423 3 июня 2019 | Общество
В весенние дни, наполненные огородными заботами, вспоминается, как по первой просьбе спешил к нам папа вспахать огороды, беря долю наших забот на свои отцовские плечи. Не знаю, как бы мы без него разрабатывали наши участки под картофель – попадались всегда трудные для пахоты. Подъедет, не спеша оглядит участок, подумает, прикинет и вспашет – земля пухом ляжет.
Он был прекрасным хлеборобом мой папа Григорий Никитич Санзараев, механизатор третьей фермы совхоза имени Калинина. Побеждал на районных и областных соревнованиях пахарей. В 1970 году ездил на 3-й краевой конкурс механизаторов-пахарей, врученные тогда массивные часы с надписью «Madein USSR» скоро уж полвека, как, не требуя ремонта, отсчитывают время. С грамотной вспашкой земли напрямую связан будущий урожай: с такой, чтобы в самый раз, чтобы посеянные пшеница ли, кукуруза, картофель хорошо чувствовали себя и давали крепкие дружные всходы.
Весной 1971-го ему вручили орден Ленина, на награждение ездил в Красноярск. И когда сестра - любознательный ребенок - спросила у него, за что его наградили орденом, он ответил: «За то, что хорошо пахал, дочка».
Да, пахал - 45 лет растил хлеб, хотя трудовой стаж его по факту больше, чем по документам. Университетов не оканчивал, всю работу постигал на практике, на земле, лишь три месяца поучился в Аскизской МТС, чтобы получить необходимую «корочку». Совсем парнишкой поработав прицепщиком, он проявил такое стремление к сельскому труду, что раздумал учиться в пятом классе. Бабушка, одна вырастившая внука, пыталась вернуть его в школу, а он накручивал круги вокруг кузни, увертываясь от её хворостины.
В 1952 году 15-летним парнем он сел на первый свой трактор-колесник в колхозе имени Мичурина, что был в Нижней Базе. Это была железная машина со стальными колесными ободами, без каких-либо признаков шин. В колхозе денег за работу не давали, начисляли трудодни. По словам мамы, их у папы было не так много, как у неё, работавшей на свиноферме, но они были намного весомей. Если трактористам на один трудодень осенью полагались 2 кг пшеницы, то мамин равнялся лишь 15-20 граммам. Нужны деньги – свези пшеничку на мельницу, смели и продай муку. Деньги имелись у шахтинских: километрах в пяти-шести от Базы добывали уголь и там жил большой поселок.
В 1957 году был образован совхоз имени Калинина с центральной усадьбой в Калинино и с несколькими фермами: в Верх-Базе, Усть-Базе, Луговом, Верх-Аскизе, Бельтырах, Ворошилово, Нижняя База стала третьей фермой. А папа с гусеничного ДТ, на котором работал какое-то время, пересел на «Беларусь» (их у него было три), в уборочную страду садился за штурвал комбайна. Гарантированный срок службы трактора 8 лет, но в его руках они работали много дольше, последний, МТЗ-80, - больше двух сроков. Просто он досконально знал устройство своего трактора, да и другой сельхозтехники, если что забарахлит, мог и на слух определить, что именно дает сбой, тут же ремонтировал.
В 80-е стали внедряться новые методы работы, отец стал звеньевым безнарядного звена по выращиванию кукурузы, когда основную зарплату выдавали лишь по итогам уборки урожая. При неурожае можно было остаться с шишом в кармане. Но кукуруза уже перестала быть экзотической культурой для наших полей, хорошо отзывалась на уход и вырастала отменная.
Трудяга, он не боялся никакой работы, как и не бросался на неё сломя голову, всё делал обстоятельно, умел с ней «договариваться»: подумает-поразмыслит, найдет оптимальный вариант, сделает – залюбуешься. Природная сметка, мышление рационализатора позволяли ему находить нестандартные решения, в результате которых какие-то железяки, брошенный металлолом обретали новый смысл. Мастер на все руки, он любил не дерево, а железо - металл был для него теплым, живым, податливым. Мама хотела деревянные ворота, а он варил и ставил металлические, что в итоге оказывалось лучше. Или, присмотревшись к куску металлолома, долго лежавшему возле тропинки к нашему дому, разглядел в нем остов для арбы-самосвала, которая потом порядком прослужила, и не только ему. Из кузова машины, давно определенного на свалку, сработал тракторную тележку с ведущими колесами, за счет которых трактор мог проехать и по глубокому сугробу, и по непролазной грязи. А плотно прилегающий борт позволял перевозить на ней и рассыпные грузы - понятно, что такое надежное устройство всем оказалось позарез нужно.
Он всегда старался выдумать и сделать что-то, что облегчило бы тяжелый сельский труд. По рисунку из журнала «Сельский механизатор» сделал арбу, усовершенствовав по своему замыслу. Сена в неё входило больше, и дома зарод не надо было перекидывать и заново вершить – действовал механизм самовыгруза. Сельчане оценили новинку и последовали его примеру, вскоре в селе появилось несколько таких арб. Папин опыт оформили рацпредложением. Работавшие вместе мужики порой диву давались его трудовой смекалке и обращались со своими нуждами, а он никому в просьбе не отказывал: чинил, клеил, точил, паял, варил.
Мама хранит их обручальные кольца, которые папа выковал из медных пятикопеечных монет, – где ж было взять кольца в те годы. Между ними существовала незримая связь – она каким-то образом всегда угадывала, что он возвращается домой из командировки или другой дальней поездки, узнавала звук его трактора среди гула других... Когда выходил на пенсию, дали в личное пользование трактор Т-40, от которого в силу обстоятельств оставался один скелет. И опять не сидел сложа руки, возился, доставал запчасти и собрал-таки, поставил на собственный ход.
Труд – он всегда во имя чего-то. Он трудился изо всех сил в первую очередь ради того, чтобы вырастить, выучить, поставить на ноги своих детей.
Конечно, не он один пахал и возделывал родные поля, хороших землепашцев на одной только ферме №3 было немало. Полностью отдавая себя работе, трудились Сергей Николаевич Чертыков, Григорий Иванович Ивандаев, Сергей (Юрий) Иванович Чертыков, АнанийОксановичКосточаков, Алексей Гаврилович Киргинеков и многие другие.
Светлана Чертыкова.
Фото из архива Н.Т.Боргоякова