Архив
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
     

Учим детей открывать наш мир

590 21 октября 2019 | Общество, Наши люди

 Учим детей  открывать наш мир

– Вот ненормальные, чего им дома не сидится! – часто этой фразой характеризуют тех, кто любит взвалить рюкзак за плечи и отправиться в поход на горы. Туристы – это, я бы сказал, особое сословие людей, которым тесно в стенах своего дома, и они ищут приключений, открывая для себя наш большой мир. И это не обязательно путешествие за границу – удивительные места можно найти и в Хакасии. Даже у нас в районе много интересных уголков. Просто не все хотят их видеть.

Настоящих, заядлых путешественников в Аскизском районе немного, чаще наши достопримечательности посещают туристы из соседних регионов и заграницы. Еще меньше тех, кто учит быть профессиональным туристом. Ведь туризм – это целая наука, где важно многое знать, чтобы твое путешествие было приятным, а не стало борьбой за выживание.

Андрей Михайлович Чебодаев – один из тех наставников, настоящих любителей своего дела, кто может научить людей узнавать мир по-новому. Молодой человек ведет кружок по туризму на базе Аскизского районного центра дополнительного образования. Вся его деятельность направлена на воспитание молодого поколения путешественников.

Родился Андрей в деревне Луговая в многодетной семье. Родители с детства воспитывали в сыне любовь к родной земле и природе. В юные годы будущий турист интересовался историей, любил читать книги об удивительных местах нашей планеты и мечтал о больших путешествиях. Уже в школе Андрей получил первые навыки туриста, побывав в нескольких походах. Экскурсии в пещеры у аала Бейка и на горе Пистаг, что находится в районе озера Баланкуль, пешие прогулки по окрестностям Казановки – все эти поездки, организованные классным руководителем Р.Ю.Канзычаковым, глубоко запали в душу молодому человеку.

Но профессионально заняться туризмом Андрей еще долго не помышлял. Носитель родного языка, он хотел стать учителем, чтобы преподавать детям хакасский язык и литературу. Для этого он поступил в Хакасский госуниверситет в институт саяно-алтайской тюркологии. На несколько лет про походы пришлось забыть – учеба отнимала все время, да и детские мечты теперь казались просто забавой.

- Во время учебы я часто приезжал в родной район на практику. Во время одной из них я заменял классного руководителя в Калининской школе. Тогда ко мне обратился руководитель кружка по туризму из Аскизского центра детского творчества А.С.Жаров с предложением организовать экскурсию для детей в пещеру Горизонтальная, что неподалеку от Верхней Базы, - рассказывает Андрей Михайлович. – В это время там проходил слет туристов-спелеологов. Детям очень понравилась экскурсия, и еще мы пообщались со спелеологами, вместе посетили пещеры, в общем, провели день незабываемо. Вот тогда я опять начал мечтать о походах.

Узнав о том, что в университете есть курс по туризму, даже не курс, а просто общество любителей путешествий, Андрей, не задумываясь, записался в него. Наставник, Д.Д.Вишневский, в течение года учил студентов азам туризма: подготовка к походам, изучение туристического снаряжения, действия при экстремальных ситуациях и т.п. Но особо запомнилось начинающему путешественнику итоговое занятие – двухдневный сплав по Енисею. Пришлось на практике осваивать управление лодкой и в условиях штиля, и при резком ухудшении погоды.

После университета Андрею пришлось попробовать в себя в нескольких профессиях, так как не удалось устроиться работать по специальности. В эти годы Андрей женился и переехал жить в аал Катанов. Судьбоносной стала встреча с Анатолием Жаровым, который запомнил бывшего студента-практиканта по походу в базинские пещеры. Руководитель туристического кружка пригласил Андрея поработать один сезон воспитателем в детском палаточном лагере «Золотинка», располагавшемся у озера Баланкуль. Анатолию Сергеевичу понравились усердие и добросовестность Андрея, и он предложил ему устроиться на работу в Аскизский центр детского творчества.

- Поначалу у меня было только полставки и одна группа, которую я набрал в Катанове. На первых порах меня хорошо опекал Анатолий Сергеевич, которому я буду благодарен всю жизнь. Именно он открыл для меня нужную дверь и показал ту жизнь, о которой я всегда мечтал. Он всегда был рядом, помогал советом и был настоящим наставником, научившим всему, что нужно для моей работы, - рассказывает Андрей Михайлович. – На сегодняшний день я проработал в районном центре дополнительного образования уже более семи лет. Сейчас у меня учится более 140 детей в восьми группах. Набираю ребят в Катанове, в интернате Аскизского лицея, в родной деревне Луговая.

Программу кружка по туризму Андрей разрабатывал сам, учитывая опыт своего наставника А.С.Жарова. Программа рассчитана на три года обучения. Учеников в кружок Андрей набирает только с 10 лет, так как занятие туризмом не из легких. Хотя первый год для ребят покажется несложным. В этот период юные туристы только знакомятся с бытом и навыками путешественников, изучают краеведение и необходимое снаряжение. В первый год у наставника только одна задача – заинтересовать ребенка, чтобы он не бросил кружок. Потому что ребятишки в основном записываются, во-первых, из-за романтики, т.е. походов, и во-вторых – возможности отдохнуть от скучных уроков. Поэтому Андрею приходится минимизировать теоретические занятия, а больше проводить однодневные походы по окрестностям Аскиза или Катанова.

На втором году обучения Андрей начинает давать более глубокие знания, которые важны для любого путешественника. Например, умение вязать туристические узлы, которых примерно 12 видов. Каждый из этих узлов может пригодиться путешественнику в любой момент, хотя их полезно знать не только тем, кто ходит в походы. Также любой турист должен знать, как оказать доврачебную помощь, потому что

Окончание на стр. 11

любой поход может быть непредсказуемым.

С теми учениками, кто посещает кружок второй год, Андрей периодически совершает многодневные походы. Тут начинается настоящая проверка на прочность и выносливость, ведь ребята целый день могут идти десятки километров с тяжелыми рюкзаками за плечами. Тут же они на практике учатся правильно обустраивать полевой лагерь: ставят палатки, разводят костры и самостоятельно готовят еду. Такие походы крепче сплачивают группы, старшие ребята во всем стараются помогать младшим товарищам. После таких полевых занятий у учеников остается масса впечатлений: ночевка посреди темного леса в палатках, страшные истории у костра и прекрасные виды первозданной природы.

Но самое главное, на втором году обучения ребята учатся работать с картой и компасом и постигают такую научную дисциплину, как топография. Ведь настоящий путешественник должен уметь быстро ориентироваться на местности, моментально определять свое местоположение, что может хорошо пригодиться ему во время походов по горам или в лесу.  Чтобы проверить, как ребята усваивают такую сложную науку, проводятся соревнования по спортивному ориентированию. Для успеха здесь важно свободно владеть картой и быстро бегать. Существует несколько видов таких соревнований: спринт, где дистанция небольшая; эстафета, где участники соревнуются в командах; индивидуальное первенство – самый сложный вид. Суть соревнований такова – на определенной территории организаторы устанавливают несколько контрольных пунктов, которые должны отыскать участники. На каждом пункте имеется специальный датчик. Всем участникам дается карта данной местности, смоделированная на компьютере, и компас. Маршруты у всех индивидуальные, т.е. ребята ищут только собственные наборы КП. Участнику дается небольшой чип, который он должен приложить к датчику на контрольном пункте, если найдет его. Информация идет сразу же на компьютер к судьям, и они видят, кто и сколько пунктов нашел. Победителем становится тот, кто быстрее отыскал все пункты. Такие соревнования проводятся регулярно, для участия в них собираются юные туристы со всего района. Не раз призовые места занимали и воспитанники Андрея.

- Наш Аскизский район – уникальное место. Здесь можно совершать путешествия любой сложности – от легких пеших прогулок по окрестностям озера Баланкуль до походов высокой категории в горах Кузнецкого Алатау. Для начинающих покорителей вершин имеется хорошая гора Сахчах высотой 1661 метр, на которой можно проверить свои силы. Есть множество пещер для любителей спелеологии (более 10 пещер только в районе Верхней Базы), а кто хочет, может сплавляться по рекам, - рассказывает наставник по туризму. – Мне хочется расширять географию походов нашего туристического кружка. А еще планирую усложнять маршруты, но для этого нужно пройти специальную учебу в Новосибирске. Чем выше категория сложности похода, тем больше ответственность.

Недавно Андрей со своим учеником Димой Байдошевым начал разработку нового велопешего маршрута, рассчитанного на несколько дней. По плану участники стартуют от озера Хан-Куль на велосипедах. Их путь лежит по степным просторам района с посещением достопримечательностей, таких, как гора Уйтаг, музей в селе Аскиз. По дороге туристы познакомятся с историями населенных пунктов, которые будут проезжать. Ночевки исключительно в полевых условиях, с обязательными посиделками у костра. В музее под открытым небом «Казановка» участники оставят велосипеды и доедут на электричке до Бирикчуля, где поднимутся на вершину горы Сахчах. С этим проектом они выступали на научно-практической конференции в Абакане.

Андрей добавляет, что ему самому еще рано называться опытным наставником. Он регулярно участвует на туристических слетах, где общается с коллегами из соседних регионов. Такие встречи дают новые знания и новые знакомства. Приходилось Андрею выступать на семинаре в Москве с докладом по теме «Краеведение на занятиях по туризму». Несмотря на то, что работать он начал недавно в этой сфере, его не раз отмечали на районном уровне. Также имеется благодарность от Министерства образования и науки Хакасии и грамота от организаторов XI Международной научно-практической конференции молодых исследователей.

- Мы, наставники по туризму, учим детей открывать для себя мир по-новому. Чтобы они смотрели на природу и могли увидеть ее истинную красоту: вот дерево на вершине холма грациозно изогнулось, там удивительный рельеф у горы. Главное, чтобы мои ученики любили природу и бережно к ней относились, ведь наш мир очень хрупкий и мало осталось в нем нетронутых уголков, где бы люди не оставили свой след в виде мусора или надписей, - в заключение добавил Андрей Чебодаев. – В свободное время мы с женой и сыновьями также стараемся активно отдыхать. Например, нынешним летом с женой ездили на Алтай и Ергаки.

В советские годы физическая культура, спорт и туризм были в большом почете, а сейчас можно по пальцам пересчитать руководителей туристических кружков. А ведь они дают детям те навыки и знания, большинство из которых могут пригодиться в жизни: физическая выносливость, ориентирование на местности, поведение в экстремальных ситуациях, навыки выживания в условиях леса или тайги.

Максим Ахпашев.

Фото из личного архива А.Чебодаева

Комментировать  

Фотогалерея