Архив
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Быть или не быть хомысу?

496 15 октября 2021 | Асхыс Чайааны

Быть или не быть хомысу?

В чём уникальность любого народа? Да, в его материальной культуре, но более всего в духовной, выражающейся в его взглядах на мир, на бытие, отражающейся в трактатах, кодексах, отдельных высказываниях, стихах и песнях. Человек давным-давно, с доисторических времён простого мычания, понял, как можно изливать свою душу – через музыку, через песни. Почему у хакасского народа все старинные песни красивые, но сплошь грустные? Слушаешь их, и хочется плакать. Потому что весёлого в жизни мало было. 
А потом люди стали придумывать разные приспособления и аккомпанировать свои песни. Благодаря постоянному совершенствованию эти приспособления со временем превратились в чудесные музыкальные инструменты: чатхан, хомыс, ыых, хобырах, пыргы, туур, тимiр хомыс. Бойкий на ум народ придумал легенды о происхождении этих инструментов, звуки которых способны воспроизвести всё что угодно: вот встают перед глазами ковыльные степи, нагоняющие тоску и печаль от понимания бесконечности времени и скоротечности человеческой жизни, но вот пробежали по ним быстрые кони, а вот птицы защебетали – и становится на душе всё веселее и веселее и хочется жить и творить. Такова сила музыкальных инструментов.
А мастеров по их изготовлению – единицы! Разве что можно назвать Алексея Ананьевича Шулбаева, с 60-ых по 90-ые годы прошлого столетия занимавшегося поиском новых моделей музыкальных инструментов и аккустик, усовершенствованием эстететических качеств. Все мы знаем имя мастера Сергея Трофимовича Чаркова, специализирующегося на изготовлении чатханов, ыыхов и хобырахов. Мастерскую соорудил дома собственными силами. Основатель школы мастеров по изготовлению музыкальных инструментов по Сибири (Хакасия, Алтай, Тыва и т.д.), Чон узы Пётр Яковлевич Топоев поставлен в такие условия, что вынужден, как милостыню, просить у властей: «Пожалуйста, создайте мне нормальные условия для творения. Выделите помещение». Уму непостижимо! Да мы на руках должны носить наших МАСТЕРОВ! Не стань их, вся музыкальная культура хакасов придёт в упадок! А что мы имеем вместо понимания этой сверхважной проблемы? Бесконечную переписку, начиная с 2015 года.
Эта переписка у меня на руках. Вот, к примеру, ответ министра культуры РХ, датированный 16.11.2015г., на запрос председателя ВС РХ по культуре, образованию и науке: в нём признаётся важность поддержки народных мастеров, в том числе П.Я.Топоева, и предлагается разместить мастерскую в подвале Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева. Затем выражается сожаление по поводу отказа мастера от данного предложения из-за несоответствия помещения технологическим требованиям процесса изготовления инструментов. По той же причине П.Я.Топоев отказался от помещения, предложенного в Хакасской национальной гимназии им. Н.Ф.Катанова. И далее (цитирую): «Многие мастера за эти годы сумели обеспечить необходимую базу для работы на дому или построили собственные мастерские». Что ж Вы, уважаемый Пётр Яковлевич, жили-жили, трудились-трудились на благо своего народа и даже на собственную мастерскую не заработали? Вам жалко свою квартиру приспособить под любимую работу? Эх, Вы, Пётр Яковлевич! Так получается? А  я-то грешным делом думала, что изготовление музыкальных инструментов, действительно востребованных титульной нацией, - дело государственной важности. Оказывается, нет. Или только в Хакасии такое возможно – поставить на колени строптивых?
А вот письма из музыкальных школ и сельских домов культуры республики, датированных 2015-2016 годами. Возьмём, к примеру, всего лишь 9 учреждений Аскизского района, подавших заявки. Итак, требуются 42 хомыса, 34 чатхана, 30 хобыраха, 28 тимiр хомысов, 12 ыыхов, 8 тууров, 4 пыргы и 5 шумовых комплектов. Зашла в Аскизскую детскую школу искусств. Это действительно кладезь талантов. Их результаты перечислять и перечислять. Шестой год преподавателем Тариной Аркадьевной Токмашевой ведётся класс хомыса, Юлия Ивановна Ташкенова обучает мальчиков национальному фольклорному искусству: игре на хомысе, тимiр хомысе и чатхане. Эти классы не только востребованны, но и результативны. И что же? Смотрю: на стене висят хомысы, и невооружённым глазом видно, что все они требуют ремонта или обновления. А мастер по изготовлению и ремонту инструментов в это время ходит по инстанциям и просит помещения. 
Вроде как замаячил лучик света в связи с назначением нового министра культуры. В ответе на обращение, датированном 08.04.2020 годом, министр пишет: «Уважаемый Пётр Яковлевич! Министерство культуры Республики Хакасия, рассмотрев Ваше обращение, сообщает: В настоящее время рассматривается возможность открытия в 2021 году отдела (цеха) по производству хакасских национальных музыкальных инструментов  на базе ГАУК РХ Республики Хакасия «Хакасский театр драмы и этнической музыки «Читiген». Данный отдел (цех) планируется разместить  в здании, расположенном по адресу: г.Абакан, ул. Хакасская, 56». Подпись: Л.Ерёмин.
Так быть или не быть мастерской?
А так хорошо всё начиналось. Директор ИСАТ (Институт саяно-алтайской тюркологии) профессор С.П.Ултургашев, а также ректор ХГУ им. Н.Ф.Катанова профессор В.А.Кузьмин очень конструктивно решили вопрос трудоустройства П.Я.Топоева и С.Т.Чаркова. На базе ИСАТ была открыта Лаборатория народного творчества и музыкальной культуры, куда они были приняты на должность мастеров производственного обучения учебно-производственной исследовательской мастерской хакасских музыкальных инструментов. Позднее в связи с созданием Института искусств Лаборатория была передана кафедре народного художественного творчества Института искусств ХГУ. Лаборатория была расположена в подвале музыкального колледжа. Первый заместитель министра социальной защиты РХ Г.Г.Ултургашев из-за закрытия мастерской в одном из муниципальных образований передал ХГУ по согласованию многофункциональный станок для изготовления музыкальных инструментов.
Это время было поистине эпохой Возрождения национальных инструментов. Мастера работали не покладая рук, так как каждый обучающийся должен был иметь свой инструмент. Активизировалась работа по обучению игре на  хакасских инструментах не только в нашей республике, но и в ближайших регионах.
Когда же был положен конец расцвету? Быть или не быть хакасским национальным инструментам? – этот вопрос должен стать одним из краеугольных в повестке очередного съезда хакасского народа.
Галина Боргоякова, 
член Союза журналистов России.

Фото из открытых источников

газета "Аскизский труженик", 2021 г.

Комментировать  

Фотогалерея