319 1 марта 2019 | Общество
Прошло 100 дней с момента избрания Валентина Коновалова руководителем региона. Есть такая традиция — подводить на этом рубеже первые итоги. Напомним, избирательная кампания прошлого года побила все рекорды. Главу Хакасии выбрали только с пятого раза. В первом туре победу одержал Валентин Коновалов. Затем поочередно с дистанции ушли Виктор Зимин, Андрей Филягин и Александр Мяхар. О готовности стать губернатором заявлял временно исполняющий обязанности главы Хакасии Михаил Развожаев. Однако жители региона сделали выбор в пользу Валентина Коновалова. День голосования состоялся 11 ноября 2018 года. В течение трёх дней после него больше десятка министров и других высокопоставленных чиновников ушли со своих постов, некоторые из них даже не передали дела новым руководителям. Что досталось новому главе региона в наследство?
Из плохого — последнее место среди регионов Сибири по готовности к зиме. Принятые 15 ноября, прямо в день инаугурации, завышенные и необоснованные «мусорные» тарифы. Огромные долги перед энергетиками. Критическое финансовое состояние бюджета. Ряд проблемных строек. Так, сразу после выборов прокуратура Хакасии потребовала закрыть перинатальный и музейно-культурный центры, введённые в эксплуатацию с грубыми нарушениями.
— Валентин Олегович, наследство, прямо скажем, непростое.
— Когда я шёл на выборы, отлично понимал, что республика находится в тяжелейшем состоянии. Совершенно критической является ситуация в сфере ЖКХ. Аварии устраняются одна за другой, но отопительный сезон всё же продолжается и близится к завершению. В любом случае наша команда работает с тем, что есть. Несмотря на смену власти, работа организована без критических сбоев.
— Сформировано ли правительство?
— В целом да. Мы утвердили новую, более компактную его структуру. Первый заместитель — Андрей Серафимович Асочаков, депутат Верховного Совета. Человек в Хакасии известный и уважаемый. Утверждены и остальные заместители. У меня было своё понимание, кто и какое направление мог бы возглавить. Однако, как было обещано в ходе предвыборной кампании, проведены открытый конкурс, сотни собеседований. Я считаю, что власть должна быть открытой. Несколько человек осталось и из прежней команды: министр образования и науки Лариса Гимазутина, министр здравоохранения Владимир Костюш. Есть и новые лица, их много. Например, министр культуры Леонид Ерёмин, признанный профессионал.
— Команда сформирована, понятно. Однако развитие Хакасии зависит от властей не только региона, но и федерального центра. Как складываются отношения с Москвой?
— Позиция президента страны — помогать всем регионам, вне зависимости от того, представитель какой партии возглавляет регион. Это было озвучено на пресс-конференции, где вопрос Путину задал журналист газеты «Хакасия» Юрий Абумов. Подтвердил свою позицию Владимир Владимирович и на встрече в конце декабря, куда пригласили меня в числе нескольких губернаторов, избранных в конце прошлого года. Самое главное, эта позиция президента нашла своё отражение в бюджете. В 2019 году объём поступлений в регион из федерального центра будет больше, чем в 2018-м. Кроме того, за эти 100 дней у меня прошли встречи с полномочным представителем президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Сергеем Меняйло, с федеральным министром просвещения Ольгой Васильевой и министром транспорта Евгением Дитрихом. С федеральным центром выстроены рабочие, конструктивные отношения. Есть планы взаимодействия, проекты, которые будут реализованы.
— Валентин Олегович, если проблем с Центром нет, почему федеральные СМИ Вас критикуют?
— Федеральный центр — это президент и правительство, профильные министерства. Я вижу отношение к нам на примере участия Хакасии в национальных проектах. За последние месяцы были заключены соглашения, по которым наш регион получит миллиарды рублей. Что касается критики в СМИ, признаюсь, меня удивило, что она началась не через какое-то время, хотя бы спустя месяц или два, когда уже было бы что обсуждать, а буквально на следующий день после выборов. Почему это происходит? В сентябре этого года в некоторых регионах страны должны состояться выборы губернаторов. Политтехнологи «Единой России» заинтересованы показать избирателям, что представители оппозиции плохо справляются со своей работой. Я это точно знаю. Губернаторы Иркутской и Владимирской областей, Хабаровского края, избранные от КПРФ и ЛДПР, тоже столкнулись с массированными информационными атаками, откровенной клеветой. Таковы реалии. Что касается нашей республики, эти атаки организуют люди из бывшей команды Зимина, те, кто в годы его правления хорошо кормился, а сейчас кормушку потерял. Я знаю, что Виктор Михайлович стал заместителем руководителя РЖД. Могу ему пожелать только удачи.
— Как в целом Вы охарактеризуете расстановку политических сил в республике?
— В Хакасии уникальный по сравнению со всей страной парламент. В Верховном Совете — представители сразу семи политических партий.
— И как же они договариваются? Не только между собой, но и с правительством?
— По самым ключевым вопросам депутаты и правительство способны к консолидации. Это очень важно. Перед вторым чтением проекта бюджета я внёс целый ряд поправок. И, как вы заметили, все они были приняты единогласно. Я благодарен депутатам Верховного Совета за поддержку. По ряду других ключевых вопросов мы тоже достигаем взаимопонимания. Поскольку есть задачи, решение которых поддерживают все политические силы, к примеру «мусорная» реформа. Ведь главное для всех нас — Хакасия, её жители.
— Валентин Олегович, на выборы Вы шли с программой, конкретными обещаниями. Что скажете по этому поводу?
— Моя предвыборная программа лежит у меня на рабочем столе. Повседневная работа состоит из множества текущих вопросов. Чтобы не завязнуть в рутине, нужно напоминать себе о приоритетах. Главный из них — пересмотр отношений с крупными корпорациями. Используя ресурсы Хакасии, они зарабатывают десятки миллиардов рублей и не в полной мере исполняют свои обязательства перед регионом. В начале февраля состоялась встреча с руководителями угольных разрезов. На мгновенные результаты надеяться сложно, однако переговоры начались и будут продолжены. Хорошие новости есть от компании «РУСАЛ». В начале этого года бюджет республики имеет дополнительные налоговые поступления в размере 1,3 миллиарда рублей. Это очень важно для региона. Более того, по итогам года долговая нагрузка на Хакасию будет снижена. Отмечу, что при любой сложной ситуации социальные выплаты будут сохранены, а по некоторым категориям даже увеличены. Так, не только ветераны, но и «дети войны», а это десятки тысяч человек, ко Дню Победы получат единовременную денежную выплату в размере 1000 рублей.
— Перед выборами Вы говорили об аудите. Уже можно сказать о результатах?
— Один из результатов — существенное снижение, более чем на 20 процентов, тарифов на вывоз мусора для жителей Саяногорска, Аскизского и Бейского районов. Мы проверили принятые ранее тарифы на 2019 год и убедились, что они необоснованные. Это только первые результаты аудита, вопрос у меня на контроле и мы продолжаем работу.
Существенные средства удалось сэкономить, переселив сразу несколько министерств с арендованных площадей в государственные. Оптимизированы расходы представительства в Москве, ликвидировано ненужное представительство в Санкт-Петербурге, сокращён аппарат управления правительства.
— Одна из самых больших проблем практически в каждом регионе — это сфера ЖКХ. Какие изменения планируете?
— В целом в республике сложная обстановка в жилищно-коммунальной сфере — тепловые сети очень изношены. Недавняя авария в Черногорске это показала. Сети находятся в частных руках, не обслуживаются должным образом и не ремонтируются годами. Я дал поручение проверить, как в целом проводилась подготовка к зиме, как реагировала компания на замечания надзорных органов. Это большая проверка, она ещё не закончена, там работает и Следственный комитет.
Ещё сложнее обстоят дела с энергетиками, перед которыми огромные долги со стороны коммунальщиков. Они тоже копились годами. С МРСК Сибири мы в постоянном контакте, идут переговоры. Мы не нарушаем договорённостей, которых достигли на последней встрече. На сегодняшний день у республиканских учреждений нет задолженности. Та задолженность, о которой говорит МРСК, — это долги частных компаний в сфере ЖКХ и муниципальных учреждений. Со своей стороны мы оказываем содействие по ликвидации задолженности. Но, конечно, я понимаю, что у МРСК есть свой коммерческий интерес. Естественно, они хотят эти процессы ускорить, чтобы республика взяла на себя какие-то дополнительные обязательства. Это невозможно по закону, мы не имеем права финансировать частные компании.
— Проблем много. Но давайте поговорим о перспективах. После 100 дней работы что можете сказать?
— Сформировано профессиональное правительство, проведён аудит, пересмотрены отношения с крупными корпорациями, которые будут повышать отчисления в региональный бюджет, начата модернизация системы ЖКХ. Нельзя не сказать об участии республики в национальных проектах. В ближайшие годы в Хакасии будут отремонтированы десятки километров дорог, построены радиологический корпус онкологического диспансера, несколько школ, свыше десятка детских садов, фельдшерско-акушерские пункты, психоневрологический диспансер и другие объекты. Кроме того, как и в Красноярском крае и Туве, в Хакасии реализуется проект «Енисейская Сибирь», который предполагает развитие транспортной инфраструктуры и реализацию других крупных проектов.
Всё это позволит создать новые рабочие места, более комфортные условия, что, в свою очередь, значительно улучшит качество жизни населения Хакасии. А это моя первоочередная задача. Правительство же, как никогда раньше, нуждается в доверии и поддержке жителей нашей республики. Только вместе, быстро и без потерь, мы сможем выйти из той сложной ситуации, в которой оказалась наша Хакасия.
Виктор Переверзин