6140 20 ноября 2017 | Асхыс Чайааны
Когда растешь и когда молод еще, многого не понимаешь. Не понимаешь, на какой уникальной земле живешь, считаешь: земля как земля, горы как горы, реки как реки. А потом начинаешь понимать: э-э, не-ет, такой земли, как наша Хакасия, нигде больше нет. И глаза никакой другой земле уже не радуются. Это во-первых. Во-вторых, очень уважаю ученых, исследующих нашу землю, ее историю. К чему я?
Вот если бы не ученые-историки, как бы мы, живущие в ХХI столетии, отстаивали свою малую родину, искони принадлежавшую нашим предкам? Еще раз хочу сказать: «Да, мы оттуда, из глубины веков». И Хакасия – это наша историческая родина. Но ведь и киргизы считают, что якобы они родом отсюда. Якобы до 1703 года киргизы жили на территории Хакасии, потом их угнали джунгары, и на опустевшие земли пришли соседние племена: сагайцы, шорцы, бельтиры, качинцы, койбалы и т.д. Якобы смешение этих племен дало начало хакасскому народу. И, получается, наш народ не старше ХVIII века? Как вам такая история? Значит, не было могущественного древнехакасского государства, сложившегося в VI веке?
Обратимся к трудам ученых, и в первую очередь к книге И.Л.Кызласова «Хакасы. Основатели хакасоведения о важнейших вехах истории». В свою очередь Игорь Леонидович опирается на труды Л.Р.Кызласова, К.Г.Копкоева и других ученых.
Вряд ли те киргизы, которые пытаются хозяйничать на нашей земле, пренебрегая нашими обычаями, глубоко знают историю своего и нашего народов. А нам необходимо уметь давать грамотный и убедительный отпор.
Кто бы мог подумать, что события 1703 года будут иметь самое непосредственное отношение к сегодняшнему дню. Восстановим эти события благодаря ученым. В июле 1703 года две тысячи калмыцких воинов, выполняя приказ верховного правителя Джунгарского ханства «киргиз и киргизских кыштымов всех с женами и с детьми, и со скотом привести к себе», насильно угнали из Хакасии на Верхний Иртыш «полутысячи с три дымов». Сколько человек скрывается за таким числом и по какой причине было угнано население – историки все еще по-разному смотрят на то и другое. Однако для нас важнее другое: кто такие киргизы, которых угнали в Джунгарию, и действительно ли после этого угона наша земля опустела.
На самом деле, кыргызы Енисея не были отдельным народом. Был хакасский правящий род хырuыс.
В последние века до н.э. в несколько этапов переселенные с далекого юга гуннами на захваченные ими земли в качестве правящего этноса кыргызы (китайское произношение – гяньгунь или цзяньгунь) перестали быть отдельной народностью в результате смешения с аборигенами енисейских долин. Это смешение переселенцев – киргизов с местным населением – динлинами, создавшее новый народ хакасов, отмечено не только в письменных источниках древнего Китая, но и детально прослежено археологами в виде слияния двух разных древних культур, названное учеными таштыкской. После слияния властные функции оставались за кыргызами. Так внутри нового по составу народа сформировался правящий слой, и само имя кыргызов стало его обозначением. Мало того, это имя династийной группы переросло в название государства.
Термин «кыргыз» не был и не мог быть самоназванием всех племен, входивших в состав Древнехакасского государства, потому что во всех письменных источниках указывается, что кыргызы были малочисленны. В китайской «Новой истории династии Тан» прямо говорится, что «гяньгунь» (т.е. кыргызы) есть небольшой род», хотя там же указано, что в целом народонаселение государства хакасов «простиралось до нескольких сот тысяч (человек)». Это было сказано в 846 году.
О крайней малочисленности кыргызов говорят и русские источники: «А киргизы де и тубинцы люди небольшие, только многие землицы завладели и многое дурна чинят». О чем говорит этот документ? О том, что, во-первых, кыргызы – малочисленны; во-вторых, они господствуют над другими, так как «завладели многими». Все князья четырех хакасских княжеств являлись выходцами из Алтысар и были между собой прямыми родственниками. Хакасские князья и «лучшие люди» сами неоднократно подчеркивали, что их всего 100 человек.
А где же жили кыргызы? Где были их земли? Ведь территория «Киргизской землицы» была заселена хакасскими племенами. Оказывается, кыргызы не имели своей определенной территории. Почему? Да потому, что они не являлись отдельным народом, а представляли собой аристократический княжеский род, господствовавший и расселенный среди других родов и племен Хакасско-Минусинской котловины.
Известно, что хакасы разделялись на сjjки (сеоки). И только кыргызы собственных сjjков не имели, а сами составляли один сjjк. Поэтому не случайно сjjк хырuыс встречается среди качинцев, сагайцев и кызыльцев. Произошло это так потому, что кыргызы со времени своего появления на Среднем Енисее за многие последующие столетия растворились среди местных хакасских племен и, таким образом, сами стали хакасами. Будучи родом хакасов, они сами, конечно, жили среди других родов и племен: знаменитые алтысарские кыргызы кочевали вместе с кызыльцами на Белом Июсе; алтырские кыргызы – у сагайцев на реках Нине и Тёе; тубинские кыргызы – на реке Упсе (названной русскими Тубою) в окружении моторцев и байкотовцев.
Не имели кыргызы и своего самостоятельного языка. Никто из ученых так и не зафиксировал наличие кыргызского языка на Енисее в ХVII-XVIII веках. Между тем языки даже племен, подчинявшихся кыргызам, известны науке с 30-х годов ХVIII века.
Говоря об аристократическом роде кыргызов, нельзя рассматривать только долины Среднего Енисея. Власть кыргызского рода простиралась на обширные земли: на западе – от долины Оби (Кети и Чулыма на севере и Катуни на юге) до Чуны, Уды и Бий-Хема – на востоке. Оттого аристократический род кыргыз вошел в состав не только хакасов (кызыльцев, качинцев и сагайцев) и чулымцев, но и тувинцев, и алтайцев.
Таким образом, кыргыз – есть древний аристократический династийный род хакасов. И само слово «кыргыз» с раннего средневековья выступает не как наименование отдельного народа, а как политический термин, определяющий страну и население по имени их правителей. Так что современные киргизы не имеют никакого права называть Хакасию своей исторической родиной.
Перейдем теперь к событиям 1703 года.
«В сибиреведческой литературе давно утвердилось мнение о том, что так называемые енисейские киргизы в 1703 году были уведены в Джунгарию и что их земли остались пустовать», - так начинается статья Константина Григорьевича Копкоева, написанная 50 лет назад. К.Г.Копкоев поныне считается лучшим знатоком архивных документов той эпохи, и он обосновал, что после угона «кыргызов» (т.е. хакасов) земля наша не могла опустеть.
Угоняемые двигались одним маршрутом, но тремя группами через реки Аскиз, Балыксу, Мрассу, Кондому, Бию, Катунь, а, перейдя Иртыш, остановились у озера Кокорь, где и начали жить. Узнав об этом в августе 1703 года, воевода Кузнецка Б.А.Синявин несколько раз посылал за подтверждением произошедшего небольшие конные группы на Балыксу и Аскиз, в Шорию и на Горный Алтай. Следы угона были обнаружены, а сагайские земли оказались безлюдными. Однако вскоре кузнецкий воевода убедился, что «Киргизская землица» не пуста, и организовал два похода против «киргизов» в марте и декабре 1704 года.
В Томске сразу поступили по-иному: снарядили отряд в 500 человек и двинули в поход 12 декабря 1703 года. На речке Базыре казаки дали бой «киргизским и шустским и горным татарам», убили 26 «киргизских» людей, многих поранили, 144 человека взяли в плен и более 50 юрт разгромили. Когда отряд возвращался в Томск, на него напало более 50 человек «киргизов и шустских татар», которых возглавил Абыштай Барсакаев – двоюродный брат князя Улагача.
Таким образом, первый же русский отряд, вступивший после угона на территорию Хакасии, встретил здесь немало оставшихся людей.
В 1704 году из Томска снарядили и отправили три похода «на воров и изменников, на киргизских людей, чтобы за их воровство смирить войною, в разные места». В результате этих пяти походов 1704 года и одного похода 1705 года казаками было убито 380 «киргизских» людей и взято в плен 837 человек. Взятый в плен князь Кашка был казнен в Томске по приказу воеводы.
В другой части «Киргизской землицы» посланец Красноярска Иван Злобин встречал много ясачных людей, от которых в первом году было получено 346 соболей ясака. Сбор податей имел успех и на второй год.
Получается, джунгары не сумели осуществить выселение всех жителей Хакасии. Выселение коснулось также алтайцев (телеутов и теленгитов), тувинцев (саянцев), но они с койбальцами в пути сбежали. Когда угоняемые достигли вершин рек Таштыпа и Малдыра (Матура), «200 человек матар (мотор, т.е. койбал) да 100 человек саян (тувинцев) к контайше иттить не захотели и от черных калмыков отсиделись в осаде в камене».
О количестве людей, уведенных в джунгарские владения, прямых указаний в документах не обнаружено. Известно лишь от самих беглецов («киргиз-калмыков»), возвратившихся в середине ХVIII века из Джунгарии, что хунтайджи «захватил их всего 3000». По мнению ученых, эта цифра вполне реальна. Три тысячи человек составляло примерно четверть всего населения. Более трех четвертей хакасов оставалось на родине.
Судьба угнанных сложилась трагично. Русские решили воспрепятствовать возвращению на старые земли беженцев и буквально истребляли их. Особенно много невольников-хакасов разбежалось в 1756-1758 годах во время падения Джунгарского ханства под ударами маньчжурских войск Цинской династии Китая. Беглые возвращались на родину даже в 1775 году, т.е. 72 года спустя! Надо вдуматься в эти даты. Ведь это бежали уже не сами угнанные, а их дети и внуки! Никто не может сказать, что не было у хакасов чувства родины – кем бы они ни были: аристократами рода кыргыз или подчиненными им степняками и таежниками.
Джунгары хорошо понимали главенствующее значение правящего хакасского рода кыргыз и нанесли удар именно по нему, разрушив тем самым общественное устройство «Киргизской землицы». А хакасская земля осталась населена своими исконными жителями.
Галина Боргоякова
Фото из открытых источников