Архив
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Алексей Иптышев: «Главное – сохранение истории для будущих поколений...

511 5 ноября 2020 | Культура

Алексей Иптышев: «Главное – сохранение истории для будущих поколений...

В жизни не приходилось встречать человека, которому не была бы интересна история родного края, а вот сегодняшний гость редакции Алексей Валентинович Иптышев, главный хранитель фондов Аскизского краеведческого музея им. Н.Ф.Катанова, не только интересуется прошлым, но и исследует его на профессиональном уровне. Он профессионал высочайшего класса, проводит увлекательные экскурсии на русском, хакасском, английском языках, в этом я убедилась лично на последнем Тун пайраме. Высокий профессионализм А.В.Иптышева отмечен руководством района знаком отличия «За многолетний добросовестный труд и службу Аскизскому району».

А минувшим летом Алексей Валентинович руководил археологической экспедицией в рамках реализации проекта «Мероприятия по обеспечению сохранности объектов археологического наследия в составе проектной документации по объекту «Второй путь на перегоне Югачи-Казановская Красноярской железной дороги» в Аскизском районе.

- Алексей Валентинович, расскажите, как пришли в археологию?

- С детства увлекался историей, в начале сентября каждого нового учебного года, как только получал новый учебник по истории, я его сразу прочитывал, все запоминал. Школу окончил в поселке Аскиз, мой учитель истории Полина Ивановна Петрук всегда была довольна моими знаниями, по предмету шел на твердые пятерки. Закончил исторический факультет ХГУ им. Н.Ф. Катанова по специализации «Археология». Моя первая экспедиция состоялась в 2003 году, после 2 курса, в окрестностях Белого Яра, на угольном разрезе. Словно вчера помню романтику проживания в полевых условиях, беседы и песни у костра.

 - Вы относительно молоды, Вам 37 лет, и Вам уже доверили возглавить большую археологическую экспедицию.

- Ранее уже возглавлял экспедиции по 20-30 человек. Участвовал в экспедициях на территории Хакасии, Красноярского края, Иркутской области, Республики Тыва, то есть объездил всю Южную Сибирь.

- Расскажите подробнее о раскопках в районе деревни Казановка.

- Это был мой 14-й полевой сезон. В экспедициях я прошел путь от рядового копателя до начальника археологической экспедиции Казановского отряда НПО «Археология и историко-культурная экспертиза».

- Каким образом набиралась команда нынешней экспедиции?

- Рад, что этим летом раскопки прошли на территории нашего района и большая часть команды была набрана из местного населения, жителей Кызласа, Верх-Аскиза, Казановки, Югачи, поселка и села Аскиз, Бельтирского, Катанова. Это рекомендовал и А.В.Челтыгмашев, глава района, сам он неоднократно посетил лагерь, общался с людьми, интересовался находками, смотрел, как исследованы курганы. Набор проводили через соцсети и центр занятости Аскизского района. География участников экспедиции – вся Россия, начиная с Санкт-Петербурга и до Благовещенска. Общая численность сотрудников экспедиции доходила до 130 человек.

- Конкретно в каких местах раскопки велись?

- Вдоль линии железной дороги, в зоне строительства второго пути, между станциями Казановка и Югачи. На данных объектах наша экспедиция исследовала пять памятников: Казановка-7, Казановка-8, Казановка-9, Казановка-11 и 12.

- Алексей Валентинович, должно быть, Вы сами на каком-то из памятников работали?

- Непосредственно участвовал в раскопках памятника Казановка-11, это поселенческий комплекс, я как раз по ним специализируюсь. Мы выяснили, что это очень сложный поликультурный комплекс, на площади обнаружили материалы совершенно разных эпох: начиная от ранней бронзы и заканчивая средневековьем. Среди них следует особо выделить находки художественной резной кости средневекового периода. Нашли немало костяных изделий: на альчиках орнаменты с отверстиями, костяные, железные ножи. Большой интерес вызывает печь окуневского времени, выглядит она как каменный ящик небольшой квадратной формы, высота плиты – сантиметров 30-35, внутри прокал, невооруженным глазом было видно, что этот предмет использовался как очаг.

- Алексей Валентинович, на других объектах интересные находки были?

- С точки зрения науки в целом экспедиция получилась удачной. Расскажу по порядку. Объект «Стела Казановка-7» – это вертикально установленный менгир, находился в непосредственной близости от платформы железнодорожного пути «Историческая». Объект исследовался не полностью, работы проводились только по изучению прилегающей территории для изменения границ зоны охраны. В дальнейшем эта стела будет огорожена и сохранит свое первоначальное местоположение.

 Объект «Одиночный курган Казановка-8» оказался сильно пострадавшим в результате строительства и эксплуатации железнодорожной линии, а также прилегающих грунтовых дорог. В ходе раскопок было определено, что это уникальный памятник эпохи ранней бронзы. Здесь удалось исследовать две чудом сохранившиеся могилы, содержащие останки 7 человек (5 взрослых и 2 детей до 6 лет). Они были похоронены в традиционной позе – на правом боку с подогнутыми ногами, рядом обнаружили сопроводительный инвентарь: керамический сосуд, медный нож, мраморный шар с отверстием, игольник с костяной иглой, подвеску из клыка марала, костяную орнаментированную пластину, большое число зубов сурка, которые использовались в качестве нашивных украшений. Здесь же, на объекте «Казановка-8» обнаружен скелет женщины, рост 175-180 см, рядом с ней клыки и зубы соболя, кабарги. На основании полученных материалов хронология данных находок установлена довольно точно - 26-23 вв. до н.э.

Объект «Могильник Казановка-9» оказался захоронением энеолитической афанасьевской культуры. В зону исследований попали два кургана, оформленных в виде колец. Оба они оказались довольно сильно повреждены в результате строительства и эксплуатации железнодорожного пути. Часть конструкций полностью уничтожена. К счастью, сами могилы находились совсем немного ниже уровня тотального уничтожения и сохранились. Захоронение в кургане 2 оказалось практически полностью разграбленным еще в древности. Из артефактов удалось найти только несколько фрагментов керамики и обработанный астрагал (пяточная кость) барана. Значительно интереснее оказалась могила более крупного кургана 1. Она тоже была ограблена, но в ней часть костей погребенного сохранилась в первоначальном месте. Он был положен на спину с согнутыми и поднятыми вверх коленями. Это был мужчина старше 55 лет. По левую руку от него в могиле находились три сосуда, один из которых очень больших размеров (корчага), что свидетельствует о высоком социальном статусе погребенного. Кроме того, в могиле были обнаружены каменный пест из гальки, два точильных камня и каменная плитка с обработанными краями, которая использовалась для растирания охры. Данное погребение относится к финалу афанасьевской культуры эпохи энеолита, которая, по современным данным, датируется 30-25 вв. до н.э.

Объект «Курганный могильник Казановка-12» также оказался относящимся сразу к нескольким хронологическим горизонтам. Наиболее древним из них был курган 1, сооруженный в окуневское время (25-18 вв. до н.э.). К сожалению, от него сохранилась только небольшая часть, нависающая над железной дорогой, прорезавшей холм, на котором он стоял. Вероятно, к этому времени относились три могилы, из которых непотревоженной оказалась только одна, детская, где находился прекрасно украшенный сосуд. В остальных могилах удалось найти еще несколько фрагментов от схожего сосуда и мраморный шарик с отверстием диаметром 2,5 см, это очень редкие находки сакрального характера. Значительно позднее в этот курган были совершены впускные захоронения в скифский и хунно-сарматский периоды (биджинский и тесинский этапы тагарской культуры). Курган 2 оказался кладбищем тесинского этапа тагарской культуры (2 в. до н.э.), где находились ингумации детей и подростков, а также несколько «парциальных» захоронений взрослых (набор только определенных костей). Все они сопровождались керамическими сосудами. Наконец, курган 4 оказался традиционным для периода поздней бронзы, центральное захоронение которого было практически полностью разрушено, а за оградой была боковая непотревоженная могила с хорошо сохранившимся сосудом.

- Какова дальнейшая судьба ваших находок?

- На камеральную обработку в лабораторию в г.Абакан отправили, этим занимаются специалисты, нумерация присваивается, опись делается. Часть ценных находок должны передать в Аскизский краеведческий музей.

- У вас была довольно сложная, в то же время увлекательная экспедиция. Как в полевых условиях сумели руководить работой 130 человек. С поставленными задачами справились?

- Заказ от РЖД на аварийно-спасательные раскопки мы выполнили, археологи возвращаться туда уже не будут. Все 130 человек были официально трудоустроены. Местное население хоть деньги заработало. Много было 18-летних выпускников школ, у молодежи была радость заработать первые трудовые деньги, ну и романтика привлекала.

Из-за проливных дождей работалось тяжело, грязь месили, тем не менее никто не жаловался. С людьми работать не просто, у каждого свой характер, темперамент, отлынивающим в лагере места не было. Ежедневно проводилась разнарядка, у меня, как у начальника экспедиции, были помощники, бригадиры на каждом объекте. 70 человек ежедневно приезжало из Аскиза, Кызласа, ст. Аскиз на своих машинах, дорога им оплачивалась. Помимо этого, курсировал экспедиционный автобус из Аскиза и до раскопа.

Весь ход работы фиксировали фотоаппаратом и с помощью дрона. План свой мы выполнили в срок, так что железнодорожники на этом участке второй путь могут прокладывать.

- Передовики были?

- Конечно, им премии выписывал. Премии выдавали за отсутствие прогулов и замечаний. Каждый день отмечал, табелировал, всех знал в лицо и поименно.

- Как свободное время проводили, с гитарой у костра?

- Времена, когда в археологических экспедициях вечерами сидели у костра и пели под гитару, давно прошли. У нас был генератор, походная баня с парилкой, кто-то читал, большинство в интернете сидели. Воскресенье было нашим законным выходным. В качестве активного досуга провели турниры по шахматам и шашкам. По этим настольным играм самыми сильными оказались копатели из Абакана и Саяногорска. Провели абсолютное первенство по борьбе, здесь, конечно же, наших парней никто не смог победить. Казимир Кучугешев из Верх-Аскиза при собственном весе 62 кг 80-90-килограммовых мужчин валил и стал победителем. Победители и призеры были поощрены. Вот такие интересные межрегиональные турниры у нас получились.

- В целом результатами экспедиции Вы довольны?

- И как специалист, и как руководитель всем доволен остался. Удача археологов во многом от опыта копателей зависит, они должны быть внимательными, чтобы артефакты не повредить, не пропустить. В таких охранных раскопках главное для меня - сохранение истории для будущих поколений. От данной экспедиции получил бесценный опыт работы с людьми в полевых условиях.

- Ваше жизненное кредо?

- Живу по принципу Павки Корчагина: жизнь дается всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы… Не останавливаться на достигнутом, в каждой ситуации человеком оставаться. В жизни каждый должен реализовать свой потенциал.

- Благодарю за содержательную беседу, побольше результативных экспедиций и находок.

Мира Беспоместных.Фото Е.Абумовой

Комментировать  

Фотогалерея