Архив
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

И пошли поезда…

250 6 августа 2019 | Общество

И пошли поезда…

Весна 1949 года. Страна поднимается из пепла войны. Идет строительство железнодорожной магистрали Сталинск (Новокузнецк) – Абакан. Новая дорога должна соединить Кузбасс с Восточной Сибирью кратчайшим путем. 
Строительство началось еще в 1948 году, предстояло пробить дорогу сквозь отроги Абаканского хребта. Это не смущало ни изыскателей, ни строителей. Они были уверены, что преодолеют все трудности. Трудовая эпопея, рассчитанная на 4 года, затянулась на 9 лет. 
В декабре 1949 г. стальные рельсы новой магистрали прошли по ковыльной степи до Аскиза и там разделились. Одна колея пошла по степи, переходя к скальным прижимам вдоль реки Абакан на железорудную Абазу, вторая устремилась к Кузбассу. Уже в 50-м году открыли временное движение поездов от Абакана до Аскиза. Но дорога строилась плохо: путь укладывали фактически на землю. Не думали и о жилье для рабочих: многие жили семьями в грузовых вагонах или фанерных домиках, бараках. 
Вот что вспоминают старожилы о том далеком 1949 годе. Была ранняя весна. Буйно цвела черемуха в районах улиц Деповская и Промышленная. На этом месте также росло много шиповника, ярко цвели пикульки, подснежники и синие лютики. Место, где возник поселок, было болотистым. Было много птиц, встречались козочки с детенышами, рыжие лисы и множество сусликов.
Река Аскиз разлилась той весной до нынешней улицы Октябрьской. Вдоль реки тогда росли огромные тополя, которые позже вырубили на строительство домов, возводившихся без плана и разрешения, поэтому поселок за рекой долгое время называли Нахаловкой. Наша река Аскиз в то время была большая и очень бурная. В ней водилось много рыбы, такой как черный хариус и налим. По ней сплавляли огромное количество леса. Мальчишки связывали по два бревна, садились на них и спускались по сильному течению. 
Понемногу поселок стали озеленять: школьники на уроках труда сажали тополя – это придавало поселку красивый вид, но главной целью было осушение болотистой местности.
В конце улиц Партизанская и Советская было озеро, там плавали дикие утки, а красавицы-совы гнездились в зеленых зарослях. Ребятишки собирали утиные яйца и относили их домой. На острове собирали костянику, грибы и кислицу.
В 49-50 годах на ст.Аскиз было построено большое количество промышленных предприятий.Одной из первостепенных задач для посёлка являлось строительство пекарни для обеспечения строителей хлебом. Она открылась в 1949 году и до сих пор с оборудованием тех лет обеспечивает наше население хлебобулочными изделиями. 
Рядом с ныне действующим спорткомплексом был открыт первый рынок, куда из близлежащих деревень на лошадях привозили сельхозпродукцию.
В эти годы были построены комбинат бытового обслуживания, где шилась одежда для строителей, две электростанции, железнодорожный клуб, средняя школа, детский сад, ясли, коммунальная баня, две столовые и ОРС, а также административные учреждения: линейная милиция, прокуратура, судебный участок, сберкасса.
На строительство железной дороги съезжалась молодежь со всего Советского Союза. Естественно, возникла необходимость в открытии узла связи. Его открыли по ул.Октябрьской в здании барачного типа, сейчас это пятиэтажный дом № 24. Первым начальником почтового отделения была В.А.Крюкова. 
Очень важным для строителей было оказание своевременной медицинской помощи. История поселковой больницы начинается с 1949 года. Тогда был открыт фельдшерско-акушерский пункт – небольшой щитоблочный домик, построенный в форме буквы «П». Вокруг был редкий лес, а по весне здесь цвели жарки. 
С ростом населения возникла необходимость в создании амбулатории. Вели прием педиатр, зубной врач (М.В.Бабаш), терапевт (Иванов) и хирург (Н.Ф.Губарев). В то время уже работала «Скорая помощь», на вызовы выезжали на лошадях. 
В 1959 году в центре поселка появилось двухэтажное белокаменное здание – больница на 105 коек.
С 1949 года ведет свою историю и средняя общеобразовательная школа. Она находилась в 2-этажном деревянном здании по улице Советской, рядом стоял барак-интернат. На первом этаже были расположены классы, на втором жили учителя. Учились в три смены, в классах стояли самодельные рубленые парты, столы и доска. Первым директором школы был Ю.М.Шишлянников. 
В 1951 году начали строить новую школу, и 22 октября 1953 года занятия начались уже в новом двухэтажном здании (оно и сейчас остается главным корпусом школы). С этого времени школа стала десятилеткой. А позже, уже в 80-х годах, были построены еще два здания школы. 
Большая строительная работа началась с середины 1952 года. В районе улице Путейской была открыта база, где изготавливали бетон для строительства. Начали возводить 2-этажные дома. Первый дом был построен по нынешнему переулку Железнодорожному, после – дома по улице Вокзальной. Каждая семья получала по комнате, квартиры были коммунальными. 
Первый стадион был построен на территории будущей пожарной части. По выходным проходили различные мероприятия и соревнования, всегда собиравшие много народу. Недалеко от стадиона была танцевальная площадка под открытым небом. Был сооружен небольшой навес с экраном, где показывали фильмы. Приезжали самодеятельные коллективы с концертами.
В 1953 году был возведен клуб железнодорожников. Первым директором была назначена А.И.Андреева. В клубе проходили концерты художественной самодеятельности, был организован ансамбль народных инструментов. В 1954 году в этом здании открылась железнодорожная библиотека. Там же, в клубе, была оборудована кинобудка, и просмотр фильмов стал неотъемлемой частью вечернего досуга жителей.
Решением исполкома Аскизского районного Совета депутатов трудящихся от 27 апреля 1957 года был образован Аскизский поселковый Совет при ст.Аскиз. 
1 декабря 1959 года была принята в постоянную эксплуатацию магистраль Сталинск – Абакан с веткой Аскиз – Абаза. Приняты в эксплуатацию локомотивное депо (первый начальник С.И.Острого), вагонное депо (В.Ф.Бесталанных), Аскизская дистанция пути (Н.В.Калабухов), дистанция сигнализации и связи (А.С.Воропаев). Первым исполняющим обязанности начальника станции был И.М.Ермолаев. 
12 декабря 1959 года в адрес строителей пришла правительственная телеграмма: «ЦК КПСС и Совет Министров СССР поздравляют коллектив строителей с окончанием строительства и сдачей в постоянную эксплуатацию новой железнодорожной линии Сталинск – Абакан и ветки Аскиз – Абаза». Ушла в историю жизнь в бараках, поставленных прямо на болоте, самозабвенный и тяжелейший труд при 40-градусном морозе и 30-градусной жаре. Осталась дорога. И пошли по ней поезда, повезли хлеб, руду, уголь, лес и сотни тысяч разных грузов.
М.Кузнецова, В.Скабина,
Аскизская поселковая библиотека.
Фото из открытых источников

Комментировать  

Фотогалерея