1351 26 ноября 2021 | Асхыс Чайааны
Я не степью хожу – я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее травяной картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь,
Ты природой написанный странный рецепт.
С.Кирсанов
Не задумывались, почему из всех лекарственных трав, употребляемых в качестве чая, особое место отведено чабрецу? Его по-разному называют: тимьян ползучий, богородская трава, боровой перец, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, фимиамник, чебарка, а хакасы – ирбен от.
Как часто мы живем, не задумываясь о сущности окружающего нас мира, не доискиваясь причины происходящего вокруг, не набираясь мудрости у природы и наших предков, погрязши в решении бытовых, финансовых, карьерных, рутинных вопросов. Думаем не о том, делаем не то и вообще как-то неправильно живем. Впрочем, вернемся к чабрецу.
Буквально на днях с дочерью искали в словарях, Интернете ответ на вопрос: чабрец и душица – это одно и то же или все-таки разное? Оказывается, ирбен (чабрец) и кӧлей от (душица) – разные растения. У них действительно чем-то схожий аромат, однако у душицы он выражен более слабо. В детстве мы почти постоянно пили душицу. Основное сходство чабреца и душицы заключается в противовоспалительном воздействии на организм, а внешне они существенно различаются. Чабрец – низкорослый, с небольшими соцветиями, а душица может достигать высоты полуметра, имеет ветвистые стебли, сиренево-розовые цветы, собранные «метелочкой».
Обе травы полезны, широко применяются народной медициной, но они абсолютно разные, поэтому при составлении лекарственных рецептов не могут заменяться друг другом.
В Хакасии, оказывается, произрастает 10 видов из рода Тимьян. Эти виды трудноразличимы.
«Сила духа» – именно так с древнегреческого переводится «чабрец». Раньше в праздник Богородицы этим ползучим растением украшали иконы в церкви и дома, поэтому его называют еще богородской травой.
Наши предки верили, что чабрец в доме не только защищает от болезней, но и помогает очищать разум и душу, отгонять нечистую силу. Хакасы именно с помощью чабреца проводят обряд очищения.
Алас – обряд очищения
Лечение любых болезней начинали с обряда окуривания «алас».
Ирбен – «богородскую траву» или можжевельник – «арчын», дымом которых очищали помещение от нечисти, применяли в качестве дезинфицирующих средств.
Ароматические травы кладутся на железный совочек с девятью горящими угольками. Больного начинали окуривать с ног, затем кадили над головой и заканчивали окуриванием постели и жилища. В это время лекарь произносил следующие заклинания:
«Алас-алас! Умывшись водой из Молочного озера,
Окурившись богородской травой из горы Сумеру,
Пусть человек очистится от злых сил!
Пусть дьяволы вернутся в свой мир!
Пусть жилище станет чистым и красивым! Алас-Алас!»
Обряд окуривания младенцев назывался «ызырых». Он применялся в профилактических целях от испуга. При окуривании на совочек клали девять горящих угольков, девять зернышек ячменя, семь щепоток соли и ирбен (богородскую траву). Обряд «ызырых» совершали на каждый девятый день новолуния.
Ирбен (чабрец) действовал на больного лучше плохого шамана. Он у хакасов считался первой лечебной травой. Применение лекарственных растений (их насчитывалось более 100 названий) уходит в глубь веков. В героическом эпосе упоминается волшебная «трехсуставная белая трава», которой ожидают погибших богатырей. По хакасским обычаям, лекарственные растения выкапывали утром, становясь со стороны восхода солнца. Вместо выкопанного корня клали белую шерстинку или серебряную монету и благодарили землю: «Мы тебя почитаем! Дай нам исцеление! Дай нам здоровье!» Заготовляли траву с июля и до первых заморозков. Пили лекарства только вечером, когда на небе появлялись звезды. Считалось, что в это время лекарство действует сильнее. Лечение начинали при новолунии. Во время лечения остерегались называть имя болезни, иначе думали, что она может усилиться.
Легенда об ирбен от
Когда-то в седой древности у кагана заболел любимый единственный наследник. Злые духи во время охоты наградили его кашлем. На глазах таял мальчик. Не помогали ему шаманские камлания.
Умирал сын кагана. Злая болезнь побеждала его. В отчаянии каган был готов отдать много золота и скота тому, кто вылечит наследника. А он тем временем уже и вставать не мог. Бледный, с исхудавшим лицом, прилипшими ко лбу волосами, лежал неподвижно в юрте сын кагана.
И вот к порогу жилища подошла бедная женщина, молча вошла, развернула узелок, достала щепотку сухой травы, бросила ее в очаг. Приятный запах распространился по юрте. Юноша затих, перестал кашлять, уснул. А женщина приготовила настой из целебных трав и велела напоить им больного.
С целебных трав стал поправляться сын кагана. А трава эта называлась чабрец, или богородская. А мы зовем ее ирбен. Ею окуривают юрты, скот, многие праздники начинаются с очищения травой ирбен.
Ирбен тойы
7 июля на турбазе «Уйтак» прошел праздник Ирбен оттың тойы. Инициатором является центральная районная библиотека им. М. Е. Кильчичакова, принимают участие все библиотеки района. Праздник проводится второй год.
Спросим себя: почему именно 7 июля? Оказывается, существует праздник «Ирбен чулҷаң ӱлӱкӱн» – праздник заготовки ирбен от, который у хакасов считается самым первым лечебным средством и защитой от злых духов. По народным обычаям, 7 июля у хакасов отмечается праздник «Кӧк пуға». Синий бык, согласно мифам, был носителем жизненной силы (хут) всего скота. К 7 июля все лекарственные растения набирают силу, и наши предки рано утром, попросив благословения у природы и Солнца: «Ӧӧркi чайааннар, пӱӱнгi кӱнде пiске полызыңар! Минiң чоным хазых ползын, пай чуртазын. Минiң палаларым, пархаларым часкалығ, хазых ползыннар. Пӱӱнгi кӱнде тоғызыбыс кӧдiрiлзiн, тиилiзiн» и поклонившись на 4 стороны света, отправлялись собирать ирбен от. Собрав необходимое количество и поблагодарив местность, окуривали жилище, проводя обряд очищения от злых духов, обходили помещение 3 раза по часовой стрелке.
На Уйтаке 7 июля обряд очищения тела и души ирбен оттаң с разными благопожеланиями провели базинцы, а обряд кормления От ине провела шаманка Н.Е.Сагалакова. Было проведено небольшое театрализованное представление с участием девушек, символизирующих 4 стороны света. Нужно сказать, такого обилия национального костюма редко где увидишь. Поляна на турбазе пестрела всеми цветами радуги. Не только участники мероприятия, но и гости приехали в национальной одежде. Кто-то ходил в одеянии древних греков: праздник проводился в форме фестиваля.
Гостья из Абакана – исполняющая обязанности директора Хакасской республиканской специальной библиотеки для слепых Л.И.Джумашева – отметила, что аскизские библиотекари используют разные формы работы с населением для привития интереса к книге и чтению. На празднике было проведено два конкурса: выразительное чтение 18-й страницы «Книганы тадырада хығырары» и состязание в благопожеланиях «Алғыстастар». Не меньше 30 участников собрал первый конкурс. Отрадно, что среди них было много детей, и все в костюмах. Читали на хакасском, русском – кому что попадется. Между выступлениями участников ведущая Любовь Алексеевна Мамышева, библиотекарь из Нижней Теи, успевала рекламировать ирбен от, вызывая смех у зрителей. Во втором конкурсе, помимо благопожеланий, люди исполняли алыптығ нымахи, пели тахпахи. Участница Алефтина Васильевна Карамашева наизусть читала героическое сказание «Хан Мирген». Прекрасная память у женщины! Еще две участницы привлекли внимание зрителей – это сестры Аима и Аселия Боргояковы из Нижней Теи. Совсем еще юные, они отлично владеют искусством исполнения тахпахов. Старшую уже приходилось видеть на сцене (в прошлом году она стала победителем республиканского конкурса «Чылтызахтар»), и младшая, оказывается, ничем не уступает ей. Думаю, мы еще услышим о них в будущем, о внучках Аграфены Арсентьевны Боргояковой (Чустугешевой), дочерях Геннадия и Ирины. Они обязательно прославят Тейскую землю.
Ведущая между тем выразила надежду, что со временем среди хакасов родятся мальчики, и нарекут их именем Ирбен, и будут они сильные духом, потому как ирбен от – это мужская трава, а кӧлей от – женская.
После конкурсов народ двинулся отведать чаи с разными вкусностями, представленными верх-аскизцами. Чайная церемония никого не оставила равнодушным. Девять разных видов чая с удовольствием испробовал и стар и млад, в их числе и я, конечно. Все было знакомо, но впервые в жизни попробовала чай из крапивы. Взяла на вооружение. Нужно отметить красоту оформления столов, изящность посуды, дополненные улыбками и красотой хозяек.
Многих привлекла выставка книг «Чабрец в лирике». Другие после чайной церемонии отправились принять участие в хакасских национальных играх-конкурсах: «Метание аркана», «Айра» (игра с костями), рукоборье «Хол пазыс», перегонки на чурбанах.
Все участники конкурсов были награждены благодарностями, грамотами и призами. А в конце всех без исключения ждал богатый бесплатный обед, приготовленный силами и умением есинцев и кызласцев. Все это стало возможным благодаря щедрости спонсоров: Елены Вадимовны Бурнаковой, Натальи Сергеевны Киргинековой, Натальи Викторовны Темеровой, Георгия Терентьевича Боргоякова, Тарины Аркадьевны Токояковой, Адрея Серафимовича Асочакова, Зинаиды Абрамовны Чичининой и всех бибилиотекарей.
Спасибо вам, дорогие библиотекари, за прекрасный праздник. Отдельное спасибо за вашу печатную продукцию, откуда почерпнула много интересной информации и использовала ее в данной публикации.
Галина Боргоякова
газета "Аскизский труженик" 2018 год.