Рубрики

Традиционные правила поведения

463 22 августа 2024 | Асхыс Чайааны

Традиционные правила поведения

В редакцию обратился постоянный подписчик газеты А.С.Чаптыков из с.Аскиз, он обеспокоен тем, что на традиционном месте поклонения высшим силам природы у подножия горы Уйтаг не стало баннера с текстом о правилах поведения в священных местах, и попросил опубликовать статью об этом.  Сам он желает на своей исторической родине, в Чаптыково Бейского района, оформить баннер с этими правилами. 
Осветить данную тему редакция попросила большого знатока обычаев и традиций хакасского народа Л.В.Горбатова, научного сотрудника МАУК  МЗ «Хуртуях тас», председателя Совета старейшин Аскизского района.
– Правила поведения в подобных местах выработаны нашими предками и заключаются в том, чтобы не нарушить покой этих мест.
Никогда нельзя в таких местах кричать. Копать, строить, что-либо менять, даже передвигать камни категорически не рекомендуется. Такие действия могут проводиться исключительно с разрешения шаманов или старейшин.
Бросать монеты не рекомендуется. Если есть время остановиться - остановись.
Если в машине есть молоко, вода, минеральная вода, вода из источников, то можно их немного разбрызгать по четырем сторонам и в сторону неба. Спиртные напитки в данном случае неуместны.
 Важно помнить, что разбрызгивание напитков идет только для добрых сил, таких, как дух горы, дух местности, дух огня, предков.
Если держишь дальний путь, то завяжи белую ленточку-чалама.
Если твой путь труден и ты сомневаешься, то завяжи синюю ленту, чтобы небеса благоволили тебе.
Если ты ищешь покровительства предков, то завяжи зеленую ленту-чалама. 
Если ты счастлив и желаешь счастья другим, то завяжи красную ленту-чалама.
Ленту-чалама желтого цвета наши предки никогда не вязали в таких местах.
Не рекомендуется в таких местах останавливаться после захода солнца. Собирать подношения и даже монеты категорически нельзя, можно рассердить духа хозяина местности.
Уходя, всегда мысленно поблагодарите место.
Если ты не уверен или не знаешь обряды и традиции местного населения, спроси у кого-нибудь. Если не у кого спросить, лучше ничего не делай.
Теперь о горе Уйтаг. Она овеяна множеством легенд. Каждый ее уголок имеет свое название. Здесь в 1991 году установили коновязь для почитания горных духов двух степей – Сырской-Уйбатской и Сагайской, а также горы Уйтаг. Это почитаемое место для всех проезжающих путников и жителей близлежащих хакасских селений. 
У подножья горы некогда жили носители таких фамилий, как Сафьяновы, Тодышевы, Добровы, Доможаковы, и другие.
Гряда Уйтаг находится практически в географическом центре Хакасии, где путнику представляется возможность ознакомиться с древней и современной культурой хакасского народа. По правую и левую сторону от дороги, проходящей по Сагайской степи, можно видеть обилие памятников истории и культуры.
Возле горы Уйтаг много лет проводились различные обряды, направленные на благополучие как местных жителей, так и путников. Название горы состоит из 2 слов: Ӱӱ-ӱй - в переводе означает собранная, тағ – гора. 
По легенде, гору собрали люди, переходящие из Сырской-Уйбатской степи в Сагайскую. Чтобы задобрить хозяев местности и показать, что пришли с миром, выбрали место для проведения обрядов. 
Путники всегда останавливались у священного места, где установлен столб, символизирующий Ось мира. Ось мира объединяет собой, по представлениям хакасов, три мира: верхний - Ӧӧркi тилекей, мир богов, мир космоса; средний – Кӱннiг чир, солнечный мир; нижний – Сын чир, правильный мир.
В этом месте, как говорят легенды, проходило одно из камланий хакасского князя, обладающего шаманским даром, Хаңза пига. Камлание было посвящено будущему хакасского народа. Посадили березу. Хаңза пиг выстрелом в березу должен был предсказать: придет ли Ах хан или будут править на своей земле хакасские князья? Если пойдет белый сок с березы, то придет власть Ах хана, если красный – править будут хакасские князья, как и прежде.
Вот уже много лет хакасский народ живет в дружбе и добрососедстве с другими народами. В память об этом здесь установлен столб, символизирующий связь трех миров и напоминающий о событиях древних лет. И в знак уважения к делам предков, почитания сил природы здесь полагается завязать ленточки-чалама. 
Л.Горбатов,
научный сотрудник МАУК МЗ «Хуртуях тас», 
председатель 
Совета старейшин Аскизского района.

Газета "Аскизский труженик", 2019 г.

 

Комментировать  

Другие новости