Рубрики

Дар природы – ирбен от

1351 26 ноября 2021 | Асхыс Чайааны

Дар природы – ирбен от

Я не степью хожу – я хожу по аптеке,
Разбираясь в ее травяной картотеке.
Беспредельная степь, бесконечная степь,
Ты природой написанный странный рецепт.

С.Кирсанов

Не задумывались, почему из всех лекарственных трав, употребляемых  в качестве чая, особое место отведено чабрецу? Его по-разному называют: тимьян ползучий, богородская трава, боровой перец, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, фимиамник, чебарка, а хакасы – ирбен от.
Как часто мы живем, не задумываясь о сущности окружающего нас мира, не доискиваясь причины происходящего вокруг, не набираясь мудрости у природы и наших предков, погрязши в решении бытовых, финансовых, карьерных, рутинных вопросов. Думаем не о том, делаем не то и вообще как-то неправильно  живем. Впрочем, вернемся к чабрецу.
Буквально на днях с дочерью искали в словарях, Интернете ответ на вопрос: чабрец и душица – это одно и то же или все-таки разное? Оказывается, ирбен (чабрец) и кӧлей от (душица) – разные растения. У них действительно чем-то схожий аромат, однако у душицы он выражен более слабо. В детстве мы почти постоянно пили душицу. Основное сходство чабреца и душицы заключается в противовоспалительном воздействии на организм, а внешне они существенно различаются. Чабрец – низкорослый, с небольшими соцветиями, а душица может достигать высоты полуметра, имеет ветвистые стебли, сиренево-розовые цветы, собранные «метелочкой».
Обе травы полезны, широко применяются народной медициной, но они абсолютно разные, поэтому при составлении лекарственных рецептов не могут заменяться друг другом.
В Хакасии, оказывается, произрастает 10 видов из рода Тимьян. Эти виды трудноразличимы.
«Сила духа» – именно так с древнегреческого переводится «чабрец». Раньше в праздник Богородицы этим ползучим растением украшали иконы в церкви и дома, поэтому его называют еще богородской травой.
Наши предки верили, что чабрец в доме не только защищает от болезней, но и помогает очищать разум и душу, отгонять нечистую силу. Хакасы именно с помощью чабреца проводят обряд очищения.
Алас – обряд очищения
Лечение любых болезней начинали с обряда окуривания «алас».
Ирбен – «богородскую траву» или можжевельник – «арчын», дымом которых очищали помещение от нечисти, применяли в качестве дезинфицирующих средств. 
Ароматические травы кладутся на железный совочек с девятью горящими угольками. Больного начинали окуривать с ног, затем кадили над головой и заканчи­вали окуриванием постели и жилища. В это время лекарь произносил следующие заклинания:
«Алас-алас! Умывшись водой из Молочного озера, 
Окурившись богородской травой из горы Сумеру, 
Пусть человек очистится от злых сил! 
Пусть дьяволы вернутся в свой мир!
Пусть жилище станет чистым и красивым! Алас-Алас!»
Обряд окуривания младенцев на­зывался «ызырых». Он применялся в профилактических целях от испуга. При окуривании на совочек клали де­вять горящих угольков, девять зерны­шек ячменя, семь щепоток соли и ирбен (богородскую траву). Обряд «ызырых» совершали на каждый девятый день но­волуния.
Ирбен (чабрец) действовал на больного лучше плохого шамана. Он у хакасов считался первой лечебной тра­вой. Применение лекарственных расте­ний (их насчитывалось более 100 назва­ний) уходит в глубь веков. В героиче­ском эпосе упоминается волшебная «трехсуставная белая трава», которой ожидают погибших богатырей. По ха­касским обычаям, лекарственные расте­ния выкапывали утром, становясь со стороны восхода солнца. Вместо выко­панного корня клали белую шерстинку или серебряную монету и благодарили землю: «Мы тебя почитаем! Дай нам ис­целение! Дай нам здоровье!» Заготов­ляли траву с июля и до первых замороз­ков. Пили лекарства только вечером, ко­гда на небе появлялись звезды. Счита­лось, что в это время лекарство действу­ет сильнее. Лечение начинали при ново­лунии. Во время лечения остерегались называть имя болезни, иначе думали, что она может усилиться.
Легенда об ирбен от
Когда-то в седой древности у кагана заболел любимый единст­венный наследник. Злые духи во время охоты наградили его каш­лем. На глазах таял мальчик. Не помогали ему шаманские камла­ния.
Умирал сын кагана. Злая болезнь побеждала его. В отчаянии каган был готов отдать много золота и скота тому, кто вылечит наследни­ка. А он тем временем уже и вставать не мог. Бледный, с исхудав­шим лицом, прилипшими ко лбу волосами, лежал неподвижно в юрте сын кагана.
И вот к порогу жилища подошла бедная женщина, молча вошла, развернула узелок, достала щепотку сухой травы, бросила ее в очаг. Приятный запах распространился по юрте. Юноша затих, пе­рестал кашлять, уснул. А женщина приготовила настой из целеб­ных трав и велела напоить им больного.
С целебных трав стал поправляться сын кагана. А трава эта на­зывалась чабрец, или богородская. А мы зовем ее ирбен. Ею окуривают юрты, скот, многие праздники начинаются с очищения травой ирбен.
Ирбен тойы
7 июля на турбазе «Уйтак» прошел праздник Ирбен оттың тойы. Инициатором является центральная  районная библиотека им. М. Е. Кильчичакова, принимают участие все библиотеки района. Праздник проводится второй год.
Спросим себя: почему именно 7 июля? Оказывается, существует праздник «Ирбен чулҷаң ӱлӱкӱн» – праздник заготовки  ирбен от, который у хакасов считается самым первым лечебным средством и защитой от злых духов. По народным обычаям, 7 июля у хакасов отмечается праздник «Кӧк пуға». Синий бык, согласно мифам, был носителем жизненной силы (хут) всего скота. К 7 июля все лекарственные растения набирают силу, и наши предки рано утром, попросив благословения у природы и Солнца: «Ӧӧркi чайааннар, пӱӱнгi кӱнде пiске полызыңар! Минiң чоным хазых ползын, пай чуртазын. Минiң палаларым, пархаларым часкалығ, хазых ползыннар. Пӱӱнгi кӱнде тоғызыбыс кӧдiрiлзiн, тиилiзiн» и поклонившись на 4 стороны света, отправлялись собирать ирбен от. Собрав необходимое количество и поблагодарив местность, окуривали жилище, проводя обряд очищения от злых духов, обходили помещение 3 раза по часовой стрелке.
На Уйтаке 7 июля обряд очищения тела и души ирбен оттаң с разными благопожеланиями провели базинцы, а обряд кормления От ине провела шаманка Н.Е.Сагалакова. Было проведено небольшое театрализованное представление с участием девушек, символизирующих 4 стороны света. Нужно сказать, такого обилия национального костюма редко где увидишь. Поляна на турбазе пестрела всеми цветами радуги. Не только участники мероприятия, но и гости приехали в национальной одежде. Кто-то ходил в одеянии древних греков: праздник проводился в форме фестиваля.
Гостья из Абакана – исполняющая обязанности директора Хакасской республиканской специальной библиотеки для слепых Л.И.Джумашева – отметила, что аскизские библиотекари используют разные формы работы с населением  для привития интереса к книге и чтению. На празднике было проведено два конкурса: выразительное чтение 18-й страницы «Книганы тадырада хығырары» и состязание в благопожеланиях «Алғыстастар». Не меньше 30 участников собрал первый конкурс. Отрадно, что среди них было много детей, и все в костюмах. Читали на хакасском, русском – кому что попадется. Между выступлениями участников ведущая Любовь Алексеевна Мамышева, библиотекарь из Нижней Теи, успевала рекламировать ирбен от, вызывая смех у зрителей. Во втором конкурсе, помимо благопожеланий, люди исполняли алыптығ нымахи, пели тахпахи. Участница Алефтина Васильевна Карамашева наизусть читала героическое сказание «Хан Мирген». Прекрасная память у женщины! Еще две участницы привлекли внимание зрителей – это сестры Аима и Аселия Боргояковы из Нижней Теи. Совсем еще юные, они отлично владеют искусством исполнения тахпахов. Старшую уже приходилось видеть на сцене (в прошлом году она стала победителем республиканского конкурса «Чылтызахтар»), и младшая, оказывается, ничем не уступает ей. Думаю, мы еще услышим о них в будущем, о внучках Аграфены Арсентьевны Боргояковой (Чустугешевой), дочерях Геннадия и Ирины. Они обязательно прославят Тейскую землю.
Ведущая между тем выразила надежду, что со временем среди хакасов родятся мальчики, и нарекут их именем Ирбен, и будут они  сильные духом, потому как ирбен от – это мужская трава, а кӧлей от – женская.
После конкурсов народ двинулся отведать чаи с разными вкусностями, представленными верх-аскизцами. Чайная церемония никого не оставила равнодушным. Девять разных видов чая с удовольствием испробовал и стар и млад, в их числе и я, конечно. Все было знакомо, но впервые в жизни попробовала чай из крапивы. Взяла на вооружение. Нужно отметить красоту оформления столов, изящность посуды, дополненные улыбками и красотой хозяек.
Многих привлекла выставка книг «Чабрец в лирике». Другие после чайной церемонии отправились принять участие  в хакасских национальных играх-конкурсах: «Метание аркана», «Айра» (игра с костями), рукоборье «Хол пазыс», перегонки на чурбанах.
Все участники конкурсов были награждены благодарностями, грамотами и призами. А в конце всех без исключения ждал богатый бесплатный обед, приготовленный силами и умением есинцев и кызласцев. Все это стало возможным благодаря щедрости спонсоров: Елены Вадимовны Бурнаковой, Натальи Сергеевны Киргинековой, Натальи Викторовны Темеровой, Георгия Терентьевича Боргоякова, Тарины Аркадьевны Токояковой, Адрея Серафимовича Асочакова, Зинаиды Абрамовны Чичининой и всех бибилиотекарей.
Спасибо вам, дорогие библиотекари, за прекрасный праздник. Отдельное спасибо за вашу печатную продукцию, откуда почерпнула много интересной информации и использовала ее в данной публикации.
 

Галина Боргоякова

газета "Аскизский труженик" 2018 год.
 

Комментировать  

Другие новости