Рубрики

История славных свершений

4310 8 декабря 2017 | Общество

История славных свершений

 До 1917 г. хакасские дети Кызласа и близлежащих сёл учились в Усть-Есинской и Аскизской школах. В июле 1917г. в с.Чарков Синявинской волости был проведён 11 съезд хакасского народа, на котором обсуждался и вопрос об организации народного образования. По его решению в Хакасии в сентябре было открыто 12 новых школ, в том числе Кызласовская. 
Это была школа министерского типа. Разместилась она в доме Лаврентия Чихановича Кызласова. Занятия проводил Петр Штыгашев, приехавший из села Матур Таштыпского района. В ней обучались 10 детей. Обучение велось на не понятном для детей языке - русском. Учебников на хакасском языке не было. Преподавались закон Божий, арифметика, русский язык и пение.
В 1918 г. Кызласовская школа, как и другие школы Хакасии, перешла в подчинение отдела по народному образованию Минусинского Совета и в соответствии с принятым 18 ноября 1918 г. положением «О единой трудовой школе РСФСР» стала именоваться школой 1 ступени.
В 1922 г. школа разместилась в доме Адая Картановича Кызласова. Учителем в то время работала Мария Хрисантьевна Горбунова, переехавшая в Кызлас из Усть-Еси.
В 1926 году состоялся первый выпуск. Школу окончили два мальчика и три девочки. На 1 декабря 1926 г. число учащихся составляло 52 (49 мальчиков и 3 девочки).  Классов было два, в библиотеке имелись 20 книг для учителей, 28 книг для чтения и 208 учебников. Интерната и питания не было. Учителем работала В.Богашева. 
В последующие годы школа находилась в домах Степана Кызласова, Канона Чанкова, Дарьи Аданаковой.
В 1928 г. было построено новое здание для школы. Кызласовская школа была реорганизована в семилетнюю. В ней было два класса и библиотека. Первым директором Кызласовской семилетней школы стал Н.П.Собакин, учителями работали И.Ф.Чебодаев, М.П.Топоев, А.А.Толмашов.
В 1940 г. здание школы сгорело, и вместо неё построили двухэтажную школу. В военные годы школьный уют создавали и следили за чистотой Зоя Макаровна и Анна Андреевна Чанковы. Некрашеные полы мыли песком.
После присоединения колхоза им. Сталина  к совхозу школа была укрупнена и переименована в школу совхоза «Скотовод» в селе Усть-Хойза. В 1951 году директором школы назначен Дмитрий Иванович Чанков – ветеран Великой Отечественной войны, будущий профессор-лингвист, преподаватель ХГУ. В 1961 году директором школы стал Семён Владимирович Мамышев. При школе открыли интернат, где воспитателями были Надежда Константиновна Чистанова, Валентина Григорьевна Локтева. Преподавательский состав был следующим: учителя русского языка - Илья Николаевич Карачаков, Тамара Константиновна Авдеева; математики – Роза Семёновна Макина, Николай Иванович Медведев, Мария Назаровна Кызласова; географии - Парасковья Терентьевна Боргоякова; физкультуры - Юрий Николаевич Забелин, Давыд Егорович Чанков; истории - Михаил Никитич Саражаков; черчения - Татьяна Яковлевна Аланова; немецкого языка - Варвара Ивановна Инкижекова; биологии - Евдокия Агаповна Александрова; физики - Матвей Степанович Боргояков; учителя начальных классов - Николай Андреевич и Ада Николаевна Забелины и Клавдия Ивановна Майнагашева. В 1965 году по улице Мостовой была построена школа, где в две смены обучались начальные классы. В настоящее время это здание сдано под жилую площадь.
В это время в Кызласе работала начальная школа, где заведующей была Вера Сампировна Амзаракова. Учитель с 40-летним стажем, в 1968 году она представляла учительство Хакасии на II Всесоюзном съезде учителей. Вера Сампировна за многолетний труд на педагогическом поприще награждена почётными грамотами районного, областного отделов народного образования, Президиума Верховного Совета РСФСР, юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», знаком «Отличник народного просвещения СССР». За свою долгую педагогическую деятельность она воспитала не одно поколение жителей Кызласа.
Из воспоминаний Веры Сампировны Амзараковой: «Я выпускница Кызласской семилетней школы, после окончания Абаканского педучилища в 1953 году была направлена в родную школу, где проработала до выхода на заслуженный отдых. Передо мной как на ладони история родной школы за этот нелегкий, послевоенный промежуток времени. Кызласская семилетка находилась в приспособленном старом помещении с двухэтажной пристройкой, интернат был через дорогу, имелся  пришкольный участок, где выращивались цветы, овощи, кустарники. Педколлектив школы был небольшой. Начальные классы были двухкомплектные с отдельным преподавателем русского языка. Рядом с молодыми учителями, такими, как И.В.Терских, А.И.Чанков, Т.М.Албычакова, трудились опытные педагоги Парасковья Терентьевна Боргоякова, Любовь Герасимовна Чанкова, Наталья Иннокентьевна Чистанова, Илья Николаевич Карачаков, Елизавета Ивановна Киргинекова, Дмитрий Константинович Угдыжеков. Эти старшие товарищи опекали нас, молодых, постоянно посещали уроки и проводимые нами мероприятия, бескорыстно помогали. Огромное им спасибо!
Любовь Герасимовна Чанкова привила мне чувство огромной ответственности в оценке знаний учащихся. Она говорила: «Оценка - главный стимул труда ребенка. Неудовлетворительных оценок не должно быть у детей, в этом обязан помогать им учитель. Оценки письменных работ должны выделяться красивым почерком учителя». 
При семилетней школе было пять малокомплектных кустовых начальных школ в Картузове, Чапаево, Картоево, Лырсы, Тюрт-Тасе. В селе Картузово в 1952-1953 гг. работали учителями Николай Васильевич Амзараков, ветеран Великой Отечественной войны, и Арина Алексеевна Карачакова. Регулярно проводились кустовые совещания учителей начальных классов. Зимой на санях, весной и осенью на телеге выезжали в кустовые школы. Какой для нас, молодых, это был праздник!
Школа безотрывно жила жизнью села, колхоза имени Сталина. Идет посевная, уборочная страда, заготовка кормов для общественного скота - учителя и старшеклассники трудятся вместе с колхозниками. После рабочего дня коллектив школы вывозил урожай с поля на единственной колхозной полуторке, затем вручную крутили веялки, очищая зерно.
К 1960 году совхоз экономически окреп, начал строительство животноводческих объектов, жилых домов. Увеличилось число школьников, потребовалась новая школа. Так, в 1964 году открылась Кызласская средняя школа.
Основным стержнем школы являются педагогические кадры. И она была укомплектована профессионально подготовленными кадрами, такими, как Н.И.Медведев, А.А.Котюшева, Г.Г.Хакимова, М.Н.Саражаков, М.И.Саражакова, Б.Н.Забелин, Р.Н.Забелина, В.Ф.Кутькин, А.И.Чанков, П.Х.Горбунов, М.Н.Кызласова, Т.К.Шеломенцева, П.Т.Боргоякова, К.И.Медведева, Р.А.Канзычакова, Г.Л.Прохорова, Е.И.Киргинекова и др.
Руководил коллективом школы Сампир Захарович Кызласов, человек с большими организаторскими способностями. Школа в 1964-1970 гг. во время его директорства была экспериментальной площадкой министерства образования РСФСР. На базе Кызласской школы проводилась практическая часть научно-практических конференций, семинаров МО РСФСР, Хакасской автономной области, апробировались экспериментальные программы национальных школ РСФСР. Ряд учителей принимал участие в создании учебников хакасского языка и методических пособий. Например, Мария Кадановна Чебочакова участвовала в издании методических пособий по грамматике хакасского языка для старшеклассников, а Раиса Андреевна Канзычакова была соавтором учебника по хакасской литературе для младших классов. Учителя школы участвовали в региональных семинарах, слетах. Так, Галина Галеевна Хакимова была участником зонального семинара Сибири и Дальнего Востока учителей биологии, а Вера Сампировна Амзаракова - делегатом второго Всесоюзного съезда учителей. Производственное обучение было на высшем уровне со всеми сельскохозяйственными машинами и обеспечением продуктами школьной столовой. Теплица школы давала прибыль, выращивая рассаду огородных культур, школа обеспечивала население не только Кызласа, но и других ферм совхоза. Был озеленен дикорастущими и культурными деревцами пришкольный участок».
В период с 1970 по 1987 год директорами школы были Степан Назарович Кызласов, Филипп Трофимович Боргояков, Валерий Семенович Бурнаков, Алефтина Абрамовна Котюшева, Гаврил Григорьевич Тюкпеев, Георгий Николаевич Доможаков, Иван Николаевич Карачаков, Ефим Константинович Мишаков, Николай Васильевич Сагалаков, Мария Кадановна Чебочакова. В последующие годы коллектив школы возглавили Владислав Семенович Бурнаков, Анатолий Иннокентьевич Канзычаков, Надежда Степановна Чанкова, Галина Пахомовна Костякова, в настоящее время директором является Виктор Михайлович Чанков.
В 1987 году школа переселилась в новое трехэтажное здание. В 1997-м было принято решение о присвоении школе имени Р.А.Кызласова – председателя Хакасского облпотребсоюза, репрессированного в 1938 году. Школа по сей день находится в данном здании.
В.Чанков,
учитель истории

 

С вековым юбилеем!
Школа… как много ярких событий и незабываемых воспоминаний хранит в себе это слово. Сколько эмоций и впечатлений связано с ним. Ведь именно школа открывает нам двери во взрослую самостоятельную жизнь - начало большого пути.
Первого сентября 2007 года я переступила порог Кызласовской школы. Это был путь в совершенно другой мир. В мир, где каждый день не похож на предыдущий, где каждое мгновение – это поиск чего-то нового, интересного. Здесь я обрела настоящих друзей, определилась в выборе своих увлечений, научилась ставить цели и достигать их. Войдя в этот храм науки, чувствуешь теплоту, добро и любовь. Это место, где не только учат, но и воспитывают, помогают и наставляют, со многими учителями сложились тёплые отношения.
В этом году Кызласовской школе исполняется сто лет! Такое событие бывает в жизни лишь один раз. Я очень горда,  и для меня это огромная честь, что заканчиваю школу в её вековой юбилей.
Любимая школа, ты видела многое на своём веку: радость первоклассников первого сентября, слёзы выпускников на последнем звонке, мир чувств учеников. И в твой столетний юбилей хочу пожелать побольше трудолюбивых и талантливых учеников.
Алина Капсаргина, 
ученица 11 класса


 

Учитель в третьем поколении
Моей родной школе уже 100 лет или только 100 лет… есть повод задуматься. Школу мы заканчивали много лет назад, счастливые и  «взрослые», с чувством полного удовлетворения мы  отправились в большую дорогу жизни, навстречу всему интересному, что нас ожидало.
Экзамены, выпускной пролетели незаметно, и вот заветный аттестат уже на руках, мы думали, что никогда больше не вернемся в стены школы. Кто бы мне сказал тогда, что я еще вернусь, но совсем уже в другом качестве, ни за что бы не поверила.
Моя бабушка проработала значительную часть своей жизни в Кызласовской школе, была учителем русского языка и литературы. Все помнят ее как строгого и справедливого педагога, требовательного и одновременно веселого. Нина Александровна Тинникова - учитель, уважаемый человек, а для меня она всегда была доброй, заботливой и нежной бабушкой, я ее никогда не видела в строгом костюме или у доски перед учениками. И сейчас, когда мне говорят, что она была прекрасным учителем, взрастившим много талантливых выпускников,  это является открытием для меня, ведь в такой ипостаси я ее никогда не видела, она осталась в памяти только как бабушка, моя любимая бабушка.
Мой отец Николай Терентьевич Боргояков приехал в Кызлас по распределению после института и работает тут уже около 30 лет. Помню, как я, ученица начальных классов, бегала с ним на работу, как он вышагивал с дипломатом в руках, а я бежала рядом, так как не успевала за его широкими шагами. Помню свое первое впечатление от просторных классов новой школы, ведь мы еще застали старую школу и учились в начальных классах именно там. Многие выпускники вспоминают о нем, как о требовательном учителе и человеке с тонким чувством юмора. 
Уже в детском возрасте у меня сформировалось огромное уважение к учительскому труду и образу учителя. Всегда с теплотой вспоминаю наших учителей, таких  молодых, красивых и амбициозных, они для нас являлись некими небожителями, людьми с непререкаемым авторитетом. И вот прошло много лет, и я встала с ними в один ряд.
Необыкновенное волнение, гордость за профессию… педагог в третьем поколении. Сначала казалось, что будет очень трудно: как все успеть, как за 45 минут вложить в детей знания, как справиться с толпой ребят, у которых активность превалирует над дисциплиной, как сделать все правильно, не навредить и вырастить достойных людей. Но каждый день приносит новый опыт и облегчает страхи прошлого. 
Мой педагогический путь только начинается и начинается в моей родной Кызласовской школе, которая дала мне знания, подарила много прекрасных моментов и надежд на будущее. А каков будет этот путь, мне предстоит только узнать. И  результатом моей педагогической деятельности будут мои ученики, самые замечательные и добрые, которые  в будущем, я надеюсь, станут достойными людьми и гражданами нашей страны.
Ю.Потнина, 
учитель 
начальных классов

 

Комментировать  

Другие новости