Рубрики

Без прошлого нет будущего…

1918 19 октября 2017 | Культура

Без прошлого нет будущего…

Народная мудрость гласит: «Без прошлого нет будущего». А будущее человечества воплощено, прежде всего, в наших детях. Воспитание будущего на примерах лучших достижений прошлого и есть основа патриотического воспитания. А где же это прошлое проявляется заметнее всего в условиях школы? Конечно же, в школьных музеях, где собраны ценные материалы о местной истории и культуре. С детства ребенок ощущает  себя частицей окружающего мира, семьи, народа, малой Родины. Поэтому главная цель школьного музея – воспитание у детей бережного отношения к традициям народа, семьи, школы и стремления сохранить их и преумножить.
Аскизский район– один из региональных лидеров в сфере музейной педагогики. Все образовательные организации имеют свои самобытные и интересные музеи. В целях совершенствования их деятельности ежегодно в конце сентября управлением образования проводится районный смотр-конкурс школьных музеев. 
Смотр-конкурс 2017 года показал, что музейное строительство в нашем районе успешно развивается. По итогам конкурса лучшие школьные музеи награждены почетными грамотами  управления образования и денежными призами Администрации района, Хакасского республиканского национального музея-заповедника, муниципального музея-заповедника «Хуртуях тас», Совета старейшин хакасских родов Аскизского района. 
Музейный комплекс «Чирiм тыны» Калининской СОШ и в этом году подтвердил свой статус лидера в области музейной педагогики. В школе в течение учебного года были организованы фольклорные экспедиции, исследовательская деятельность учащихся по изучению хакасских героических сказаний – алыптыu нымахов, малых фольклорных форм – тахпахов. Проведены экскурсии на хакасском, русском и английском языках. Отдельные экспозиции посвящены теме изучения Сибири немецкими учеными в 18-19 веках: Д.Г.Мессершмидтом, И.Г.Гмелиным, Г.Ф.Миллером, П.С.Палласом, В.В.Радловым. Столетие первого съезда хакасского народа и спортивные достижения выпускников школы также отмечены специальными выставками. Жюри был представлен видеофильм с обзорной экскурсией по музею, сборник материалов с описанием ритуально-обрядовых действий «Три свадьбы–тоя в жизни человека» (автор Г.В.Боргоякова).
Музей «Память» Аскизского  лицея-интерната в этом году занял второе место. В музее проведена большая работа по исследованию истории школы и образования в районе. Оформлены экспозиции, посвященные истории, директорам и учителям, выпускникам школы. Значительное внимание уделено советскому периоду в развитии образования. Активистами музея была показана церемония вступления детей в ряды пионерской организации. Отдельная экспозиция посвящена теме 100-летия Октябрьской революции 1917 года. Музейный комплекс Аскизского лицея-интерната – наиболее динамично развивающаяся структура, с огромным потенциалом и правильно выстроенной работой с музейным активом.
Третьим призером стал музей «Тус таyмазы» МБОУ «Лесоперевалочная СОШ №1». 
Экскурсоводами школы была разработана и проведена первая в республике (!) школьная автобусная обзорная экскурсия по селу Бельтирское и его окрестностям. Объектами показа стали промышленные предприятия, объекты социально-культурного значения, дома известных людей села. Особый интерес экскурсантов вызывают многочисленные курганы, которые расположены сразу за селом. Их возраст более 2,5 тысяч лет. Музей - несомненный лидер в инновационных подходах к реализации музейных образовательных программ.  
Постоянно ведется поиск новых форм работы в музее «Читi хыс» Верх-Аскизской СОШ. В течение учебного года совместно с работниками сельского клуба проводилась исследовательская работа по изучению музыкального творчества земляков С.Н.Толмашова, Е.Ф.Мамышева, О.А.Сунчугашева. Песни этих самобытных композиторов знают и поют как учащиеся школы, так и их родители, а также жители села, района и республики. Жюри конкурса особо отметило положительный опыт музея в работе с населением и практическое значение такой работы.
Основные экспозиции  музея «Истоки» СОШ п. Аскиз посвящены истории поселка, которая неразрывно связана с историей железной дороги. И на этот раз основная тема исследования учащихся – экология железнодорожного транспорта. Единый подход к теме экспозиции, организация и оформление экскурсионных программ, включая даже такие детали, как форма одежды экскурсоводов, были отмечены жюри при награждении музея в номинации «Концептуальный подход в организации музейного дела».
Настоящими хранителями хакасских традиций являются активисты музея «Тадар иб» Нижне-Тейской СОШ. Ежегодно они изучают и включают в экскурсионные программы обряды, связанные с традициями и обычаями хакасов. Сегодня учащимися школы под руководством учителя Н.Е.Субраковой собрано более 10 хакасских обрядов. Коллективом школы подготовлен сборник материалов - «Чон кибiрлерi школа чуртазында» («Народные обряды в жизни школы»).
Специальным призом жюри за творческий подход в организации музейной работы награжден музей «Горница» МБУДО «Аскизский районный центр дополнительного образования – филиал рп Вершина Тея». «Горница» - это, по сути, музей декоративно-прикладного искусства. Основным направлением его деятельности является выставка изделий учащихся, выполненная ими в процессе реализации образовательных программ. Активно используют педагоги в своей работе метод театрализации. Учащиеся ставят мини-спектакли по теме выставки. Такая работа – яркий пример организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода в  соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
Наряду с имеющимися успехами, конечно же, существует и целый ряд проблем. Главная из них - отсутствие в ряде школ отдельных помещений для музеев или же их площадь столь мала, что об эффективности  деятельности и речи быть не может. Сегодня, например, всех радует новое здание Катановской СОШ, но одному из лидеров в сфере музейной педагогики прошлых лет, школьному  музею «Поиск» в нем места не нашлось. Лишь недавно обрел отдельное помещение в новом здании очень хороший музей Усть-Есинской СОШ. Нет своего помещения у музея «Память века» Бирикчульской СОШ. Второй год подряд комиссия не может ознакомиться с деятельностью музея «Исток» Болгановской СОШ, экспонаты которого в нарушение федерального законодательства были переданы новой администрацией школы сельскому клубу. Требуется  расширение площади для оформления новых экспозиций музею СОШ п. Аскиз.
 Дальнейшее развитие школьных музеев связано сегодня, на наш взгляд, с внедрением в их работу информационных и медиатехнологий. Чтобы открыть доступ широкой общественности к фондам школьных музеев для ознакомления ее с деятельностью музеев, необходимо создавать на сайтах школ странички «Школьный музей». Несомненным лидером, причем на региональном уровне, в области экологической музеологии может стать Балыксинская СОШ, интересная идея развития фольклорного направления есть в Усть-Таштыпской СОШ, этноэкология и музыкальный фольклор лягут в основу деятельности школьного музея Усть-Чульской СОШ. Очень перспективными следует признать идеи создания виртуального музея путешествий в Лесоперевалочной школе № 2 и информационного центра по хакасской этнографии на базе школьного музея Кызласовской СОШ. Обозначению «перспективные» подлежат все школьные музеи района, но для дальнейшего развития важно, определив сильные и слабые стороны, наметить и реализовать «планы роста» своих музеев. 
Жюри конкурса благодарит за работу ответственных за школьные музеи и музейный актив. Если утверждение «Без прошлого нет будущего» верно, то именно в ваших руках сегодня находится наше будущее.

Л.Еремин, 
научный сотрудник Хакасского республиканского 
национального
 музея-заповедника,
кандидат исторических наук                                                                  
Н.Сагалаков, 
специалист управления образования

Комментировать