5794 7 сентября 2017 | Асхыс Чайааны
Рано или поздно справедливость торжествует, все расставляется по местам. Но как обидно, когда для ее торжества уходят порой десятилетия, а то и века. Состоявшаяся 23-25 августа Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы этногенеза хакасского народа», посвященная 100-летию первых съездов хакасского народа и возрождения народного имени, - тому свидетельство.
1917 – 2017. Две даты с разницей в 100 лет. Сколько же жертв принесено за это время, в том числе совсем еще молодого Степана Дмитриевича Майнагашева, одного из лучших сыновей хакасского народа, инициатора и организатора первых съездов, прошедших в апреле и июне 1917 года, то есть сразу же за свержением царской власти в России.
24 августа, во второй день конференции, возле здания ХакНИИЯЛИ состоялось открытие мемориальной доски С.Д.Майнагашеву. В митинге приняли участие В.А.Крафт, П.И.Воронин, В.М.Торосов, В.Н.Тугужекова, Г.И.Майнагашев, В.Е.Майногашева, В.Н.Кученов и другие. Идея установления мемориальной доски принадлежит республиканскому совету старейшин, автор и исполнитель – Вячеслав Николаевич Кученов. Директору хакасского краеведческого музея А.И.Готлибу была передана посмертная награда С.Д.Майнагашева – орден «Алып» за номером 004, учрежденный республиканским советом старейшин хакасского народа.
В этот же день состоялась сама конференция. В пленарной части с приветственными словами выступили Глава Республики Хакасия В.М.Зимин, депутат Верховного Совета РХ С.В.Комаров, Председатель совета старейшин П.И.Воронин. В.М.Торосову была вручена почетная грамота Президента России В.В.Путина, А.И.Сунчугашеву – орден «За заслуги перед Хакасией», И.Л.Кызласову, В.П.Кривоногову, В.Н.Тугужековой, Ю.Г.Сагалакову, В.М.Тутатчикову – благодарности Правительства Хакасии. Также были вручены благодарственные письма Верховного Совета РХ.
Слушая доклады ученых, думала: «Чем выше стоит человек, тем он проще. Прав был Л.Н.Толстой, говоря, что «там нет красоты, где нет простоты». Затаив дыхание, зал слушал Игоря Леонидовича Кызласова, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института археологии Российской академии наук. А говорил он просто, не засоряя речь иноязычными словами, не выпячивая себя. «Буду делиться с вами собственными мнениями, выставляю их для вашей оценки и обсуждения». На докладе И.Л.Кызласова остановлюсь чуть позже.
Каждое слово доктора исторических наук, профессора Сибирского федерального университета Виктора Павловича Кривоногова пронизано любовью к нашему народу. Ученый 40 лет жизни посвятил Хакасии, объездив все 150 населенных пунктов республики. Рассказывая о современном состоянии хакасского этноса, В.П.Кривоногов привел много конкретных цифр в сравнении и задал вопрос: «Имеет ли будущее такой малочисленный народ, как хакасы?» В пользу того, что хакасы сохранятся как этнос, привел следующие доводы: хотя рост численности не увеличивается, но и не падает; тип расселения (в сельской местности) остался прежним; доля хакасов среди других национальностей в республике сохраняется (11%), количество смешанных браков, которые, конечно же, не способствуют сохранению языка, растет медленно: 76% хакасов вступает в брак между собой – срабатывает инстинкт самосохранения; изменилась ориентация метисов: если раньше только 40% из них считали себя хакасами, то теперь – 70%; большинство положительно относится к преподаванию в школе хакасского языка, охват изучающих свой родной язык 68%; каждый четвертый читает литературу на хакасском языке (маловато, но за 30 лет количество не изменилось); больше стало хакасских праздников; национальных фольклорных групп (раньше чуть ли не на носилках привозили стариков на конкурсы тахпахчи, а теперь со школьной скамьи поют); 40% хакасов придерживаются традиционной религии. А теперь о минусах: уменьшилось количество занятых традиционным хозяйством профессионально (5%), хотя 80% хакасов держат скот; меньше стало национальной одежды; уменьшается количество владеющих родным языком. Кстати, В.П.Кривоногов снимает все обвинения с учителей, школы в исчезновении языка, поскольку родной язык дается человеку до 7 лет. Запомните это, уважаемые родители! Знание ребенком родного языка целиком и полностью зависит от семьи и от среды.
Теперь о докладе И.Л.Кызласова. В первый день конференции в ХакНИИЯЛИ состоялась презентация его книги «Хакасы. Основоположники хакасоведения о важнейших вехах истории. К 100-летию возрождения народного имени». Делегаты второго дня конференции имели возможность получить эту бесценную книгу и другую литературу бесплатно: все расходы по проведению 3-дневного мероприятия Правительство Хакасии взяло на себя.
В книге и докладе Игорь Леонидович останавливается на трех ключевых вопросах: об имени в истории нашего народа; об угоне джунгарами обитателей наших земель в 1703г., якобы вызвавшем опустошение страны и общую смену населения; о происхождении и месте первоначальной родины современного кыргызского народа, который сегодня активно воздействует на жизнь хакасов и Республики Хакасия.
Все эти вопросы стары: они ставились еще 200 лет назад в самых первых исследованиях Сибири. Однако они актуальны и в настоящее время.
Итак, как нам называть себя: хакас, тадар или хоорай? Например, лично я стараюсь называть себя хакаской, хотя частенько проскальзывает тадар, от которого стараюсь избавиться, ну а хоорай с самого начала вызывало неприятие. На втором съезде хакасского народа, проходившем в течение 10 дней в Чаркове в июне 1917 года, где участвовало 75 человек, С.Д.Майнагашевым было предложено называть себя хакасами, а землю – Хакасией. Так вернулось народу древнее имя предков. Вообще-то «хакас» как общее для народа имя уже с 1906 года предлагалось в широкой печати А.А.Яриловым – ученым-естествоиспытателем, заведующим Минусинским музеем, некогда младшим гимназическим другом Н.Ф.Катанова.
Интересно, а как же называл себя наш первый ученый, доктор сравнительного языкознания Николай Федорович Катанов? Судя по изданным материалам, он не поднимал в них вопроса об общем имени родного народа. Бытует мнение, что сам Катанов считал себя татарином. Оно основано на словах автобиографии: «Отец мой был татарин племени Сагай, а мать – татарка племени Каш, колена Пюрют». Однако Николай Федорович татарином ни себя, ни свой народ не считал. Просто в работах нелингвистического характера, написанных по-русски, он строго использовал только официально принятые тогда в России наименования. Поэтому он называл хакасов татарами (минусинскими, абаканскими, качинскими и др.) или инородцами (качинскими, сагайскими и др.). Татарами, как мы знаем, русский народ называл всех иных народов Востока, как нераздельную темную массу. Со временем оно было вживлено и в сознание хакасов. Если вчитаемся в слова автобиографии, то заметим, что Катанов именовал людей по сjjкам (по родовым коленам). Не татарином считал себя Николай Федорович, он был сагайцем, поскольку в царский период, помимо русского названия татары (хакасское произношение тадар), у хакасов общего имени не было.
Для хакасов отсутствие общего имени – следствие тяжелейших иноземных нашествий позднего Средневековья и начала Нового времени. Политическое единство хакасских земель, всегда имевших разноплеменное и разноязыкое население, до последнего удерживалось княжеским управлением династийного рода Хырuыс. Патриарх тюркологов, академик В.В.Радлов в 1868 году сделал заключение, что «абаканские татары представляют собою смесь самых разнообразных и разнородных племен, но долголетним обращением между собою они слились в отношении языка и обычаев почти в одно целое» и «образуют что-то вроде национальности». Все это неизбежно требовало и общего народного имени. Бытовавшее колониальное имя «татары» для этого не годилось: во-первых, оно было чужим, навязанным народу после его покорения; во-вторых, в России оно обозначало и многие другие народы.
В китайских летописях указывалось имя обитавшего на Енисее народа – хагяс или хакас. Под хакасами китайские источники понимали разноязычное население могущественного Древнехакасского государства VI-XII вв., часть которого была тюркоязычной. Возрождая это славное имя, С.Д.Майнагашев для обоснования своих слов на II съезде к имени А.А.Ярилова добавил перечень ученых, к тому времени уже именовавших коренное население хакасами: А.А.Спицина (археолог, Петербург), Д.А.Клеменца (археолог, Минусинск, Петербург) и И.П.Кузнецова-Красноярского (золотопромышленник-краевед, Красноярск, Аскиз). Из хакасов-единомышленников С.Д.Майнагашева можно назвать И.Е.Барашкова, И.И.Аланова, И.И.Тютюбеева, Г.И.Кыштымова, К.П.Амзаракова, Н.И.Орешкова, С.И.Кауркова, Е.И.Чаркова, А.Н.Шоева, П.С.Доможакова, Н.И.Окунева, А.Райкова, Н.А.Аешина и русских О.О.Горбунова и В.Кузьмина. Хакасский народ услышал обращенное к нему русской наукой древнее имя своих предков, и ни разу на последующих съездах не возникли сомнения в правильности избранного общего народного имени. Общее самоназвание вело к объединению хакасского народа. И не случайно на конференции было принято решение увековечить память об общественном и политическом деятеле, лидере нашего народа С.Д.Майнагашеве в скульптуре.
Уже в наше время была попытка отыскать другое общее для народа имя – хоорай, следовательно, Хакасию нужно переименовать в Хонгорай. Как пишет И.Л.Кызласов, «в науке никогда не было, и сегодня нет никакого права каждого на собственное мнение, а всегда было и есть одно-единственное право – на обоснованное мнение, т.е. подтвержденное неопровержимыми фактами». Обосновав свое мнение многочисленными примерами из хакасского героического эпоса, тахпахов, песен, пословиц, благопожеланий, Игорь Леонидович убедительно доказал, что слово «хоорай» означает всю совокупность людей и не имеет никакого отношения к имени народа, а Хонгорой – это урочище на правобережье Енисея, где располагался старый монгольский центр ясачного сбора, куда ежегодно съезжались сборщики албана и уплачивающие его разноязыкие жители. И слово это не хакасское, а монгольское.
Так что будем называть себя славным именем – хакас.
Галина Боргоякова,
фото автора