до того момента, как увидел чатхан, услышал его звучание. Он был девятиклассником, когда в село с концертом приехал ансамбль «Айланыс» - звук чатхана стал для мальчика таким откровением, что он загорелся желанием научиться на нем играть. Позже эта мечта путеводной звездой привела его на музыкальное поприще.
- Что это было, и сам не объясню, может, дело в генетической памяти, - задумывается он сейчас, - мамины братья, она рассказывала, играли на чатхане, еще хорошо помню, как отец с матерью садились друг против друга и вели разговор на языке тахпахов. И вот я после 11 класса поехал в Абакан поступать в музыкальный колледж. На экзамены опоздал, стою в растерянности… В общем, не знаю, как бы все сложилось, если бы не Клара Ефимовна Сунчугашева. Она преподавала в колледже и договорилась, чтобы у меня в порядке исключения приняли вступительные экзамены - диктант, чтение стиха, прослушивание на фортепиано, которое я, деревенский паренек, видел впервые в жизни. Как бы там ни было, меня в итоге взяли. И за три года обучения я освоил не только чатхан, но и хомыс, хобырах, тӱӱр. Глядя на себя сегодняшнего, думаю: правильный выбор сделал - не мыслю себя в другой профессии… хотя путь артиста отнюдь не усыпан розами. Чтобы достичь чего-то, нужно вкалывать, как и на любой другой работе, трудиться над собой, и раз взял эту ношу на себя, постараться достойно пронести её по жизни.
В моем собеседнике органично сочетаются творческая натура и душа философа. Владея мастерством горлового пения, он путем рассуждений как некую формулу выводит:
- Хай - это целая философия: как жить, как относиться к старшим и младшим, как воспитывать детей… Это подражание звукам окружающей природы, в которой абсолютно все: горы, тайга, дождь, ветер, речка, даже тишина - имеет свой голос, свой тон, ритм. В хае сила народа, и молодым нельзя его терять, потеря хая равносильна потере языка.
После колледжа был институт искусств, где тоже был набран определенный багаж знаний, правда, 4-курснику Иптышеву учебу пришлось оставить: жизнь входила в новое русло – женился, родилась дочка. Если продолжать разговор об учебе, то сегодня Рустам Васильевич, папа уже четверых детей, второй год учится заочно, одолевая премудрости по специальности режиссер малых театров. А тогда, в начале творческого пути, он оказался в ансамбле «Аран-Чула» театра «Читiген», дававшем музыкальное сопровождение драматической игре актеров наравне с тем самым ансамблем «Айланыс». Руководил коллективом «Аран-Чула» известный в Хакасии музыкант Олег Чебодаев. Наверное, это была одна из необходимых для становления, роста молодого исполнителя жизненных встреч. В те годы ансамблем были записаны песни, выпущен альбом под одноименным названием «Аран-Чула».
Потом в его трудовой биографии были работа в музыкальной школе и ДК села Кызлас, в Калининском ДК, в 2009 году пришел в Аскизский РЦКД.
За время работы поездил по России, при этом оказывался в разных обстоятельствах, чего стоила одна поездка в Якутию с театром «Читiген», куда они в феврале месяце на расстояние в несколько тысяч километров двинули на старенькой «Газели». Вынес одно, что не переносит даже кратковременной разлуки – когда возвращался, было неодолимое желание упасть на колени и целовать родную землю.
Сегодня Рустам Васильевич сам достиг того мастерства, опыта, когда может поделиться этим с другими. Он уверен, что никто не обделен талантом, и талант обязательно раскроется, стоит только поверить в себя, поэтому с большой внимательностью относится к приходящим к нему за помощью.
- Приходят, просят научить. Но мало научиться играть на инструменте или горловому пению, надо обязательно выходить на сцену, к зрителю, - говорит он. - Только после выхода на сцену происходит созревание, человек раскрывается, меняется отношение к музыке. Моя задача – только направить при необходимости, чтобы шел правильный рост, нельзя ломать растущие крылья. Тахпах, например, это же изнутри само идет, свой мотив, ритм, не всегда надо загонять в рамки, наряду со стандартным, эталонным должно быть самобытное.
- А у Вас есть кумир в музыкальном мире?
- Мне нравится Григорий Лепс, - не раздумывает Рустам Васильевич, - своим трудолюбием, хулиганистостью в творчестве. Но как-то смотрел передачу о нем, впечатление осталось, что они все там настолько уставшие, будто вошли в квадрат и не могут из него выйти, не могут обрести душевный покой, а без этого работа - на износ. Здесь у нас простор, размах, выйдешь на природу, посидишь, полюбуешься и чувствуешь себя обновленным, а в большом городе в тисках многоэтажек что может дать отдых душе?
На вопрос, есть ли у него фанаты, если да, то в чем секрет популярности, он с детской искренностью отвечает:
- Да, есть. А секрет, пожалуй, в том, что я как счастливый наследник несу в себе мягкий, певучий, прекрасно ложащийся на тахпах язык моих отца и матери. Маме моей, Домне Максимовне, уже за восемьдесят, по-русски не говорит, но если бы вы слышали, как красиво и выразительно она говорит на хакасском, и мне так хочется сохранить её язык! Поговоришь от души на родном языке, и внутри водворяется мир. А бывают редкие и оттого особенно дорогие минуты, когда сядем вдвоем с мамой и поем.
Ещё я восхищаюсь своей супругой Евгенией, что она, взрослый человек, не знавший по-хакасски ни слова, научилась говорить на нем. И для меня счастье, когда вся моя семья собирается вместе дома, совсем не люблю одиночества. Хочу и дальше идти по жизни, не оглядываясь назад, работать, растить детей, достигать чего-то и шагать к новым горизонтам, а всем людям, с которыми сводит жизнь, благодарен за доброе отношение.
Светлана Чертыкова