476 9 апреля 2021 | Наши люди
- В этом году исполнилось ровно 68 лет со дня восхода моего организма на сцену, - так начал свой рассказ гость редакции Анатолий Григорьевич Травников. – Я помню это мгновение, когда мы, группа мальчиков, вышли на сцену актового зала школы с песней, посвященной доблестным советским краснофлотцам. Даже спустя столько лет слова той песни я знаю наизусть. Зал был полон ребят, преподавателей и родителей, но волнения у меня никакого не было, скорее, наоборот – мечта начинала сбываться. А сейчас подошло время, когда я вынужден попрощаться с любимой сценой. И хочется это сделать ярко и от души!
Детство Анатолия Григорьевича пришлось на тяжелые сороковые годы. Его отец, Григорий Агеевич, много лет работал в органах НКВД, и поэтому семья часто переезжала с место на место. Глава семейства уходил на службу ни свет ни заря, а возвращаться мог глубокой ночью, и все домашние заботы ложились на хрупкие материнские плечи Марии Павловны. В 1949 году семья переехала в Бондарево, еще входившее в Аскизский район. Как вспоминает наш герой, детские годы, проведенные там, были интересными: отец держал коня, за которым ухаживал юный Анатолий, а затем появился мотоцикл – редкая вещь по тем временам. Частенько Григорий Агеевич брал сына с собой в Аскизский РОВД, где мальчика приветливо встречали сотрудники.
- Когда отец праздновал сорокалетие, к нему с поздравлениями прибыли аскизские милиционеры: приехала грузовая полуторка вся заполненная офицерами. С ними был начальник РОВД подполковник Константин Сорокин с семьей. Его супруга работала музыкальным педагогом и привезла с собой баян. В итоге всю ночь взрослые пели песни и плясали – а я был зачарован музыкой. До того она мне понравилась, что я всю ночь просидел рядом с баянисткой и просто слушал. Тогда это казалось чуть ли не волшебством: музыка, которая исходила из баяна в умелых руках, - рассказывает Анатолий Григорьевич. – Хотя и у нас в семье была гармошка, на которой отец немного играл, но так, для баловства. Позже папа купил настоящий тульский баян. Так и я начал приобщаться к азам музыки.
Вскоре в Бондарево появился учитель музыки Валентин Семаков. Он стал первым профессиональным наставником нашего героя. Уже позднее, сам став педагогом, Анатолий Григорьевич не раз встречался по работе с бывшим учителем.
Но главу семейства вновь перебрасывают с одного места службы на другое, а семья следует за ним. Надолго они сумели закрепиться в Красноярском крае: поначалу в селе Устюг, а затем в таежном селе Горевое. В этот период юный Толя активно участвует в самодеятельности, посещает театральный кружок и впервые выходит на сцену.
Продолжал заниматься музыкой сибиряк и в рядах Вооруженных сил. Там Анатолий Григорьевич устроился на учебу в Дом народного творчества на два года. Ему из дома прислали баян, и сержант Травников стал регулярно выступать перед однополчанами и командирами. Про его талант узнало командование, и вскоре он стал частым гостем на различных мероприятиях. Особенно отличился наш земляк во время концерта в Уссурийске в честь Международного женского дня.
Пока Анатолий служил в армии, его отец Григорий Агеевич, попав под сокращение, решил с семьей вернуться в Хакасию по приглашению старых товарищей. Обосновались в селе Бельтирское. И сыну строго-настрого наказали, чтобы, демобилизовавшись, он ехал только сюда. Так наш герой спустя много лет вновь вернулся домой.
- После армии я недолго сидел без дела. В Новомарьясово у меня жила родная тетя, преподаватель в сельской школе. Как-то я побывал на ее уроках, и это подтолкнуло меня заняться педагогической деятельностью. Тем более что в Бельтирском у нас по соседству жил Петр Соснин, завуч местной школы. Я с ним познакомился и чем-то, видимо, ему понравился, что он посодействовал моему трудоустройству, - рассказывает наш герой. - Тут уже самому пришлось задумываться об учебе. Сначала поступил в Минусинскую культурно-просветительную школу, затем были политехнический колледж и пединститут, но по различным причинам учеба моя не была завершена ни в одном заведении (смеется). Зато педагогический стаж составил сорок шесть лет: преподавал музыку, труд и физкультуру. Бывали времена, когда меня загружали работой выше крыши: как-то пожаловался директору, на свою голову, что часов мне не хватает, так сначала мне дали 20 часов в неделю, а позже и еще больше. Вот было время! Мастерские для занятий по труду я лично оборудовал: где только не выпрашивал инструменты, своей наглостью выбил станки – был настоящим энтузиастом своего дела.
Но все же особую страницу в жизни Анатолия Григорьевича занимало искусство: баян, музыка, песни, а также творческие люди, с которыми его связала судьба. Несмотря на полную занятость в школе, наш герой находил время для самодеятельности. «Можно сказать, что я был прописан в клубе!» – рассказывает он, смеясь. Когда в Бельтирское на должность худрука в Дом культуры приехал после учебы молодой талантливый музыкант Геннадий Коваленко, ровесник нашего героя и близкий по духу человек, молодые люди быстро нашли общий язык. Они начали петь дуэтом и организовывали хор при лесоперевалочном комбинате.
- Он был замечательный хоровик. Недаром окончил Минусинский культпросвет с красным дипломом. Руководил четырехголосным хором, с которым выступали на различных конкурсах. Однажды мы поехали всем хором на творческий отчет в Абакан. А в нашем коллективе было 106 человек – пять автобусов заняли. И когда весь хор выстроился на сцене и как грянул песню – эффект был потрясающий! Зал аплодировал стоя, даже члены жюри вскочили.
В 1964 году в лесокомбинат приехал новый председатель объединенного профсоюзного комитета Леонид Крашенинников – фронтовик и творчески одаренный человек. Благодаря его кипучей деятельности в Бельтирском активно стала развиваться художественная самодеятельность: появился в ДК духовой оркестр, поднялось театральное движение, большой упор делался на обучение детей. Анатолий Григорьевич с благодарностью вспоминает этого человека: строгий, но справедливый, Леонид Иванович многое сделал для творческих людей Бельтирского. Также наш герой отмечает замечательную работу руководителя духового оркестра Владимира Кискидосова, позже возглавившего детскую музыкальную школу.
- Эх, годы пролетели. Кажется, что все это происходило со мной недавно. Теперь иногда задаюсь вопросом: когда же я решил заниматься именно творчеством? И вот думаю, все-таки это было, когда я маленьким залез на крышу нашего дома и пел народные песни, которым учила меня мама. Мимо проходил пожилой мужчина, который окликнул меня: ну что, соловей! А хорошо ты поешь! Вот это было такое первое признание, - в заключение сказал Анатолий Григорьевич. - Так и иду по жизни с музыкой. И вот решил провести 11 апреля творческий вечер в Бельтирском Доме культуры, чтобы попрощаться с любимой сценой. Приглашаю всех желающих на этот концерт.
Максим Ахпашев.
Фото из архива А.Травникова