808 22 июля 2019 | Общество
Проблема организации пастьбы скота в поселениях Аскизского района и вытекающие из нее разные сложности и даже беды давно уже стали реалиями нашей жизни. Читатели газеты знают, что в этом году администрация района очень серьезно взялась за исправление ситуации: на расширенном совещании обсудили план действий, создали специальную комиссию, периодически проводят рейды. Работа кипит, а буренки по улицам и дорогам бродить продолжают.
В райцентре, например, где в частных хозяйствах насчитывается порядка 3000 голов КРС, наличие одного-двух существующих стад проблему бродячего скота отнюдь не решит. А большего количества создать не получается: в пастухи идти желающих практически нет, а если кто и найдется, лошадью его обеспечить очень сложно, да и общий язык с владельцами животных не всем найти удается. В общем, причин – куча. А у сельской администрации забот немало. Если основательно заняться организацией пастьбы скота, упустишь другое… Получается, проблема бродячего скота превратилась в непобедимого монстра?
В соседнем селе Бондарево Бейского района, куда мы поехали перенять опыт, так не считают. Глава сельского Совета Елена Валерьевна Корнева, соглашаясь, что дело это непростое и требует времени, особых усилий и огромных хлопот, твердо убеждена: монстра победить можно. Не скрывает, что не сразу все получилось в их селах, что и по их улицам бычки и коровки бродили, и фермерские посевы и частные покосы портили. Когда в районной администрации обратили внимание на проблему и стали решать ее сообща, подключив полицию, ветеринарную службу, главы поселений только обрадовались такой помощи. В каждом селе находятся «герои», которым все нипочем, но и они после серьезного разговора с полицейскими теряют желание совершать свои «подвиги». Ветеринары оказывают помощь в бирковании животных.
Еще одним переломным моментом, по мнению Елены Валерьевны, стало повышение суммы штрафа за безнадзорный выпас скота. И хотя в Бондаревском сельсовете штрафными санкциями не злоупотребляют, хватило двух случаев. Слух быстро распространился по селу, а практичные его жители сразу прикинули, что гораздо выгоднее платить раз в месяц пастуху, чем быть оштрафованным на 3000 рублей сегодня раз, да еще завтра-послезавтра, за месяц неизвестно сколько раз.
На сегодняшний день частный скот поселений Совета собран в 6 гуртов: 4 в самом Бондарево, по одному в Маткечике и Киндирле. В самом маленьком пасется 120 животных, в самом большом – 400. Плата за пастьбу одного животного в Бондарево 380-400 рублей в месяц, в Маткечике, где самое большое стадо, – 250. Учитывая, что животных на подворье бондаревцы держат немало, плата доходит до 8, а то и 10 тысяч в месяц. А что поделать, ведь пастух за сохранность скотины ответственность несет, случись что, чем рассчитываться будет. Да и сама работа не из легких: с утра до вечера в седле на солнцепеке или под дождем не каждый выдержит.
Молодняк многие отправляют в гурты на отгонных выпасах, где животные содержатся круглосуточно в течение всего лета. Некоторые хозяева больших подворий пасут свой скот на собственных огороженных участках. Фермерское поголовье скота находится под присмотром специально нанятых для этого пастухов. С одним из них мне удалось поговорить. Не удержалась, задала вопрос, почему он предпочел работу у фермера за скромную плату сельскому стаду. Ответ, надо сказать, обескуражил: «Туда еще попасть надо, не каждого позовут…»
Конечно же, так было не всегда. Много усилий пришлось приложить главе сельсовета, чтобы найти постоянных и добросовестных пастухов. За одним таким в прошлом году в соседнее Чаптыково ездила. Уговорила, нашла домик в аренду, собрала сход и убедила жителей скинуться на лошадь. Люди откликнулись, «транспорт» пастуху приобрели и сразу отдали в собственность, чтобы бережнее эксплуатировал. За лето он не только долг отработал, но и на «безработную» зиму денег припас, а нынче вновь приступил к обязанностям.
Но это только на листе бумаги все абсолютно ладно да складно получается. Жизнь гораздо сложнее. Бывает, пастух загуляет и утром не выйдет на работу, жители тут же звонят главе, и она, бросив спозаранку домашние дела, отправляется поднимать помощника (он есть у каждого пастуха). Бывает, что какой-нибудь хитромудрый хозяин не хочет вносить плату за выпас, и опять арбитром в деле выступает глава. Тяжело найти участки для общественных выпасов в селе, где почти все пригодные для этого площади в частной собственности, еще сложнее закрепить их для этих целей на долгий срок. Но у Е.В.Корневой это потихоньку получается.
– Я просто уверена, организация пастьбы скота и решение всех связанных с ней проблем входят в число моих прямых обязанностей, – говорит Елена Валерьевна, – в противном случае в селе будет полный беспредел. Вопрос настолько сложный, что пустить его на самотек просто нельзя. Задача главы состоит в том, чтобы объединить людей, доходчиво объяснить выгоду, все правильно организовать, проконтролировать и помочь разрешить разногласия.
Честно говоря, Америку Елена Валерьевна этим не открыла, чего, впрочем, делать и не собиралась. Так, поделилась мыслями и деловым опытом. А мне бы очень хотелось, чтобы все это откликнулось добрым эхом в сердцах и умах глав наших поселений, ведь для того и ездили мы к соседям.
Считаете свои достижения лучшими, а мы их проворонили, пишите, звоните, извинимся и напишем про вас. Только помните: сельчане же вас для своей лучшей жизни избирают.
Анна Кутукова.
Фото А.Ковригина